Начальник технического центра ОАО«Мозырьагропромснаб» Валерий Федорович Протас уверен,что в его работе мелочей не бывает. Каждая деталь нужна и важна для бесперебойной работы больших сельскохозяйственных машин.
А вот отремонтировать вышедшую из строя деталь, заменить ее новой и качественной уже в течение суток всегда смогут специалисты центра.
– Валерий Федорович, как давно вы работаете на предприятии? Пришли сюда уже имея какой-то опыт в подобной сфере или все здесь для вас было в новинку?
– Родился я в сельской местности – в Мелешковичах. Рядом с домом, тогда еще в совхозе «Каменка», работал трактористом. Попутно окончил Буда-Кошелевский сельскохозяйственный техникум. Некоторое время работал инженером в хозяйстве, а потом, так сложилось, в 2002 году пришел в ОАО «Мозырьагропромснаб». Много лет трудился в должности инженера гарантийной службы, затем работал заместителем начальника технического центра. Сегодня возглавляю центр. Так что опыт работы в технической сфере у меня достаточно длительный.
– Давайте поясним нашим читателям: в чем заключается специфика работы вашего центра?
– Мы занимаемся гарантийным и послегарантийным ремонтом и обслуживанием техники производства ОАО «Гомсельмаш» (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны), ОАО «Минский тракторный завод» (серийная техника (серия 800-200), энергонасыщенные трактора (2522-3522)), ОАО «Минский автомобильный завод». Сейчас на гарантии у нас стоит 56 энергонасыщенных тракторов, ждем еще такое же поступление. В данный момент на территории стоит 9 новых комбайнов, пришедших к нам с завода-изготовителя, которые согласно программе, утвержденной Гомельским облисполкомом, будут предоставлены нуждающимся в них хозяйствам. Так что работы достаточно.
– Интересно, а какой гарантийный срок у того же комбайна?
– Гарантийный срок – 2 года. В этот период, если поломка произошла не по вине эксплуатирующей стороны, ремонт производится за счет завода-изготовителя.
– В каждой работе есть свои сложности. С какими приходится сталкиваться вам?
– Согласно Директиве № 6 гарантийный отказ должен быть устранен в течение одних суток, при том, что раньше на особо сложные ремонты отводилось до 5-ти дней. А ремонты, повторюсь, бывают достаточно сложными. Например, нужно заменить задний мост в тракторе, корпус муфты сцепления, двигатель. Теперь даже самую сложную работу нужно сделать оперативно за 24 часа.
– Как охарактеризуете отечественную технику? Есть ли у нее наиболее уязвимая сторона?
– Поломки случаются, но нельзя сказать, что всегда выходит из строя одна и та же деталь и что характерны определенные недочеты. Каждый раз все по-разному. Например, в одном случае могут течь резинотехнические уплотнения, в другом – неполадки с двигателем.
Данные о поломках поступают на заводы-изготовители, и там всю эту информацию внимательно изучают для того, чтобы исключить подобные неполадки в будущем. Так что отечественная сельскохозяйственная техника со временем модернизируется и становится достаточно конкурентоспособной.
– А бывает, что выходит из строя компьютерная система, скажем, комбайна?
– Это достаточно редко происходит. В этом случае мы отправляем «сердце» на завод «Интеграл» в Минск, либо их представитель приезжает на место, где и устраняет поломку.
– Зависит ли исправность машины от механизатора? Насколько важно, кто сидит в кабине? И каким сегодня должен быть этот человек?
– Конечно, от того, кто эксплуатирует технику, зависит многое. Этот человек должен подходить к делу с душой. Если он бережно относится к технике, если ему хочется работать, все получится. Равнодушных людей в кабине быть не должно. И сегодня время диктует другие правила. Например, этот человек должен быть образованным. С одной стороны, техника сегодня так устроена, что ей управлять сможет даже школьник, хоть чуть-чуть разбирающийся в компьютерах. А, с другой стороны, без образования в прямом смысле далеко не уедешь. Хоть все и просто, владеть основами, конечно, нужно. Необходимо знать, какую программу нужно задать и как правильно это сделать.
– Если говорить о кадрах, которые работают в техническом центре вашего предприятия… Можно сказать, что это действительно мастера своего дела?
– Именно так. Сегодня текучки кадров в нашем отделе практически не наблюдается. Люди работают знающие, образованные. Это достойные специалисты. Они выезжают на место, оперативно устраняют неисправность: разбирают, восстанавливают, запускают. В центре трудятся всего 8 человек, за каждым закреплена машина, на которой, собственно, они и передвигаются на место поломки.
– Вам, кроме ежедневных рабочих задач, приходится организовывать работу небольшого коллектива. Как удается это делать? Есть ли у вас какой-то особый секрет общения с коллегами?
– Секретов особых нет. Я считаю, что начальник всегда должен быть примером. Главное, чтобы люди не сказали, что на руководящей должности сидит какой-то неуч, который ничего не знает. Я сам прошел все ступени на предприятии, работа слесарей мне понятна и знакома. Человек должен знать свою работу досконально, чтобы он ни делал. Особенно если речь идет о руководящей должности.
– Каким был для вас 2018 год? Что особенно запомнилось?
– Прошлый год был самым обычным временным отрезком без особых падений и взлетов. Все шло в привычном для нас рабочем ритме. Многое в нашей работе зависит от количества гарантийной техники. Сейчас парк гарантийных машин начинает увеличиваться, ведь уже те тракторы, эксплуатационный срок которых превысил 10 лет, начинают отживать свое, их постепенно нужно менять. Так что объем работы у нас был и продолжает оставаться. Заказов хватает – заняты постоянно. У нас 8 районов, в которых мы обслуживаем технику ОАО «Гомсельмаш», и 10 районов, где осуществляем гарантийный ремонт техники ОАО «Минский тракторный завод». Все районы находятся в Гомельской области.
– Заказы сами ищете? Есть ли у вас конкуренты на Гомельщине?
– Зона обслуживания дилерского центра по гарантийному обслуживанию закреплена договорами в соответствии с установленным регламентом, согласно которым мы – единые представители гарантийного обслуживания Полесского региона Гомельской области. К нам приходят сообщения об отказе, которые регистрируются в журнале. В сообщении прописывается, что случилось с данной машиной, мы берем запасные части и отправляемся на место.
А что касается послегарантийного обслуживания, которое занимает большой удельный вес в деятельности организации, чтобы занять «вакантное» место и твердо закрепиться в этой области, предприятие стремится сохранить высокое качество выполняемых работ и оказываемых услуг. Специалисты зорко следят за технической оснащенностью. Мы стремимся сохранить сложившиеся деловые партнерские отношения с потребителями. Не терять приобретенного авторитета и хорошей репутации своих товаров и услуг, а также строго выполнять все требования, предъявляемые заказчиками.
– Задача каждого опытного специалиста – подготовить себе на предприятии достойную смену. Если говорить о молодых представителях слесарей – «докторов» для машин, это действительно достойные кадры?
– По-разному бывает. Те, которые работают у нас уже долгое время, – толковые. Но были и случайные люди. Молодежь сегодня хочет всего и сразу. При этом терпеть какие-то сложности, преодолевать преграды им не очень-то и хочется. Бывало, даешь задание, а молодой человек уже через 5 минут забывает об этом. Это меня, конечно, расстраивало. Но такие люди обычно не задерживались на предприятии.
– Что бы пожелали молодым ребятам в их первый трудовой год?
– Нужно развивать в себе желание работать, что-то новое узнавать, к чему-то стремиться. Да и профессию свою нужно выбирать так, чтобы лежала к этому делу душа, чтобы хотелось ходить на работу, что-то делать, стараться. Если нет приятных ощущений, связанных с работой, наверное, стоит менять сферу деятельности.
Юлия ПРАШКОВИЧ.
Фото Сергея БОРОВИКА.