В преддверии праздничной премьеры поговорили с художественным руководителем Александром Мазьковым и художником-постановщиком Ириной Мазьковой об истории создания коллектива, творческом становлении актеров, зрителях и планах.
– 20 лет – значимая дата для любого коллектива. Расскажите, с чего начинался театр «Легион».
Александр:
– Мы начали формировать коллектив в ноябре 2001 года. Тогда на кастинг приходили люди под конкретное театрализованное представление – совместный проект с молодым, дерзким, очень перспективным коллективом «ALEXIS». Представление было показано в феврале 2002 года и шло три дня. Мы же за точку отсчета взяли красивую дату 02.02.2002. Тогда и был дан старт «Легиону» как таковому. Хотя названия на тот момент еще не было: мы были просто творческим объединением людей, влюбленных в сцену, в котором на протяжении нескольких лет шло формирование костяка коллектива. Можно сказать, что основной состав – это люди, выросшие в стенах Дворца культуры, которые приходили сюда еще детьми. На протяжении 20-ти лет поменялось очень много людей. Текучка кадров – абсолютно нормальное явление в любом любительском коллективе.
– Как актеры-любители становятся частью труппы?
Александр:
– Пути у всех разные. Иногда наши ребята сами приводят за руку своих знакомых. Кого-то примечаем мы с Ириной и приглашаем попробовать свои силы. Кто-то приходит сам, посетив спектакль, прочитав объявление о наборе. Но стать актером «Легиона» получается не у всех. Должен признать, что в состав попадает малая часть желающих. Уровень коллектива достаточно высокий, поэтому и спрос с нас большой. Учитывая, что мы работаем во Дворце культуры ОАО «Мозырский НПЗ», на нас ложится огромная ответственность, так что допустить непрофессионализма в своих спектаклях мы не имеем права.
– Можно ли тогда говорить о том, что для актера любительского коллектива важно не только желание и отсутствие страха сцены, но и талант?
Александр:
– Слово «талант» я употребляю очень избирательно. «Поцелованный Богом в лоб» – вот как определяла талантливого человека Мария Миронова (мама, а не дочь Андрея Миронова). Талант – вещь редкая. На мой взгляд, даже не все профессиональные актеры им обладают. А вот «способности» по отношению к самодеятельным актерам – слово верное. Если таковые имеются, задача режиссера их раскрыть и помочь показать на сцене. Человек с одним желанием, но без способностей на сцену не попадет.
– Ваши актеры – люди разного возраста из разных сфер деятельности. Сложно ли руководить коллективом, в котором нет актеров с профильным образованием, определенными знаниями?
Ирина:
– Это очень сложно! Иногда люди сами себя не знают, и тогда нужно присмотреться к человеку, понять, какая роль ему больше подойдет, в какой сюжет его лучше поставить – комедийный или трагедийный. Каким-то азам поведения на сцене мы, конечно же, учим. Но и артистам приходится не просто: учиться нужно очень быстро.
Александр:
– Еще одна сложность скорее не творческого, а бытового плана – собрать вместе всю труппу, потому что у всех разные графики работы. Если на сцене должно быть 10 человек, то собраться всем на репетиции – большая проблема, если 20 человек – проблема огромная!
– Как распределяются роли? Даете ли своим актерам играть героев, противоположных их характерам?
Александр:
– Это под силу только обученным профессиональным актерам, которые имеют возможность работать над ролью самостоятельно. Мы подбираем роль, учитывая особенности характера.
– Случались ли на сцене казусы: кто-то забыл слова, растерялся?
Ирина:
– Такие ситуации бывают. Но актеры основного состава моментально понимают, что с партнером что-то не то, и берут на себя всю работу: на ходу что-то придумывают, выкручиваются. Но знать об этом будут только актеры, зритель ничего не заметит.
Александр:
– В любом коллективе, а тем более театральном, люди должны чувствовать друг друга. Стоит сказать, что девиз нашего коллектива – «Там победа, где согласие». Иными словами, все понимают, что на сцене ты несешь ответственность не только за себя, но и за товарища.
– Значит, на сцене и за кулисами вы дружная команда. Репертуар тоже подбирается совместными усилиями?
Александр:
– Он подбирается очень авторитарно (смеется).
Ирина:
– В течение года каждый день я читаю пьесы. Ищу что-то из нового, что-то из старого… Так, к концу сезона у меня появляются три пьесы, которые хотела бы поставить в следующем сезоне. Затем смотрю, сколько есть артистов, могу ли каких-то персонажей объединить в один, а потом объявляю, что мы будем ставить (улыбается).
Александр:
– Что касается детского репертуара, то здесь у нас есть козыри. К примеру, свой автор (который пишет роль под конкретного актера) – предмет зависти любого самодеятельного коллектива.
Ирина:
– Вот, например, мне нужна сказка про зайчика, двух кикимор, тигра, и чтобы там был восточный царь. Мы с Александром Васильевичем придумываем основную идею, сюжет, характеры персонажей, и он садится за написание такой сказки. А вообще в театре важно всё: от самой пьесы, до костюмов, света, мастерства актеров.
– Кстати, костюмы легионеров сложно не оценить: они очень яркие, необычные. Кто их создает?
Ирина:
– Поскольку я еще модельер-конструктор, то и костюмы – моя забота, а также всё, что зритель видит на сцене. Какие- то костюмы шьются здесь, во Дворце. Большие, сложные костюмы отшиваются в ателье. Взрослые зрители смотрят больше на содержание, а для детей важна яркая, красивая картинка. Ведь сегодня нам приходится соревноваться не только с другими коллективами, но и с мультиндустрией.
– Наверно, дети не так строги в предпочтениях. А что касается взрослого зрителя: ориентируетесь на его запросы?
Ирина:
– Конечно же, ориентируемся. В соцсетях постоянно проводим опросы: какого автора зрители хотели бы увидеть, что предпочитают из жанров? К слову, думали, что выбор падет на комедии, но нет, наши зрители хотят видеть что-то серьезное.
– Думающий зритель – плюс для коллектива?
Александр:
– Плюс для коллектива, когда у него вообще есть постоянный зритель. Как бы пафосно ни звучало, но своим трудом такого зрителя мы завоевали. Он любит наше творчество, ходит на все спектакли и аплодирует стоя.
Ирина:
– Это в силу того, что у нас довольно специфическая ткань спектакля, мы стараемся уходить от бытовой декорации. Если это квартира, то там нет дверей, стен, столов, стульев… Зритель должен включаться в процесс и понимать, если какую-то деталь повернули, значит это уже другой план декорации. Это дает ему поле для собственных фантазий.
Александр:
– То есть, образно говоря, у зрителя есть возможность приготовить этот «стейк» такой прожарки, какой ему захочется (улыбается).
– Давайте вспомним самые значимые достижения коллектива за 20 лет.
Александр:
– По правде говоря, театральных фестивалей в Беларуси проводится не так уж и много. Не так часто приходят приглашения. Были на международном фестивале «Берега надежды» и забрали почти все призы: за лучший спектакль, авторскую драматургию, лучшую мужскую и женскую роли. Потом нас пригласили на самый серьезный и статусный фестиваль в Беларуси «Свет рампы», который проходит в Могилеве. Он проводится раз в два года. Мы четырежды были на нем. В первый раз привезли приз за «Лучшее музыкальное оформление». Но тогда еще не знали, что такое серьезный фестиваль и «с чем его едят». Зато сделали для себя вывод: за комедии главных призов не дают (смеется). А уже на трех следующих фестивалях мы дважды получали приз за лучшую режиссуру и дважды взяли Гран-при. Спектакль «Мастер и Маргарита» получил сразу и ту, и другую награды. На этом фестивале много сильных коллективов. Питерские коллективы укомплектованы профессиональными актерами. Но мы их переиграли (улыбается).
– Может, дело в том, что игра непрофессиональных актеров более искренняя?
Александр:
– Скажем так, профессиональные актеры не всегда играют то, что им хочется; им не всегда нравится материал и, в конце концов, может просто надоесть: физическую и ментальную усталость никто не отменял. А мы играем редко, поэтому любой спектакль для нас – событие. На сцену актеры выходят как на сражение – за признание, за свою порцию аплодисментов. Они порой и правда гораздо искреннее. И это не мы придумали – об этом говорит зритель. Как сказала Фаина Раневская, «играют на рояле, а на сцене нужно жить».
– Можем ли мы приоткрыть завесу тайны: что зритель увидит в честь 20-летия «Легиона»?
Ирина:
– 27 апреля мы приглашаем мозырян на большое и яркое шоу. В нем будут отрывки из наших самых сильных спектаклей, много танцевальных и вокальных номеров, интерактивы с залом.
Александр:
– Это будет по сути своей театральный капустник. Но в форме театрально-эстрадного шоу. Мы подумали, что день рождения должен быть праздником в первую очередь для публики. Для нас это, конечно, тоже праздник, но… кто мы без зрителя? На это действо нужно прийти, чтобы получить мощнейший заряд позитива и хорошего настроения.
– Уже строите планы на ближайшее будущее?
Александр:
– Планы есть всегда, но жизнь вносит свои коррективы. Пока не хочется загадывать. Могу только сказать, что около трех лет мы работаем над авторской пьесой в стихах. Сейчас дорабатывается четвертый вариант пьесы. Если планам суждено сбыться, то это будет очень громкая афиша. Я говорю «если» по той причине, что материал сложнейший, написанный пятистопным ямбом, как пьесы Шекспира. Название раскрывать не буду, скажу только, что это будет авторское прочтение одного из вечных образов мировой литературы.
– Звучит очень интригующе…
Ирина:
– Всех карт раскрывать не будем, хотя в нашем нынешнем шоу отсылка к этому персонажу будет. Возможно, кто-то сможет его прочитать. Так что ждем всех на премьеру!
Александра КИРИНСКАЯ.