От пешки – до короля. Как заинтересовать ребенка шахматами и воспитать чемпиона, рассказывает тренер СДЮШОР № 2

523

В Мозыре сильная шахматная школа: об этом в нашей стране знают не понаслышке. Как заинтересовать ребенка шахматами и воспитать чемпиона, –  в нашей беседе с тренером СДЮШОР № 2 Романом Григорьевичем ФЕДОСЕНКО.

Никита Бодяковский, Егор Казаченко, Дмитрий Будковский, Егор Филипец, Рагнеда Федосенко, Никита Степнов, Александр Кривошеев – в разные годы эти мозыряне поднимались на пьедестал почета в шахматных соревнованиях. Сегодня многие из ребят уже закончили обучение в детско-юношеской спортивной школе: поступили в вузы, в колледжи и на шахматных турнирах отстаивают честь своих учебных заведений. А кто-то уже получил профессию. Но свои первые шаги в мир шахмат они сделали под руководством Романа ФЕДОСЕНКО. Было сложно, но помогло спортивное упорство.

– Соревнуйтесь и стремитесь к лучшим результатам, – советует тренер всем своим ученикам. Говорит, его личная история в этом плане показательна. Будучи первоклассником, увлекся шахматами за компанию с друзьями: тогда, в начале 80-х годов, дети охотно записывались во все возможные секции, кружки и клубы. Позанимавшись какое-то время, бросил. Тренер просил родителей поговорить с юным шахматистом, но те не стали вмешиваться в решение сына. Спустя несколько лет Роман вернулся к шахматам, однако при формировании выездных команд тренер отдавал предпочтение младшим воспитанникам.

Тренером Роман Григорьевич работает с 1993 года: еще во времена студенчества в Мозырском пединституте (учился наш собеседник на факультете общетехнических дисциплин и физики) его пригласил поработать бывший директор спортивной школы Александр Тигранович Байбурцян. Предполагалось, что работа временная – пока не найдется новый педагог по шахматам, – а стала постоянной. Спустя несколько лет Роман Григорьевич уже не представлял свою жизнь без тренерства, остался педагогом ДЮСШ №1, затем, после объединения двух школ, – педагогом СДЮШОР №2. Первый его воспитанник, ставший чемпионом республики в 1999 году, – Бека Путкарадзе. А в 2000 году чемпионский титул в Беларуси среди шахматистов до 10 лет взял Кирилл Сурин, это дало ему путевку и на Первенство мира. Дальше почти каждый год юные мозыряне выигрывали республиканские первенства, выезжали на Первенства мира и Европы. Александр Кривошеев и Никита Степнов, например, стали призерами Первенств Европы по быстрым шахматам.

Играю в шахматы – значит мыслю

Шахматы – любимая игра сильных мира сего: развивает ум, учит стратегии и тактике, побуждает обдумывать собственные действия и решения. Как раз умение анализировать итоги состоявшейся шахматной партии, уверен Роман Григорьевич, и делает шахматистов – лучшими.

– Хорошим шахматистом может стать тот, кто получает удовольствие от мыслительной деятельности, в том числе напряженной. Если это качество очевидно, можно ставить амбициозные цели. Конечно, важно и физическое здоровье, выносливость, потому что партия даже восьмилетних шахматистов может длиться 4 часа, – рассуждает мой визави. – Многие дети и даже их родители убеждены, что игра в стратегические компьютерные игры тоже полезна для развития интеллекта. Но на принятие решения в большинстве компьютерных игр даются десятые доли секунды. За это время действительно проанализировать ситуацию и принять осмысленное решение невозможно. Мастерство геймера увеличивается не за счет роста интеллекта, а за счет приобретения опыта в данной игре. В шахматах все иначе: для принятия решения у шахматиста есть время и необходимость задействовать разные возможности мозга – память, логику, воображение, интуицию, опыт.

Как стать чемпионом?

Вопрос, казалось бы, банальный. Если бы можно было найти простой ответ на него, среди чемпионов, наверное, было бы яблоку негде упасть. Триумфаторы шахматных первенств, как ни удивительно, имеют разные психологические портреты. Единственное, что объединяет всех чемпионов, убежден Роман Федосенко, –это наличие хотя бы одной, но очень ярко выраженной шахматной или спортивной черты. Используя ее как стержень, каркас, тренер может «лепить» чемпиона, добавляя недостающие качества и «отсекая» мешающие.

– Один из мозырских юных чемпионов, Егор Филипец, был совершенно не усидчив, но обладал так называемой «шахматной интуицией»: быстро принимал очень смелые решения, прекрасно видел комбинации, – поясняет Роман Григорьевич. – Я всегда стремился учить детей работать с источниками информации и анализировать собственные партии. Мало кто из шахматистов любит это делать. Так вот, другой наш чемпион, Никита Бодяковский – человек, которого удалось научить этому. В результате Никита мог в течение пяти часов не вставать из-за шахматного стола, тщательно перебирая и перепроверяя свои решения. Зато даже среди спортсменов старших возрастных групп Никита был хорошо известен как шахматист, хладнокровно борющийся в любых, даже значительно худших позициях.

Это вам не математика!

Итак, реальную пользу шахматы начинают приносить тогда, когда ребенок не просто играет в них, а овладевает методами анализа собственной партии и работы с шахматной литературой. Это, по словам Романа Григорьевича, происходит, как правило, на второй-третий год обучения. Тогда уже можно переносить эти навыки в жизнь: умение анализировать свои шаги и получать дополнительную информацию – в любом случае ценные качества.

Помогают ли шахматы в учебе? Да – в том случае, если ученик сам проводит поиск правильных ответов, а не берет готовые и заучивает их. Кроме того, шахматное мышление часто связывают с математикой, что не совсем верно.

– Математическое мышление – это лишь небольшая часть мышления шахматного, – отмечает мой собеседник, – а шахматные советы, как в жизни, имеют рекомендательный характер и огромное количество исключений. Не зря эту игру называют «маленькой моделью жизни»!

Как в любом спорте, в шахматах есть деление на профессиональные и любительские. Профессиональные шахматы – это все тот же спорт высших достижений: ребята не только увлеченно играют, но и стремятся занять высокие места на пьедесталах. С одной стороны – амбиции, с другой – возможность зарабатывать.

– Денег в шахматах «крутится» все больше, но растет и количество профессионалов, – вводит в курс дела Роман Григорьевич. – Еще лет 30 назад любой первоклассник мог ответить на вопрос, кто чемпион мира по шахматам. Сейчас даже некоторые шахматные тренеры узнают о смене «шахматных королей» спустя недели, а то и месяцы. Гроссмейстеров уже тысячи.

Шахматный всеобуч

На протяжении своей тренерской деятельности Роман Федосенко много времени уделял шахматному всеобучу: проведению шахматных уроков с целым классом. Эти уроки возобновились после 15-летнего перерыва.

– Оказалось, за 15 лет многое изменилось. Из-за большого количества компьютерных игр третьеклассников гораздо труднее заинтересовать игрой в шахматы. Поэтому на наших занятиях мы учим детей играть не только в шахматы, но и в шашки, в ремзю – в те игры, где можно формулировать достаточно четкие правила-советы. Считаю, что два-три года заниматься шахматами хорошо для детей с любыми склонностями и качествами. То есть, эта игра полезна каждому. Ну, а дальше продолжать можно тем, кому она нравятся, и у кого есть успехи.

В сентябре Роман Григорьевич вместе с коллегой Игорем Сергеевичем Антоненко планирует набирать гораздо больше новых воспитанников. Концепция работы шахматного отделения будет заключаться не только в достижении спортивных результатов, что в принципе требуется от спортивной школы, но и в целом – в развитии шахматной культуры среди детей, начиная с детсадовского возраста. Кто знает, может среди нынешних дошколят подрастают новые чемпионы?..

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: