Анализ состояние промышленной безопасности грузоподъемных кранов на строительных объектах

499

Не секрет, что практически не возможно построить ни один строительный объект, не используя в работе грузоподъемные краны.

С помощью кранов ведется строительство промышленных и жилых зданий, коттеджей, гаражей, дорог, мостов.  Краны применяют для выполнения погрузочно — ­разгрузочных работ на складах и базах, строительных и монтажных площадках. Они участвуют в процессе монтажа промышленного оборудования и магистральных трубопроводов. С их помощью производят работы по ремонту, монтажу, линий электропередач, зданий, сооружений и др.


Опасные факторы

Краны относятся к самым распространенным потенциально опасным объектам на предприятиях и поэтому так важно организовать правильный производственный контроль в области промышленной безопасности за ними.

В результате требований промышленной безопасности при выполнении работ грузоподъемными кранами можно выделить следующее:­

— падение груза; ­

— падение крана;­

— разрушение метало конструкций крана.

Любой из выше перечисленных факторов может произойти в результате нарушений субъектом правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов. Что может привести к травмированию или гибели людей,
ведь на строительной площадке, как правило, участвует достаточно большое количество рабочих подрядных организаций, совместная деятельность которых также может негативно влиять на безопасность труда.

Основные нарушения при эксплуатации кранов

Требования по безопасной эксплуатации кранов изложены в «Правилах по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов», утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018г. № 66, которые вступили в силу 1 июня 2019 года (далее­ Правила).         

При посещении строительных площадок выявляются однотипные нарушения требований промышленной безопасности, основные из которых:

— на объектах отсутствуют проекты производства работ (далее – ППР), технологические карты на погрузочно­-разгрузочные работы, технологические регламенты;

— в ППР не всегда отражают безопасные условия эксплуатации кранов (места стоянок крана, привязка крана к котловану, строящемуся зданию, мероприятия по совместной работе кранов);

— на строительных объектах в ППР часто отсутствуют характеристики на грузоподъемные краны в соответствующем исполнении, что не позволяет быстро определиться, сможет ли кран поднять и переместить груз соответствующей массы на определенное расстояния и высоту;

­- с ППР или другими технологическими регламентами не ознакомлены лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крановщики, стропальщики;

-на объектах отсутствуют назначенные приказом субъекта промышленной безопасности, лица ответственные за безопасное производство работ кранами, или указанные лица не прошли периодическую проверку знаний в области промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора или подготовку в учреждении образования;

­- на объекте отсутствуют аттестованные стропальщики, или их недостаточно,­ допуск  к работе стропальщиков не оформлен приказом,­ на объекте у стропальщиков отсутствуют удостоверения;

— в зоне работы крана находится немаркированная тара, часто не вывешены в местах производства работ и не выданы на руки машинистам крана и стропальщикам список основных перемещаемых грузоподъемными кранами грузов с указанием их массы, схемы строповки;

— не ведется периодический осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары с записью в журнале осмотра;

А некоторые представители строительных организаций допускается грубейшие нарушения требований промышленной безопасности (допускается работа башенного крана без проведения полного технического освидетельствования после монтажа на новом месте).

Основная проблема.

Основная проблема в том, что часто начинают строительно­-монтажные работы, не имея утвержденного и согласованного проекта производства работ. Соответственно отсутствуют и схемы строповки и описание безопасных приемов работы.

ЭТО ВАЖНО! Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно осуществляться с письменного разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, в его присутствии и под его непосредственным руководством.

Безусловно, безопасность при эксплуатации грузоподъемного крана зависит практически на100 % от согласованной и правильной работы машиниста крана, стропальщиков и ответственного за безопасное производство работ кранами в соответствии с требованиями Правил. Чаще всего ответственным является прораб или мастер, который отвечает на объекте за сроки выполнения строительных работ и одновременно, за соблюдение мер безопасности при выполнении работ кранами. От того, насколько добросовестно он выполняет свои обязанности, в части
безопасной эксплуатации кранов, зависит безопасность обслуживающего персонала работающего на этом объекте.

Анализ материалов расследований чрезвычайных ситуаций, связанных с производством работ грузоподъемных кранов, следует, отметить причину по которой они чаще всего  происходят.

Пример

Грузоподъемный кран находится на краю котлована. В соответствии с характеристиками он не может подать груз на какое­-то расстояние.
Есть два решения данной проблемы.

 Котлован досыпают, грунт утрамбовывают, укрепляют откос кран подъезжает и выполняет работу. Этот вариант требует материальных затрат и потери времени строительной организацией, (следует заметить, что этот вариант правильный).

По просьбе прораба или мастера (в данном случае) машинист крана отключает приборы безопасности и выполняет перемещение груза с нарушениями, рассчитывая на то, что кран изготовлен с запасом прочности и может выдержать определенные превышения по массе поднимаемого груза и по дальности перемещения.

Данный вариант, как кажется сначала, требует меньше времени и затрат, но с другой стороны никто не может гарантировать как поведет себя кран в данной ситуации и справится ли машинист, если возникнет аварийная ситуация? И самый главный вопрос, соизмерима ли цена, ведь на кону стоит жизнь и здоровье работников.

Поэтому, машинисту крана, а также должностному лицу нанимателя ответственному за безопасную эксплуатацию кранов стоит задуматься над тем, что имеют ли они право рисковать чужой жизнью людей, принимая решение о нарушении техники безопасности при эксплуатации крана.

Решение проблемы

 Во многом безопасность на объекте зависит от требовательности и принципиальности работников субъекта промышленной безопасности, ответственное лицо на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности.

В случае выявления работниками субъекта промышленной безопасности серьезных нарушений, а именно:

-отсутствие проекта производства работ;

-отсутствие на объекте аттестованных стропальщиков, ответственных за безопасное производство работ кранами;

— несоответствие строительной площадки под установку крана требованиям промышленной безопасности.

В этом случае эксплуатация крана не допускается!!!

И в заключении хочется отметить, в связи с вышеперечисленным, и в целях недопущения аварийности и травматизма,  хочу обратиться к руководителям предприятий и напомнить о необходимости повышения уровня производственного контроля на потенциально опасных объектах и обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемного оборудования, а также заострить внимание на вопросе повышения  трудовой и исполнительной  дисциплины подчиненных.

 

 

                                                                                 Александр Здрок,
 Старший государственный  инспектор
Мозырского межрайонного отдела  ГОУ  Госпромнадзора  РБ


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: