Начальник областной ГАИ рассказал о проблемах каршеринга, «Яндекс.Такси» и пользе телеграм-чатов

На вопросы читателей и корреспондента «Гомельскай праўды» ответил начальник управления ГАИ УВД облисполкома подполковник милиции Андрей Гаркуша.

Андрей Гаркуша возглавляет областную Госавтоинспекцию более двух лет. Фото Олега БЕЛОУСОВА

Добрый день. Беспокоит Александр. Вожу ребенка в гимназию № 51 в Гомеле. Возле центрального входа со стороны двора нет тротуара, приходится идти по проезжей части. Можно ли с этим что-то сделать?

– Насколько мне известно, при въезде стоят знаки «Жилая зона». Это значит, что пешеход имеет преимущество перед транспортом. Плюс по самой улице Лазурной, в районе центрального входа в гимназию, обустроен конструктивно отделенный тротуар. (Александр, номер телефона, который вы оставили, недействительный. Сообщите верные контакты по телефону в Гомеле 33-22-67 – прим. автора).

Меня зовут Татьяна Михайловна, живу в частном секторе в Ново­белицком районе Гомеля. Сосед занимается грузоперевозками. Недавно вызывала ГАИ: его автомобиль стоял на зеленой зоне. Сотрудники при обращении записали мои контакты, однако после мне никто не звонил. Как узнать, чем закончилось разбирательство? 

– Не звонили, поскольку вы, видимо, не участник административного процесса. По закону в обязательном порядке уведомляют только нарушителей и потерпевших, а свидетелей по их письменной просьбе. Мы изучим вашу ситуацию детально.

Беспокоит Олег. Купил транспорт­ное средство, оно не на ходу, возможно ли вызвать инспектора для осмотра? Может быть, ГАИ оказывает такую платную услугу? 

– Нет, такая услуга не предусмотрена. Авто необходимо предоставить в ГАИ по месту регистрации, например, на эвакуаторе, а после его осмотрят и, если все в норме, поставят на учет.

– На кузове есть небольшая вмятина. Это не помешает поставить машину на учет? 

– Сложно сказать, не видя авто­мобиль. Самое главное, чтобы не были нарушены главные узлы техники, также на месте должны быть все двери, бамперы и прочее.

Светлана дозвонилась. С 1 января в Беларуси ввели новый транс­портный налог, рассчитывать его будут в зависимости от количества машин. Когда-то у нас были «жигули», мы сдали их на металлолом, но не сняли авто с учета. как это сделать? Не хочется платить за то, чего уже давно нет. 

– Чтобы снять автомобиль с учета, нужно предоставить в ГАИ технический паспорт, государственный номер либо сам транспорт. С таким вопросом к нам обращаются многие. Хочу сказать, что пока проект нового транспортного налога в разработке. Не волнуйтесь: когда он заработает, будет время все детально изучить и решить спорные моменты.

Почтовый ящик gp@gp.by

@ В районе Ледового дворца три авто­стоянки. Но рядом по ночам во дворах нет свободных мест, иногда к домам не может проехать скорая помощь или экипаж МЧС. На участке от улицы Бородина, 10, до Кожара, 59, и вовсе паркуют грузовики и маршрутки, хотя должны оставлять их на специальных стоянках. Когда будут проводить работу с такими водителями? С уважением, Николай Владимирович. 

– Тема действительно волнующая. Мы изучим обстановку и дадим обстоятельный ответ.

Вопросы «Гомельскай праўды»:

– Каким был 2020-й для областной ГАИ?

– В целом год благоприятный. Однако с ноября ситуация ухудшилась: стали чаще совершать наезды на пешеходов. Как правило, в осенне-зимний период количество ДТП с пешеходами возрастает, поскольку погода ухудшается, а световой день становится короче. Не только сотрудники ГАИ, но и всех служб милиции общественной безопасности работают в усиленном режиме: дежурят на аварийных перекрестках и трассах, а также раздают фликеры и проводят другие профилактические мероприятия по предупреждению ДТП с участием уязвимых участников дорожного движения. Ранее в области по нашей инициативе установлено около 60 километров пешеходных ограждений в опасных местах и построено 25 новых светофорных объектов. Помимо этого, по рекомендации ГАИ оборудуют искусственные неровности, островки безопасности. Но и самим пешеходам следует проявлять сознательность, ведь человека сложно заметить в темное время суток без светоотражающего элемента на одежде. Представим ситуацию: ночь, водитель едет со скоростью 60 километров в час с включенным ближним светом фар, впереди по проезжей части идет пешеход в темной одежде без фликера. Водитель заметит человека на дороге в лучшем случае за 30–50 метров. Остановить мгновенно машину нереально, поэтому велика вероятность ДТП. К тому же может идти дождь или проезжать встречный автомобиль, в такие моменты видимость в разы хуже. Все участники движения должны это учитывать. Если видите, что пешеход лежит или с трудом передвигается по проезжей части или обочине, сообщите на линию 102 или в ближайшее подразделение милиции. Это поможет предотвратить беду.

– Некоторые телеграм-каналы и чаты сообщают, где дежурят экипажи ГАИ, чтобы помочь избежать встречи с ними остальным водителям. Как правоохранители относятся к этому? 

– Нам они проблем не создают, скорее наоборот. Мы тоже состоим в таких чатах, слушаем некоторые час­тоты раций, где передают похожую информацию. Иногда это помогало выявлять пьяных за рулем или других нарушителей. Но, мне кажется, сейчас подобные каналы не пользуются большой популярностью у автолюбителей.

В 2020 году областная ГАИ и гомельское СМЭП создали канал в Telegram. Он помогает узнать о неработающих светофорах, упавших дорожных знаках. Многие водители сообщают об этом. Как правило, во время дежурной смены все устраняют. В Гомеле более 200 светофоров, не всегда удается увидеть неработающий, например, на окраине города.

– В декабре в области была сильная гололедица. Как она отразилась на дорожной обстановке?  

– Число ДТП выросло примерно на 40%. К счастью, люди не пострадали. В основном происшествия случались во время выездов с дворовых территорий. Но причина не в гололеде, а несоблюдении ПДД: водитель должен учитывать состояние дороги и габариты автомобиля. При этом хочу похвалить коммунальные службы. И хотя на некоторых участках дорог были проблемы, в населенных пунктах со своей задачей они справились оперативно.

В Гомеле еще с вечера посыпали дороги, работа продолжалась всю ночь. Во многом благодаря этому на центральных улицах проблем с движением не возникло.

– Есть мнение, что гололедица более опасна для пешеходов. Это правда? 

– Да, поскольку образуется и дольше держится в основном на тротуарах. На асфальте гололедица разбивается и тает быстрее, чем на бетонной плитке.

– В этом году в Гомеле появился каршеринг. Водители сервиса часто нарушают правила? 

– К сожалению, такие случаи бывают. Есть ощущение, что руководители этой службы не до конца контролируют ситуацию. Мы выявляли факты, когда люди брали автомобили в аренду по вымышленным документам или управляли в состоянии алкогольного опьяне­ния, совершали ДТП. Иногда авто используют, чтобы проверить себя или на что способна арендованная машина – свою же жалко. Сотрудники ГАИ обращают внимание на такой транспорт. Но службы каршеринга должны организовать действенный контроль за теми, кто пользуется арендой.

– А с сервисами «Яндекс.Такси», «Максим» проблем нет?

– Есть, и немало. Владелец транспорта отдает его внаем, для него главное, чтобы автомобиль приносил прибыль. Водители не всегда соблюдают режим отдыха, нарушают правила, чтобы успеть к клиенту и получить хорошую оценку в приложении. В августе 2020-го на Речицком проспекте в Гомеле водитель «Яндекс.Такси» насмерть сбил пешехода на переходе. После объяснил, что спешил на заказ. Всего в прошлом году в области произошло девять ДТП с такси (в 2019-м – четыре), 10 человек ранено (в 2019-м – четыре), один погиб. Призываю всех участников дорожного движения быть внимательными, осторожными и соблюдать ПДД.

© Правда Гомель