На какие ухищрения идут мошенники, чтобы поживиться за чужой счет, рассказывает начальник криминальной милиции Мозырского РОВД

В последнее время мы все стали чрезвычайно зависимы от интернета, электронных носителей информации. Часами просиживаем в социальных сетях, за покупки рассчитываемся банковскими карточками, переводим деньги со счета на счет… Что ж, все это происходит оперативно, быстро, удобно. Но человек, думая о том, что он неуязвим, глубоко ошибается. Жить размеренно и спокойно добропорядочным людям никогда не дадут граждане, которые готовы на различные ухищрения, чтобы поживиться за чужой счет.

Сегодня приходится констатировать тот факт, что число преступлений, совершенных в сфере высоких технологий из года в год растет. О том, каким образом мы можем противостоять этому и предотвращать подобные действия, мы говорим с первым заместителем начальника Мозырского РОВД – начальником криминальной милиции подполковником Андреем Вячеславовичем ПРОЦКО.

– Андрей Вячеславович, если довериться цифрам, то в Гомельской области за период с 1 января по 24 марта этого года было зарегистрировано 284 преступления в сфере высоких технологий (за соответствующий период прошлого года – 254). В г. Мозыре с начала этого года произошло 31 подобное противоправное действие (за соответствующий период прошлого года – 20). Рост налицо. Это говорит о том, что мошенники стали изобретательнее, или наши граждане более доверчивыми и беспечными?

– Скорее все-таки, второе. Причем, от своих необдуманных действий люди страдают сами. Вот только один из характерных примеров.

31.01.2020 мозырянке Т. позвонили. Неустановленное лицо, представившись сотрудником ОАО «БПС-Сбербанк», объяснило, что с карточки женщины производится несанкционированная операция. А для того чтобы, якобы остановить мошенников, ей нужно войти в свой интернет-банкинг, сменить пароль, затем продиктовать его звонившему по телефону, после чего установить на свой компьютер AnyDesk-программу. Это программа, которая позволяет удаленно подключаться к данному компьютеру и считывать данные. Также Т. запретили какое-то время пользоваться своим интернет-приложением…

В результате злоумышленники смогли завладеть сведениями о банковских платежных картах данной гражданки, ее мужа и его матери. После этого неустановленным способом в нарушение установленного порядка использования банковской платежной карточки, не имея права на ее использование, путем введения в компьютерную систему ложной информации, данное лицо незаконно завладело средствами граждан на общую сумму около 28 000 белорусских рублей.

В настоящее время по факту мошенничества проводится проверка, возбуждено уголовное дело, проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по установлению злоумышленников.

Но хочу сказать, что этого и многих других подобных преступлений могло и не быть. Однако, к сожалению, в определенные моменты наши граждане проявляют крайнюю доверчивость, ведут себя по-детски непредусмотрительно и беспечно, считая, что их никогда не обманут. В этом-то они глубоко заблуждаются и сами от этого страдают.
«Нечистые на совесть» граждане звонят, представляются работниками банков, под различными предлогами выманивают у людей их личные данные. А затем с карт-счетов доверчивых граждан исчезают денежные средства. Мошенники с каждым днем действуют все более изобретательно, и поэтому всегда нужно быть начеку. И помнить, что в компетенцию сотрудников банков не входит звонить по телефону и интересоваться у своих клиентов какой-либо информацией.

Еще один момент, на который нашим людям никогда не нужно «вестись». Бывает, что сомнительные граждане прямо на улице просят незнакомых им людей за небольшое вознаграждение оформить на себя банковскую карту. Дальше уже с использованием этой карты могут совершаться различные преступления, а пострадает ее владелец.

– Нередко и социальные сети могут стать местом подобных преступлений.

– Это так. Происходит все обычно следующим способом. Злоумышленник осуществляет взлом аккаунта и от имени его владельца начинает рассылку с просьбой предоставить реквизиты банковских карт его родственникам, знакомым. Получая подобное сообщение от родственника, человек тут же предоставляет ему реквизиты своей банковской карты, даже не задумываясь, что страница того может быть взломана, и на ней уже «орудуют» другие люди… Если такая ситуация возникла, то, по горячим следам никаких действий производить нельзя, а сразу же связаться с вашим родственником, знакомым посредством телефонной связи и спросить у него, действительно ли он отправлял подобное сообщение или же нет. И тогда ситуация сразу же прояснится.

– Нельзя оставить без внимания все то, что связано с использванием банковских платежных карточек. Зачастую люди их теряют, а злоумышленники этим пользуются: находят их и снимают деньги…

– Такие преступления, обычно, быстро раскрываются благодаря установленным камерам видеонаблюдения. Но, все равно, хотелось бы нашим гражданам дать несколько полезных советов, которые помогут ваши банковские карты надежно защитить и избежать потери денежных средств. Храните в тайне пин-код карты, сведения с карточки сеансовых кодов, всегда прикрывайте клавиатуру при вводе пин-кода. Не сообщайте никому реквизиты карты и не отправляйте их фото по сети интернет. Оформите отдельную карту для онлайн-покупок, выезда за границу и не храните на ней большие суммы. Используйте двухфакторную аутентификацию, установите лимиты на максимальные суммы операций, подключите смс-оповещение о проведении операций по карте. Скройте CVV (CVC) номер на карте, предварительно сохранив его. Вводите «логин» и «пароль» к системе «Интернет-банкинг» только на официальном сайте или мобильном приложении банка.

В случае же утери (кражи) карты, нужно сразу же обратиться в банк для ее блокирования. Также при обнаружении несанкционированного списания денежных средств с карт-счета незамедлительно обращайтесь с заявлением в банк для их возврата по принципу «нулевой ответственности».

– Каким образом можно обезопасить свою электронную почту?

– Для этого также необходимо подключить двухфакторную аутентификацию, использовать минимум два типа е-mail адресов: закрытые (только для привязки устройств и средств защиты интернет-банкинга и др.) и открытые (отдельные для переписки, регистрации на форумах, оформления различных подписок и т.д.), спам-фильтры. В случае подозрительных ситуаций нужно проверить статистику подключений и изменить пароль. Не рекомендуется реагировать на письма от неизвестного отправителя, открывать подозрительное вложение к письму, отправлять в открытом виде важные данные (фотоизображения документов, пароли и т.д.), в случае необходимости – заархивировать, установить сложный пароль.

В связи с вышесказанным нужно стараться создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам, использовать сложные пароли (минимум – 10 символов, одновременно – цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и т. д.), доверять только проверенным менеджерам паролей, регулярно производить смену паролей. Не рекомендуется хранить пароли на бумажных носителях, рабочем столе компьютера и в других легкодоступных местах, передавать их кому-либо, использовать в качестве пароля свой логин (имя пользователя учетной записи, никнейм, дату рождения и т. д.), сохранять пароль автоматически в браузере.

– Естественно, предпочтительнее будет пользоваться только проверенными браузерами и сайтами…

– Кроме этого, необходимо использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать посещения сомнительных сайтов, производить регулярное обновление ПО, антивирусов, обращать внимание при авторизации на доменное имя интернет-ресурса (может произойти подмена имени сайта).
Небезопасно переходить по непроверенным ссылкам и посещать сайты сомнительного содержания, вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено (нет https), открывать всплывающие окна, рекламные баннеры и устанавливать предлагаемое неизвестными сайтами ПО.

– Особые правила существуют и при использовании приложений, мессенджеров?

– Безусловно. Рекомендуется по возможности скрывать номер телефона, адрес электронной почты и другие сведения, обмениваться сообщениями в социальных сетях и мессенджерах, только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагировать на сомнительные просьбы и предложения, не отвечать на обидные выражения и агрессию собеседника, а написать об этом администратору ресурса, не употреблять ненормативную лексику при общении.

– Наши мобильные устройства также находятся в «зоне риска». В связи с этим тот же вопрос: что можно, а что нельзя?

– Нежелательно передавать мобильный телефон или сим-карту незнакомым людям, а в случае передачи, нужно контролировать все действия, которые производятся с устройством. Не рекомендуется устанавливать приложения с низким рейтингом и отрицательными отзывами, перезванивать на незнакомые иностранные номера, хранить важную информацию на мобильном устройстве и др.

А рекомендуется использовать пин-код, а также дополнительные способы блокирования устройства (графический ключ, пароль, отпечаток пальца), своевременно обновлять операционную систему устройства, антивирус, устанавливать приложения из PlayMarket, AppStore или только из проверенных источников, обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ, включить встроенные функции устройства для определения его местонахождения.

В случае утери (кражи) устройства следует незамедлительно сменить пароли к интернет-банкингу, электронной почте и другим сервисам, а также обратиться в правоохранительные органы. При смене абонентского номера обязательно изменить привязку интернет-сервисов к новому номеру (сделать это заблаговременно), при продаже устройства произвести его сброс до заводских настроек.

– Как обеспечить безопасный Wi-Fi?

– Здесь стоит порекомендовать отключить общий доступ к своей Wi-Fi-точке, даже если у вас «безлимитный» интернет. Необходимо использовать надежный пароль, деактивировать автоматическое подключение своих устройств к открытым Wi-Fi-точкам…

…Подытоживая наш разговор, я думаю, не лишним будет еще раз подвигнуть мозырян к тому, чтобы они всегда были осторожными и бдительными: и при расчетах банковскими картами, и при осуществлении покупок в интернет-магазинах, предлагающих покупателям «мега-скидки», а затем исчезающих в неизвестном направлении, и на сайтах… Тогда и сами мы будем чувствовать себя увереннее и спокойнее. А береженого Бог бережет!

Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.