Молодой врач общей практики, заведующий Мелешковичской амбулаторией, доказывает: работать на селе можно

2722

Обычно в сознании современного обывателя преобладает почти укоренившийся стереотип, что молодые специалисты всячески стараются избежать распределения на село. А если такое все же случается, то новоиспеченные профессионалы считают дни «до дембеля», а то и вовсе перераспределяются.

Молодой врач общей практики, заведующий Мелешковичской амбулаторией Алексей Геннадьевич КАВЕНЬКИН рушит все шаблоны, развенчивает все стереотипы и своей ситуацией доказывает: работать на селе можно.

Вот уже больше полугода молодой врач – самый нужный человек не только в агрогородке Мелешковичи, но еще и в населенных пунктах: Иванковщина, Млынок, Зеленка, Махновичи, Дербинки, Подлядичи, Зеленый Мох, Заболотье, Заводный Остров – всего 10 деревень. Кроме этого, в подчинении у врача еще 2 ФАПа: Заболотский и Махновичский.
Родился, вырос и учился Алексей Геннадьевич в Гомеле. Большой город на протяжении жизни сопровождал его во всех начинаниях, принятых и непринятых решениях. В 2012 году поступил в Гомельский государственный медицинский университет на лечебный факультет, причем поступил сразу и окончил без единой пересдачи.

Интернатуру проходил в Мозыре в центральной городской больнице с 1 августа 2018 г. по 31 июля 2019 г. – во всех отделениях, посетил практически все медицинские учреждения района, в амбулатории агрогородка Мелешковичи также довелось побывать. Отработка началась 1 августа 2019 года.

– Алексей Геннадьевич, каковы ваши ощущения в роли руководителя?
– Первое время было сложно вникнуть в процесс, потому что требования были уже как к заведующему амбулаторией. А я только-только распределился. Лечить-то я могу и умею, сложности у меня были с оформлением документации. Спрашивал у старших и опытных сотрудников, как правильно вести документацию и отчитываться вышестоящему руководству, как правильно поступить в той или иной ситуации. Благо с коллективом не возникло затруднений, приняли меня как родного, поэтому попросить помощи в чем-то было легко. Но вот отдавать распоряжения старшим сотрудникам было неловко: субординация субординацией, но уважение к возрасту никто не отменял. Поработав какое-то время, я понял, что особенно требовать что-то нет надобности, потому что каждый здесь свою работу знает.

– Как вас восприняли в коллективе?
– На самом деле встретили хорошо. Какое-то время Мелешковичская амбулатория обходилась без врача. Поэтому, когда я приступил к работе, все были очень довольны – наконец-то появился доктор. Население, правда, долго привыкало: они же ездили к врачу в город или в Слободу, а тут появился свой доктор! Первое время приходили не на прием, а просто на меня посмотреть и познакомиться (улыбается).

– С пациентами сразу находите общий язык?
– В большинстве случаев да, по крайней мере стараюсь. Вообще человеку помимо медицинской помощи, иногда нужна еще и психологическая поддержка: кому-то нужно выговориться, кто-то хочет просто поговорить. Знаете, вот накипело или тяжело на душе, человек думает: пойду к доктору схожу, авось что посоветует. Ведь лечить могут не только лекарства, но и вовремя сказанное доброе слово. Очень мало случаев, когда пациенты совсем не идут на контакт. Хотя одно-два посещения – и человек уже расположен к общению.

– По территории медицинского обслуживания ваш участок довольно большой. Скажите, существует ли какой-то график выездов?
– График есть, но очень плавающий. Фактически для каждого населенного пункта свой день выезда. Например, по четвергам у меня посещение Махновичского ФАПа и обслуживание вызовов на месте. Если вызов экстренный или фельдшер затрудняется в постановке диагноза, нужна какая-то врачебная манипуляция, то выезжаю в любой день, не придерживаясь графика. Также сразу же обслуживаем переадресацию скорой медицинской помощи. Прием пациентов, посещение их на дому, выезды по вызовам – это сфера моей деятельности здесь. Дополнительно к этому – заведование амбулаторией.

– С какими заболеваниями в сельской местности можно сталкиваться чаще, чем в городе?
– Я бы не сказал: чаще или реже. Вопрос достаточно спорный. Надо понимать, что население в деревне в основном пенсионного и предпенсионного возраста. Отсюда и болезни, связанные с возрастом: сердечники, гипертоники. Суставы, связки, спины часто болят у людей. В летний период все пропадают на огородах, а как только уборка урожая заканчивается – все тут же идут к врачу, потому что борьба за урожай дает о себе знать, особенно если спина слабая или суставы периодически подводят. Поэтому хочу сказать, даже пожелать: берегите свое здоровье, берегите себя, никакие огородные сотки не вернут подвижность суставов и крепкую спину. Хотя спины болят даже у молодых, кто физически много работает. Но это управляемые заболевания, на их течение можно повлиять. Остальное – простудные заболевания.

Есть, конечно, и достаточно редкие патологии на участке, правда, это единичные случаи. Обычно пациентов с патологией ведут узкие специалисты: пульмонологи, неврологи, психиатры. За их состоянием я слежу, и если считаю, что необходимо дополнительное обследование, то даю направление в город, договариваемся о консультации с узкими специалистами и госпитализируем, если в этом есть необходимость.

