Сделайте пальцы веером. Узнали об особенностях работы эксперта-криминалиста

345

Чаще его образ мы встречаем в кинематографе. Но кто он такой в реальности, какие функции на него возложены и какими личностными качествами должен обладать для постижения секретов мастерства – об этом поговорили с экспертом сектора криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Мозырского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз лейтенантом юстиции Анастасией ВАСИЛЕЦ.

Всё что ни делается – значит так надо

Признаться, встреча наша состоялась давно, но до сих пор из головы не выходит образ: хрупкая, миловидная девушка, с ясными голубыми глазами и очаровательной улыбкой – и вдруг эксперт-криминалист. На такое недоумение при встрече она только улыбалась и опускала взгляд, дескать, ничего странного и удивительного. Это обычная работа. Но обычная ли в повседневно-обывательском понимании?

На наш взгляд, нет. Если припомнить литературные и, чаще, кинематографичные сюжеты, то в памяти возникает довольно-таки однотипный образ человека этой профессии: мужчина в полном расцвете лет, угрюм и неразговорчив. То есть картинка уже не совпадает с образом нашей собеседницы. Именно поэтому было вдвойне интересно узнать, почему же выбор пал на судебную экспертизу.

Оказывается, начиналось все прозаично: после окончания школы Анастасия хотела поступать на переводчика или на учителя английского языка. Долго готовилась: подтягивала теорию, тренировалась на практике. Однако ничего интересного не получилось бы, если бы в дело не вмешалась мама, ну или звезды – здесь как кому удобно.

– За полгода до выпуска всё резко изменилось, – вспоминает не без улыбки Анастасия. – В один из вечеров мама пошла на родительское собрание, а домой вернулась, держа в руках брошюру о профессии судебного эксперта. Помню, сказала мне тогда: «Вот, раздавали всем родителям. Мне кажется, это интересно». Я подумала: а почему нет? В подготовке менялся всего лишь один предмет, а по здоровью я полностью проходила.

Вот так ненавязчиво мама подтолкнула девушку к выбору будущей профессии. Хотя, как призналась в разговоре сама Анастасия, неосознанное желание быть криминалистом возникло у нее давно, если так легко согласилась поменять свои планы. К слову, она первая и пока единственная в семье, кто выбрал своей профессией службу в одном из структурных подразделений Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

В кино – не как в жизни

Экспертов-криминалистов в нашей стране готовит только одно учреждение – Академия МВД Республики Беларусь.

Вспоминая свое поступление, Анастасия говорит, что сложность представляла только медкомиссия – ее необходимо было проходить несколько раз: сначала в Мозыре, затем в Гомеле, а после уже в самом учреждении образования.

– Фишка в том, что ты можешь без проблем пройти по набранным баллам на централизованном тестировании, но не можешь пройти по здоровью – вот это было обидно, – вспоминает молодой эксперт. – Тяжело было еще в том плане, что поступающих девушек много, а мест мало. А поступить-то всем хочется (улыбается).

Что касается непосредственно самого процесса обучения, то девушка честно призналась: было сложно, особенно по профильным дисциплинам.

– Но очень интересно! – тут же добавляет моя собеседница. – В первую очередь тем, что мы, еще ничего не успевшие повидать в жизни, окунулись в совершенно новый, незнакомый мир. И, конечно же, мы не смогли удержаться от того, чтобы не сравнить реальную криминалистику от кинематографической. Последняя, кстати, очень часто либо идеализирована, либо утрирована.

Окончив Академию с красным дипломом, Анастасия по распределению приступила к работе в Мозырском межрайонном отделе Государственного комитета судебных экспертиз. Как правило, любой молодой специалист испытывает определенные трудности на первом рабочем месте. В голове – рой мыслей: сработаемся ли мы, хороший ли коллектив, добрый ли начальник, сложно ли будет работать… Вот и у моей очаровательной собеседницы первое время не все шло гладко, как призналась она сама.

– Было сложно привыкнуть к суточным дежурствам, в течение которых необходимо постоянно быть на связи. Более того, эксперт должен быть готов в любую минуту выехать на место происшествия, – вспоминает собеседница. – На первых выездах терялась – не знала, за что сначала взяться, при этом теорией владела досконально. Наблюдала за работой старших коллег, которые мне очень помогали первое время. Да и сейчас часто обращаюсь к ним за советом по многим вопросам.

При этом наладить контакт с сослуживцами получилось быстро и легко. Все дело в том, что Анастасия проходила в Мозыре практику в течение месяца после третьего курса, и три месяца длилась пред-
дипломная практика. К моменту прихода сюда на работу она уже всех знала, а с некоторыми и на место происшествия выезжала.

Очень необычно, когда женщина работает в структурах МВД, что традиционно ассоциируется с мужской профессией. Сейчас этот стереотип успешно развенчивается: представительниц прекрасного пола много, даже в Следственном комитете. Анастасия, улыбаясь, рассказывает, что зачастую на месте происшествия работает следственно-оперативная группа, состоящая из одних женщин.

Следите за своими пальчиками

А что же дактилоскопия? На наш несведущий взгляд, это гора информации. Но Анастасия спокойно и уверенно опровергает это мнение:

– В дактилоскопии столько же нюансов и тонкостей, сколько заблуждений. Например, многие думают, что на бумаге не остается отпечатков пальцев. Остаются. Но, чтобы их обнаружить, нужны определенные условия и специальные реактивы. Если на месте происшествия возникает подозрение, что злоумышленник прикасался к бумаге, то мы ее забираем с собой, чтобы в лабораторных условиях выяснить, есть на ней отпечатки или нет.

Исследование изъятых с места происшествия следов рук – отпечатков пальцев и ладоней – начинается со сбора материала. Сначала нужно с помощью липкой ленты собрать следы, затем с помощью лупы и «иголки» (инструмент выглядит как шило с тонкой иглой) правильно просчитать линии узора и сравнить их с узором на руках предполагаемого преступника или потерпевшего. Это нужно, чтобы исключить лишние следы.

– Всегда много работы, когда выезжаем на дачные кражи, особенно в осенне-зимний период, – рассказывает эксперт. – Воры проникают не в один дом, а «обносят» несколько участков. Исследуешь буквально каждый сантиметр, потому что никогда не знаешь, где могут оказаться отпечатки рук или другие следы. Здесь еще большое значение имеет и поверхность материала или предмета, на котором могут быть отпечатки. С рыхлой поверхности снять отпечатки практически невозможно, поэтому ищем другие следы, задаем вопросы потерпевшим о несоответствии обстановки в комнате, например. На самом деле такие вопросы часто помогают в работе.

Тонкости, которые не видны

Обычный человек не увидит тех нюансов, которые заметит эксперт, а специалисту сразу бросаются в глаза следы борьбы, например.

– Если я знаю, что произошла драка, то по прибытии на место происшествия первым делом я обращаю внимание на следы крови, обеспечивая их сохранность, чтобы не «затоптали», – объясняет криминалист. – Затем обеспечиваю сохранность биологических материалов. При этом эксперты обязательно должны использовать средства индивидуальной защиты:  шапочку, бахилы, перчатки, маску, –  чтобы, не дай Бог, собственные биоматериалы не попали на объекты. После этого происходит поиск дактилоскопических следов, следов обуви, орудия преступления.

Поиск отпечатков пальцев – это малая часть того объема работ, которую проводит Анастасия Василец на месте происшествия. Даже если лицо идентифицировано, все равно необходимо искать оставленные им следы.

– Если мы находим отпечатки, то сперва сравниваем их с отпечатками хозяина дома или квартиры и отпечатками свидетелей. Далее они направляются в наше управление, где специалисты занимаются поиском совпадений. При этом совпадение отпечатков пальцев должно быть стопроцентным, – подчеркивает эксперт.

Пишите четче

Дактилоскопия не единственное направление, по которому работает молодой криминалист. Она проводит еще и почерковедческий анализ: сопоставляет образцы почерков, сравнивает подписи, определяет, при каких условиях подпись была выполнена – обычных, необычных, с подражанием манеры письма другого человека.

– Чаще всего почерковедческая экспертиза требуется при работе с товарно-транспортными накладными, со всевозможными справками, с документами по недвижимости – дарственные, завещания, и, конечно же, предсмертными записками, – говорит эксперт. – Например, принесли дарственную на квартиру, а хозяйка говорит, что ее не давала. Тогда назначается экспертиза, чтобы определить, ее ли подпись стоит в документе, или ее подделали. Анализ предсмертной записки проводится для того, чтобы определить, написана ли она под угрозой, сразу перед суицидом или за некоторое время до его совершения, написана ли записка другим лицом или самим человеком, но текст составлен другим лицом – одним словом, нюансов
много.

«Лучший в дактилоскопии»

Рассказывая о молодом криминалисте, грех не упомянуть и об областном смотре-конкурсе профессионального мастерства на звание «Лучший эксперт-криминалист территориальных подразделений Государственного комитета судебных экспертиз, подчиненных управлению по Гомельской области», который был проведен на базе экспертно-лабораторного корпуса управления Государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области. Анастасия Василец была единственной девушкой и представляла Мозырский межрайонный отдел.

Конкурсанты соревновались по многим позициям: строевой смотр участников конкурса и унифицированных чемоданов; фотосъемка при осмотре места происшествия; изготовление таблицы фотоснимков; работа по обнаружению, фиксации и изъятию дактилоскопических и трасологических следов на месте происшествия; предварительное исследования дактилоскопических и трасологических следов; работа со следами в лабораторных условиях; тестирование по теме «Право-
вая подготовка и криминалистика».

По итогам конкурса Анастасия Василец была награждена дипломом II степени и призом «Лучший в дактилоскопии».

ТОП-5 личностных качеств криминалиста от Анастасии Василец:

-хладнокровие и стрессоустойчивость: эмоциональный, экспрессивный человек здесь работать не сможет;
-ответственность: ее нужно очень много, потому что от того, насколько качественно криминалист выполнит свою работу, зависит судьба человека;
-усидчивость: иногда нужно задержаться на работе;
-коммуникабельность: криминалист занимается не только сбором вещдоков, но зачастую опрашивает потерпевших, подозреваемых, свидетелей;
-опрятность, аккуратность и самодисциплина.

Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: