«После премьеры не могу уснуть». О своем творческом пути рассказывает артист мозырского драмтеатра Вадим Дубров

Артист Мозырского драматического театра Вадим ДУБРОВ сыграл множество ролей. И все они им любимы. О каждой он отзывается с нежностьюи восторгом. На сцене Вадим Иванович глубок и харизматичен. В жизни – скромен и даже застенчив.

После спектакля «Уехал цирк…», где он сыграл Альберта Риди, поклонников у него значительно прибавилось. Интересная роль, сложная, полная психологизма. Справился он с ней прекрасно! Зрители оценили. Восхитились. Влюбились. Сегодня же Вадим Дубров – в непривычной для себя роли. В роли интервьюируемого.

– В детстве я не мечтал стать артистом. О работе в театре и не думал. Даже мыслей таких не допускал. В самодеятельности школьной, конечно, участвовал. Пел в хоре. Не петь было нельзя: классный руководитель – учитель пения, поэтому в каждом из нас априори обнаруживался талант вокалиста. Но сцены боялся. Даже странно: мама моя всю свою жизнь посвятила танцам, ее подопечные участвовали во всех городских концертных программах (Галина Ивановна Дуброва более 30 лет вела хореографический кружок в Доме пионеров. Это прекрасный, неравнодушный, большой души человек, любящий свое дело безгранично. – Прим. автора), а я вот на сценических подмостках чувствовал себя неуютно. В моих планах было связать свою жизнь с медициной, лечить людей. Хотел стать врачом-хирургом.

Окончив школу, поехал поступать в Минский медицинский. Не поступил. С медицинским училищем в родном Мозыре тоже не сложилось, а ведь я готовился. Даже на УПК получил «корочку» медбрата. В детской больнице проходил практику, сдавал экзамены. Все парни шли на слесарей, водителей, а мы с одноклассником выбрали медицинскую стезю.

Чтобы не терять год до следующего поступления, принял решение получить специальность в мозырском 228-м училище химиков. Так начался новый период в моей жизни: новые знакомства, новые увлечения. Однажды приятель привел меня в Городской дом культуры (он тогда располагался в здании нашего театра. – Прим. автора) в театральную студию Валентины Герасимовой. Коллектив был прекрасный. Такие приятные ребята! Вот тут и случился, между прочим, мой первый выход на сцену с небольшим юмористическим монологом. И мне понравилось! Затянуло меня! Я уже и в театре служил, а студию всячески поддерживал. Жизнь моя, безусловно, поменялась. Участие в различных концертах, в городских мероприятиях стало ее яркой частью.

На одном из таких праздников я познакомился с артистами театра. А спустя какое-то время ко мне подошел Валерий Лосовский (он тогда был художественным руководителем театра, директором. – Прим. автора) и пригласил нас с приятелем в труппу. Думаю, видел нас давно, присматривался.

Все-таки встречались в одном здании. И я, не раздумывая, принимаю решение, кардинально меняющее мою жизнь, – оставить работу в филиале «Мозырская нефтеразведочная экспедиция глубокого бурения», где проработал два года, и полностью перейти в театр. Мизерная заработная плата артиста меня не смутила. Мама меня поддержала. Иначе и не могло быть. Она была человеком творческим. Ей это было близко. Здорово, когда родные «за тебя»!

Меня тут же ввели во взрослый спектакль «Трыштан ды Іжота». Шел он на белорусском языке. Тут же появилась роль в сказке. Дальше – больше. Меня постепенно вводили в действующий репертуар. Сперва это были небольшие роли… Но мне нравилось всё!

Первую роль помню. В спектакле «Гуляць дык гуляць» (Ю. Кулiк, 1995 г.) мы с Михаилом Клименко играли двух одноклассников. Потом был «Мiстэр Розыгрыш» (С. Кандрашоў, 1999 г.) и первая главная роль – новый русский. В 1999 году в театр пришел новый режиссер – Роман Матвеевич Цыркин. И всё стало по-другому. В репертуаре появились новые постановки, у меня – главные роли. Особенной популярностью пользовался спектакль «Мужской род, единственное число», на премьеру которого было не попасть.

Зрители готовы были переплачивать за билеты, только чтобы оказаться в зрительном зале. Главную роль исполнял Валерий Шушкевич, актер Национального академического драматического театра имени М. Горького. А когда он уволился из театра, на сцену в роли полковника уже выходил я. В спектакле «Контракт» я играл доктора Вольфа. «Деревья умирают стоя» был любимым спектаклем моей покойной мамы. Она посмотрела его раз 20. Я играл внука. В 24 года сыграл 70-летнего (интересный опыт!) в «Страсти под вязами». Мы были на одной роли с В. Шушкевичем, которого срочно вызвали в Минск (он параллельно служил в русском театре), и на премьере играл я. Это было здорово! Но о Валерии Шушкевиче хотелось бы сказать отдельно: удивительный человек и прекрасный актер. Играть с ним приятно, комфортно.

В 1999 году поступил в Белорусскую государственную академию искусств на факультет «Актер театра и кино», руководитель курса – Григорий Иванович Боровик. На нашем курсе он собрал команду самых лучших режиссеров. Было очень интересно у них учиться: у каждого своя школа, свое видение. К этому времени я уже много играл. Ребята-однокурсники завидовали: «Какие спектакли! Какие роли!»

Что для меня театр? (задумывается) Всегда боялся излишней пафосности, высоких слов… Театр – моя жизнь. Я им живу. Себя вне театра не представляю. Перед выходом на сцену всегда волнуюсь. И не важно, какая роль. Мысли только о том, как примет зритель. Ведь это важно. Иногда так чувствуешь связь с залом… Например, в спектакле «Деревья умирают стоя», в сцене прощания с бабушкой, которую герой так любил, я не мог сдерживать слез. И когда увидел зрителей с влажными от слез глазами, осознал, что у меня получилось. Что всё не зря. Бабушку играла тоже молодая актриса Елена Чижик. Она в этой роли была великолепна! Это была хорошая совместная работа. Вспоминать приятно. А ночью после премьеры не могу долго уснуть. Анализирую. Прокручиваю спектакль в голове. Пропускаю через себя вновь и вновь…

Бывают и курьезные моменты, частенько даже хулиганские. Рассказывать о них не буду (улыбается). К примеру, был случай забавный: во время спектакля «Любовь в стиле барокко», где я играл графа (еще один мой любимый спектакль): героиня выливает на меня ведро воды. Вода попадает мне прямехонько в рот, выплескивается наружу смешным фонтанчиком, усы отклеиваются. Я срочно ретируюсь за кулисы приводить себя в порядок – ситуация смешная и тревожная одновременно. Справился! Зритель не заметил. Опыт работы в кино у меня небольшой. Первый раз снялся в сериале «Коррупция». Дело было в Мозыре. Я – дублер минского артиста, стою спиной к камерам, чтобы не видно было лица! Всё произошло так быстро, что даже испугаться не успел. Не понял толком ничего. В «Мухтаре» у меня уже было три съемочных дня. Тут нужно было поработать.

Потом случился фильм «Хозяйка горы». Интересно, конечно. Мне нравится сниматься: новые яркие знакомства, эмоции, опыт. На съемочной площадке рядом с тобой Анна Снаткина, Виктория Толстоганова, Сергей Перегудов. Приятные в общении люди, простые. Женщина из массовки увидела Сергея Перегудова и обо всём на свете забыла! «Можно с вами сфотографироваться?» – не отстает от него. Останавливали съемку раз пять. Она успокоиться не может! Ему – неловко. Короче, вывели поклонницу Перегудова. Любовь к артисту явилась преградой к ее появлению в кадре. Такая вот приключилась забавная история. Вместе с Михаилом Клименко приняли участие в съемках российского драматического телесериала «Угрюм-река» Юрия Мороза (вторая экранизация одноименного романа В. Шишкова), премьерный показ которого состоялся на Первом канале в марте 2021 года.

А вообще театр и кино – разные вещи. Совершенно. В театре работаешь сразу на чистовую. Тут не переснимешь, права на несколько дублей у тебя нет.
Я хочу пожелать театру новых ярких премьер! Аншлагов! Я хочу сказать зрителям: «Обязательно приходите в театр! Мы будем вас радовать и удивлять».

Татьяна Иванова, руководитель литературно-
драматургической части Мозырского
драматического театра им. И. Мележа.