– А детский прием тоже вы осуществляете?
– Да, но детей первых лет жизни и дошкольников осматривает еще и педиатр – раз в месяц к нам приезжает из детской поликлиники врач для проведения планового осмотра. Также приезжают и узкие специалисты: невролог, хирург, офтальмолог, психиатр и гинеколог. Но за ежедневным здоровьем 130 ребят слежу я, конечно.

– Как налажена работа амбулатории?
– Функционирует дневной стационар, лаборатория, смотровой кабинет, детский кабинет, физиотерапевтический кабинет. Если нужна госпитализация, то после осмотра определяем пациента в Слободскую участковую больницу или в городскую больницу. То есть базовые медицинские процедуры и манипуляции мы делаем без проблем шесть дней в неделю.

– Алексей Геннадьевич, вы учились на специальности «Лечебное дело», что подразумевает многопрофильность врача. Скажите, учиться было сложно, ведь нужно все знать?
– Все знать невозможно, а вот хорошо разбираться в чем-то – можно довольно успешно. Учиться было сложновато, но интересно. Мы изучали общую и топографическую анатомию, гистологию, микробиологию, травматологию, общую и частную хирургию… Помимо внутренних болезней, отдельными курсами нам преподавали узкие медицинские специальности: отоларингология, офтальмология, неврология. То есть здесь я могу провести минимальное оперативное вмешательство под местной анестезией, а также поставить диагноз, назначить лечение, выписать рецепт – все, как в обычной поликлинике.

– То есть маме с ребенком не обязательно срываться и ехать в город к врачу или какому-то узкому специалисту?
– Нет, только если есть подозрение на более глубокие процессы. Например, если необходимо вскрытие барабанной перепонки или удаление аппендицита.

– А анализы?
– Здесь тоже больших проблем нет. Забор анализов происходит по вторникам с 8.30 до 11.00, затем образцы отправляются в лабораторию центральной городской поликлиники. Правда, результат нужно ждать неделю – вот в этом и есть неудобство. Я еще думаю как-то наладить выезд на рабочие места для забора анализов, потому что многим очень неудобно срываться с работы для диспансерного наблюдения.

– Расскажите, пожалуйста, как вам объявили благодарность?
– Я узнал об этом только на совещании (улыбается). На следующий день, когда пришел на работу, говорю: «Мне благодарность объявили», а в ответ слышу, что все об этом знали. За доброжелательное отношение к людям и небезразличное отношение к проблеме, профессионализм, добросовестную работу.

– Не успели разочароваться в том, что выбрали работу в районе?
– Я сам сюда просился, потому что изначально не хотел работать в городе, не люблю большие города и шум, да и Гомель, откровенно говоря, утомил своим бешеным ритмом жизни. Однажды я подумал: как было бы здорово работать в тишине, где-нибудь вдалеке от города, чтоб спокойствие и доброжелательность не только в работе, но и в целом в жизни.

– Экстремальных или необычных ситуаций за время вашей работы здесь не было?
– Здесь нет, а вот на второй моей работе – бывают.

– А какая вторая работа?
– Подрабатываю врачом скорой медицинской помощи. С августа до декабря прошлого года было сложно, потому что я не рассчитал свои силы: в месяц выходило 8–10 смен, что сказывалось на моем общем состоянии. Получалось, например, что в среду я работаю здесь, в ночь со среды на четверг – на скорой, и в четверг тоже работа целый день здесь, причем четверг – выездной день. Я не мог так дальше продолжать, сами понимаете, из-за усталости концентрация внимания снижена, постоянный недосып. А кому нужен такой врач? По основному месту работы от меня требовались все мои силы, внимание и сосредоточенность, несмотря на то, что амбулатория сельская – здесь тоже живут люди, которым необходима моя медицинская помощь. Сейчас же у меня смены на «скорой» либо в выходные дни, либо с пятницы на субботу – и так ощутимо легче работать.

– Когда вы сказали о своем выборе близким людям, как они восприняли эту новость?
– Шока не было однозначно. Мама меня всегда поддерживала, жена тоже поняла и приняла. Вообще ситуация была такая: жене я сразу сказал, что не хочу работать в городе. Когда нас распределяли, то встал выбор: уехать на отработку в Брагин или в Мозырь. Я склонялся к первому варианту – чем меньше, тем лучше, но жена меня так деликатно и изящно убедила ехать в Мозырь, что устоять не мог. Пока проходил интернатуру, выяснил, что в Мелешковичскую амбулаторию требуется врач, и я попросился туда на работу.

К слову, жена нашего героя – Наталья – тоже врач общей практики, молодой специалист, проходит отработку в центральной городской поликлинике.

Молодые люди не жалеют о своем выборе, они же этого хотели – работать на лоне природы, так сказать. В глубинке работать спокойнее, и люди приветливее: встречают как родного, про свои болячки как родному рассказывают, да и как не рассказать, если у доктора на лице написано: «Мне здесь нравится!»

Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: