«Мама, мне скучно! Дай телефон». Как развивается зависимость от гаджетов у детей, выясняла журналист газеты «Жыцце Палесся»

Сегодня ситуация сложилась таким образом: всевозможные гаджеты созданы для того, чтобы служить людям…

Вот только на самом деле они часто целиком и полностью подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей.

Полдня в телефоне – это нормально?

Мозырянка Екатерина Воробей говорит, что всегда осуждала женщин, которые «больше своего ребенка любят социальные сети».

Таких можно увидеть на любой детской площадке: их малыш самостоятельно возится с формочками в ближайшей к дому песочнице в то время, как они сами, кроме экрана своего телефона, не видят ничего вокруг. Просиживают в социальных сетях по нескольку часов. Если не любимые «Одноклассники», тогда своим разнообразием манят YouTube, новостные сайты, женские порталы – интернет безграничен. Сама Екатерина интернету всегда предпочитала книги, общение с близкими, интересные мероприятия, на которые старалась приходить с ребенком. Хотелось показать единственному сыну, как хороша жизнь, сколько новых, интересных открытий можно сделать в ее быстротечности, сколько чудесных эмоций может подарить каждый прожитый день.

К современным гаджетам, признается, всегда относилась настороженно: «Нет, даже не так. Я боялась интернет-зависимости и, наверное, поэтому воспринимала остро все, что касалось телефонов, планшетов, компьютеров. Ребенку было категорически запрещено заходить в интернет. Сегодня, частично проработав свою проблему со специалистом, я понимаю, что это большой перегиб. Показывая такую реакцию своему ребенку, я сама заинтересовала его в телефоне, развила чрезмерный интерес к этой теме. Неудивительно, что мой сын постоянно просил у знакомых дать ему поиграть в какую-нибудь игру на планшете, показать что-то интересное в социальных сетях. А в пятом классе он попросил современный телефон. На родительском собрании поинтересовалась: оказалось, что такие телефоны были абсолютно у всех ребят. Муж настоял – решили подарить сыну сенсорный телефон».

И понеслось.

Домашние задания выполнялись в лучшем случае за час.

Затем – игры в социальных сетях, видео, клипы, аккаунты знаменитых блогеров. Ухудшилась осанка, упало зрение, ребенок стал нервным и раздражительным. Установив на телефоне сына специальную программу, родители были шокированы: ребенок пропадал в интернете по 5-6 часов в день! Разъяснительные беседы с мамой, строгие разговоры с папой, всевозможные наказания – ничего не действовало. Сегодня школьник прорабатывает свою зависимость с психологом. Специалист уверен, что работать прежде всего нужно с родителями, которые, собственно, и спровоцировали эту самую проблему.

«Муж говорит, что сегодня все дети страдают от чрезмерной привязанности к своему телефону. И, возможно, мы драматизируем ситуацию, потому что на улице XXI век – все это нормально. Только я думаю, что так мы сами себя успокаиваем. Проблема очевидна, и нужно ее решать. Кто виноват в том, что мой ребенок зависает в телефоне по 5 часов? К чему это может привести? Как помочь моему мальчику? И стоит ли родителям прорабатывать такую проблему с психологом?» – в отчаянии спрашивает Екатерина.

Реальная жизнь намного интереснее виртуальной!

Педагог-психолог ГУО «Мозырский районный социальный педагогический центр» Мария Александровна Щелкова понимает масштаб современной проблемы, но подчеркивает, что запрет пользования гаджетами ничего хорошего в отношения взрослого с ребенком не принесет. Ведь сегодня интернет, как и все связанные с ним гаджеты, прочно вошел в нашу жизнь.

«Конечно, это замечательное подспорье в работе и учебе. При помощи новых технологий мы можем общаться друг с другом, даже находясь на разных полюсах. Нет возможности сходить в театр или в кино – интернет и здесь может помочь. Не успел сделать покупки в магазине – заказ с доставкой на дом через круглосуточный интернет-магазин. Да, сегодня интернет экономит время, деньги, способствует развитию. Но, вместе с тем, как и с любой сладостью, в пользовании сетью интернет необходима мера, иначе то, что сделано для пользы, превратится в источник опасности», – начинаем наш разговор с Марией Александровной.

«Уверена, что запрет использования детьми сети для общения ошибочен, так как обычно это вызывает еще большее желание получить запретное. Самая верная стратегия в этом случае – участливая помощь, обучение правилам пользования интернетом, социальными сетями, поддержка и установление доверительных отношений с ребенком. Как показывает практика, чаще всего зависимыми становятся именно те дети, которых взрослые не обучили правильно использовать сеть интернет, так же попадают в ловушку те, личное время которых не организовано, а, следовательно, ребенок не знает, чем заняться, просто растрачивает время. И это входит в привычку», – продолжает моя собеседница.

Кстати, она обращает внимание на то, что формирование механизма такой зависимости очень схож с никотиновой и алкогольной, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Поэтому в этом случае мы говорим о психической зависимости: у ребенка нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками.

Грустно признавать тот факт, что сегодня интернет-зависимость наблюдается даже у дошкольников. Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру…

Мария Александровна предостерегает от ошибки: «Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребенка, получившего доступ в сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета – это нормально. Если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе, настроение и самочувствие не ухудшились – причин для тревоги, скорее всего, нет.»

Когда же нужно беспокоиться? Психолог выделяет ситуации, на которые родителям стоит обратить особое внимание:

*если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);

*если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное (он пропускает школу, перестал гулять на улице и т.д.);

*если наблюдается нарушение сна, аппетита, изменение привычного режима; *если ребенок стал склонен к частым перепадам настроения, агрессивно реагирует на просьбу выключить компьютер;

*если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетен, постоянно вспоминает о делах в сети.

Как же бороться?

Специалист делает акцент на том, что, как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой. А именно…

1. Не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребенка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования сети для обучения и саморазвития.

2. Установить четкие рамки пользования интернетом. Только в этом случае стоит обойтись без запретов – их-то как раз больше хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети.

3. Не упускать из виду активность ребенка в соцсетях. Причем не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно добавиться в друзья и регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях.

Ну и, конечно, очень важно, чтобы в жизни ребенка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребенок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

«Если все-таки проблема интернет-зависимости возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать как долго ребенок сидит в интернете, какие сайты посещает», – дает совет Мария Александровна.

Далее она рекомендует: «Для того, чтобы помочь ребенку побороть зависимость от соцсетей, необходимо договориться о четких временных рамках для посещения своих интернет-страничек, постепенно минимизируя время. Помочь ребенку свести к минимуму виртуальное общение: почистить список друзей, писать только по делу и так далее. Перестать информировать виртуальное сообщество обо всем, что происходит в жизни. Отключить у браузера функцию загрузки картинок, ведь если на страницах социальных сетей не будет ярких иллюстраций, они довольно быстро потеряют свою привлекательность. Ежедневно составлять план дел, которые обязательно следует выполнить, сократив тем самым свободное время для посещения социальных сетей. Найти интересное хобби, на которое можно переключить все свое внимание. Установить правило принимать пищу за обеденным столом, а не за компьютером и с телефоном в руках. Перестать игнорировать встречи с друзьями, посещение театров, выставок, концертов – чем больше будет приятных впечатлений в жизни, тем меньше их захочется искать в интернете».

Параллельно можно подключить к решению этой проблемы родных и друзей, попросив их дополнительно проконтролировать пребывание ребенка в соцсетях и даже введя своего рода санкции за пренебрежение установленными ограничениями на общение в сети.

Юлия ПРАШКОВИЧ.