Практически во всех современных государствах существуют конституции.
Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государственного правления и государственное устройство.
Первая в мире Конституция в современном понимании была выработана и ратифицирована Конвентом США в 1787 году в городе Филадельфия. В 1791 году в Европе были приняты Конституции Польши и Франции. Это были попытки нового класса буржуазии законодательно закрепить за собой права и свободы, завоеванные в борьбе против феодалов. В начале ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Конституция в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит, поэтому после Октябрьской социалистической революции был поднят вопрос о юридическом закреплении прав и свобод новой движущей силы – пролетариата. Первая Конституция ССРБ была принята на I съезде Советов 2-3 февраля 1919 года. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. Все последующие принятые Конституции БССР практически повторяли Конституции СССР.
Конституция БССР 1978 г. была последней из принятых при СССР. В период перестройки советского общества усилилось движение за национальный суверенитет Беларуси. Все республики бывшего СССР стремились получить суверенитет. 27 июля 1990 г. Верховный Совет Белорусской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете, которая состояла из преамбулы и 12 статей. Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав и свобод личности. Дальнейшие события в СССР ускорили процесс выхода из него республик и приобретения ими независимости от центра.
Очередным важным шагом в процессе реализации идей белорусской государственности стало принятие Верховным Советом БССР 27 февраля 1991 г. Закона «Об основных принципах народовластия в Беларуси».
События в августе 1991 г. в Москве, введение в некоторых регионах СССР чрезвычайного положения подтолкнули Внеочередную 5-ю Сессию Верховного Совета БССР принять 25 августа 1991 г. Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. Тем самым был сделан важный шаг к суверенной и независимой республике. Этим законом фактически отменялось действие Конституции БССР 1978 года, так как Декларация получила статус наивысшего документа. В связи с дальнейшими преобразованиями стало очевидно, что необходима новая Конституция, в которой будут отражены произошедшие в общественной и политической сфере жизни общества изменения. В первую очередь: 1. Провозглашение Республикой Беларусь государственного суверенитета и независимости. 2. Определение новой роли человека в государстве и обществе. 3. Исключение монополии на власть одной политической партии и создание условий для многопартийности. 4. Наметившиеся пути перехода к рыночным отношениям.
Новая Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования).
Практически по всем основным аспектам в области прав, свобод, обязанностей граждан Основной Закон белорусского государства полностью совпадает с европейскими конституциями. Это основной закон, регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение, сплачивающий все население страны в единый народ – носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство. На основе Конституции формируется вся система текущего законодательства. Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Она закрепляет форму правления и форму государства, механизм государственной власти, функционирование гражданского общества, права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Беларусь закрепляет конституционный строй, основы государства и общества, положение в нем личности, основные права, свободы и обязанности граждан, принципы избирательной системы, порядок формирования государственных органов, их компетенции и взаимодействие, финансово-кредитную систему, что в целом создает условия для формирования сильного государственно-правового механизма. В 1996 году и 2004 году в результате проведения референдумов в Конституцию Республики Беларусь были внесены изменения.
Конституционная реформа 1996 г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики), в повышении роли Правительства – Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более свойственное ему название и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма.
В 2004 году Конституция Республики Беларусь подверглась очередной редакции. Однако, следует отметить, что изменения ее текста касались только отдельных вопросов, связанных с правовым положением Президента и сроками его полномочий. При этом, характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина.Конституция продолжила определять Республику Беларусь как правовое, демократическое, светское государство.
Геннадий Татаринов,
учитель истории и обществоведения СШ № 1 г. Мозыря.