Техосмотр: на что обратить внимание водителю

Автомобиль – не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Поэтому содержать его в технически исправном состоянии – неоспоримая обязанность каждого владельца.

Дело случая

Техосмотр – обязательная процедура, которая помогает заблаговременно выявить неисправности и избежать беды на дорогах.

У моего знакомого по имени Павел за плечами более 20 лет водительского стажа, и все это время он регулярно проходит техосмотр на своем автомобиле. Хотя в жизни мужчины  был момент, когда только чудо спасло его от печальных последствий.

– Как-то на своей иномарке заехал на диагностическую станцию, и там уже на стенде оборвался тормозной шланг, – делится Павел. – Это говорит о том, что нельзя быть до конца уверенным в исправности своего транспортного средства.

Отметим, что с недавних пор отменили госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, уплата которой была привязана к прохождению техосмотра.

После нововведения количество автомобилей, проходящих техосмотр, резко увеличилось. Так, на диагностической станции № 31 г. Мозыря нам рассказали, что за первое полугодие 2021 года было выдано 4310 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении (за аналогичный период текущего года немного меньше – 3165). Если посмотреть статистику по республике, то нынешний июль получился «жарким» для сотрудников УП «Белтехосмотр» – 101908 разрешений, что на 0,7 % больше этого показателя за аналогичный период 2021 года (101244 разрешения).

По информации межрайонного отдела ГАИ Мозырского РОВД, за 7 месяцев 2022 года на территории Мозырского района произошло 9 ДТП по причине неисправности транспортных средств.

Чем болеют автомобили

В результате многолетнего опыта работы диагностической станции сформировался перечень основных неисправностей, которые наиболее часто выявляются в транспортных средствах мозырских автовладельцев.

Так, по словам инженера УП «Белтехосмотр» Юрия Тюхая, первое место в этом списке занимают неисправности тормозной системы (40–45 %). Далее следуют неисправности внешних световых приборов. Специалист призывает обращать внимание в том числе на подсветку регистрационного знака.

Третье место в списке неисправностей занимают двигатель и элементы ходовой части.

– Не допускаются глубокие механические повреждения металла и лакокрасочного покрытия, а также сквозная коррозия, – уточняет инженер. – Некоторые владельцы говорят, что подобные недостатки не влияют на безопасность. Тем не менее эстетический вид железного коня не менее важен.

Что еще не упустить из виду? Замена лобового стекла нужна, если со стороны водителя на нем есть трещина, попадающая в зону действия стеклоочистителей. Перед посещением станции также нелишне убедиться в достаточном уровне эксплуатационных жидкостей (в том числе в бачке стеклоомывателя).

Про аптечку не забудь

Сама процедура проведения государственного технического осмотра автомобиля не представляет сложностей. Но есть нюансы. О том, на что необходимо обратить внимание, напомнил инженер диагностической станции № 31.

– В первую очередь, машина должна быть укомплектована медицинской аптечкой, – отмечает сотрудник УП «Белтехосмотр». – Причем не стоит спешить покупать новый комплект, если срок действия отдельных препаратов истек. Достаточно приобрести отдельные вложения согласно перечню. Также важно обратить внимание на срок действия огнетушителя. Он не должен превышать двух лет. В противном случае устройство требуется перезарядить или заменить. Что касается знака аварийной остановки, то к использованию допускается разборный со светоотражающими элементами.

Обращаем внимание, что автомобиль предоставляют для осмотра в чистом виде. Если колеса оснащены декоративными колпаками, то их необходимо заранее снять.

К осмотру готовы?

Проводить диагностику могут только аккредитованные государством организации, которые по итогам процедуры выдают специальную карту и заключение об исправности машины. В частности, в Мозыре такой возможностью обладают две станции: диагностическая станция № 31 филиала «Автобусный парк № 2» ОАО «Гомельоблавтотранс» и диагностическая станция № 5 ООО «ИстПал-Прогресс».

Периодичность прохождения техосмотра определена законодательно и обусловлена сроком действия разрешения. Так, новые авто и те, с момента выпуска которых прошло не более десяти лет, получают разрешение на участие в дорожном движении сроком на два года. Если техника перешагнула 10-летний возраст, то она допускается к эксплуатации на один год. Периодичность прохождения техосмотра зачастую зависит от даты выпуска, типа транспортного средства и его предназначения.

Обязательная процедура в ходе техосмотра – сверка идентификационных знаков и номерных агрегатов.

При обнаружении в процессе диагностики хотя бы одного несоответствия либо пяти и более соответствий с замечаниями автовладельцу выдается диагностическая карта с заключением «Не соответствует». В таком случае владельцу машины предоставляется 20 дней, в течение которых он должен устранить выявленные неисправности и несоответствия. В дальнейшем проверка состояния такого транспортного средства в обозначенном периоде времени будет проведена только в отношении несоответствий, которые были выявлены в предыдущий раз.

Цена вопроса

Стоимость услуг на диагностической станции «Белтехосмотра» сегодня составляет 34,5 руб. (бензин) и 35,2 руб. (дизель) на легковой автомобиль. Выдача самого разрешения на допуск к участию в дорожном движении – 0,3 базовой величины (9,6 руб.). Для юрлиц и ИП стоимость соответственно будет выше. Кроме того, от них потребуется еще и заявление.

В последнее время многое сделано для того, чтобы прохождение техосмотра было максимально необременительным и комфортным для автовладельцев. В частности, оплатить услуги техосмотра можно на месте. Так, за линию автовладельцы оплачивают в кассе самой станции, а за выдачу разрешения – с помощью Интернет-банкинга на телефоне. В последнем случае квитанция об оплате не требуется. При продаже машины отметка о ее допуске на дороги теперь переносится в документы нового хозяина.

Автомобилей на дорогах города с каждым годом становится больше. Но все они должны быть технически исправными. Таково требование закона. И его надо выполнять.

К сведению

За несвоевременное прохождение техосмотра предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения (в первый раз) или штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин, а в случае повторного нарушения в течение года – от 2 до 5 базовых величин.

Сергей БОРОВИК.
Фото автора  и www.gto.by.