С рублем в кармане. Или без? Советы психолога помогут решить вопрос карманных денег

В современном мире очень важно научить ребенка обращаться с деньгами. Исследования показывают, что люди, знакомые с рублем с детства, становились более успешными во взрослой жизни.

Но сегодня в семьях о деньгах говорят редко: родители не понимают, как правильно строить диалог с детьми о финансах. Они не имели к ним доступа в детстве, их никто не учил ими распоряжаться. Говорим об этом с педагогом-психологом Козенской средней школы Еленой ПОЛУЯНОВОЙ.

Азы финансовой грамотности

– Елена Ивановна, что такое «карманные деньги» с позиции взрослых?

– Отношение родителей к теме нашей беседы неоднозначное. Приводят явные аргументы «за»: момент доверия и взросления, база финансовой грамотности – закладка фундамента разумного распоряжения средствами в будущем. Через накопления ребенок учится распоряжаться деньгами, планировать расходы, экономить. Карманные деньги помогут в экстренной ситуации, когда нужно срочно вызвать такси или купить лекарство. Для подростков карманные деньги вдвойне важны: они позволяют чувствовать себя увереннее.

Противников вопроса гораздо меньше. Они, как правило, утверждают, что всё необходимое у ребенка есть и лишние копейки ему не нужны. А самый железный аргумент: он потратит сбережения на ерунду (сигареты, чипсы, вредные напитки). Но, как психолог, скажу, что это уже совсем другая сторона истории, тянущаяся с раннего детства. Туда же можно отнести переживания насчет жадности. Противники сеют страхи, что ребенок с карманными деньгами более скупой. Родители, пожалуйста, усвойте урок: финансы не повлияют на моральные качества больше, чем ваш пример.

– А если посмотреть глазами детей – что такое «личные сбережения»?

– О, это статус. В хорошем смысле слова. Среди сверстников – равноправие. В семье – элемент доверия, уважения. Это некоторая степень свободы. Ребенок понимает, что к нему прислушиваются, ценят увлечения. Он изучает себя, прощупывает потребности. Пробует планировать траты и контролировать их. А еще – осознает ценность человеческого труда.

– Главный вопрос, который волнует обе стороны: как, когда и в каком количестве нужно начинать давать карманные деньги?

– Карманные деньги можно давать ребенку примерно с 6–7 лет. Всё зависит от того, насколько он готов пользоваться финансами. Как проверить? Идете вместе в магазин. У кассы вспоминаете, что забыли купить сметану. Просите ребенка принести продукт. По идее, он должен обратить внимание на цену. Даете ему наличные, он рассчитывается. Смотрите, не забывает ли взять сдачу, может ли рассчитать сумму. Если всё идет по плану – ребенок созрел для карманных денег. Если путается, невнимателен, то стоит немного подождать. Но обязательно объясните, почему отказываете. И дайте пару советов, как всё исправить. Хочу обратить внимание родителей, что карманные деньги и «целевые» – это разные вещи. К последним относятся средства, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и прочее. Это, как правило, суммы на что-то конкретное. И распоряжаться ими по своему усмотрению ребенок не может.

– Что, кроме «не трать все сразу и на ерунду», должна рассказать мама сыну или дочке, давая первую копейку в копилку?

– А вы знаете, что их, в идеале, должно быть три?

– Любопытно. Расскажите.

– Первая – на «хотелки». Сиюминутные. Например, на мороженое: взял – купил. В ней, как правило, лежит небольшая сумма. Вторая копилка – на вещи подороже. Есть у ребенка какая-то цель, на нее и собирает. Велосипед, например, аквапарк или машинка в коллекцию. Ее можно так и подписать: «на мечту». А вот в третью копилку бросаете монетки на благие дела. Например, благотворительный аукцион в школе или помощь бездомным животным. Назовем ее «на добро». Пусть это будут незначительные суммы. Но жертвовать важно. Это уже про нравственность. Разумеется, назначение каждой из копилок ребенку нужно объяснить детально. Если все сделаете правильно, он с радостью примет идею. И вам останется лишь обеспечить свободный доступ к ним. А вот сколько и куда положить карманных денег, решать только сыну или дочке. Что мама должна сказать, давая копейку? Наверное, что доверяет ребенку. Что это теперь его деньги: он может купить сладости на все, скушать, но при этом копилка опустеет. А может отложить и насобирать на крутую машинку или блокнотик с замочком. Но выбор за хозяином копилок! А слежка и контроль нанесут вред однозначно – подорвет доверие.

– Елена Ивановна, за что можно «платить» детям, а за что точно не стоит? Во что это может вылиться после?

– Вот по этому вопросу можно встретить самые разные высказывания. Я скажу свое мнение: если речь идет о постоянных обязанностях по дому (помыть посуду, убрать в комнате), то они выполняются бескорыстно. А если речь идет, например, о доставке почтового отправления, то деньги будут уместны. Предложите школьнику самому забрать заказ, а деньги заплатите не курьеру, а ему. За ребенком остается право выбора. Еще пример – мойка машины. Папа предлагает сыну потрудиться за деньги. Вполне рабочая ситуация. И никто не в обиде. В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия. Я отношусь к противникам такой позиции и считаю, что платить за хорошо оконченную четверть не стоит. Отдельно нужно рассмотреть участие в конкурсах, олимпиадах – всё, что стоит выше «должностных инструкций». В качестве премии за особые старания, я думаю, поощрение допустимо. Важно, чтобы дети понимали, что внутри семьи финансовые вопросы работают иначе. Есть вещи, которые мы делаем не за деньги. А из любви. И желания заботиться и ухаживать главные! Родителям подростков посоветую составить список, где будет указано по пунктам, как ребенок может добыть деньги. Например, помочь на даче по строительству. Или с ремонтом машины. Речь о тех случаях, когда привлекаются третьи лица, например, наемные рабочие, заменив которых, он может подзаработать.

Карманные деньги забирать нельзя

– Нужно ли контролировать, как ребенок тратит собственные сбережения?

– У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Не говоря уж о том, что он не получит никакого удовольствия. Начинать стоит с незначительных сумм, которые ребенок может потерять или потратить на мелочи. Помните, что он только учится управлять своими средствами. Также в семье должно быть правило: табу на покупки определенных продуктов, которые могут вызвать сыпь или приносят ущерб здоровью. Скажите об этом ребенку прямо. Например, нельзя покупать много шоколада, цитрусовых. Запрещено брать алкоголь, сигареты и так далее. В случае нарушения договоренностей выплаты будут сокращаться, а расходы – контролироваться. Умный воспитанный ребенок примет верное решение.

– А как наказывать? Тоже рублем?

– Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка карманных денег нельзя. И забирать то, что уже дали, тоже. Это неприкосновенно! Хотя родители часто этим грешат. Безусловно, детскими сбережениями легко манипулировать, ведь ребенок очень дорожит ими. Но это неудачная стратегия. Она отнимает чувство безопасности у детей и приводит к ощущению психологической беспомощности. Получается, что взрослый по своему усмотрению дает или отнимает свободу и самостоятельность ребенка, воплощением которой частично являются карманные деньги. Таким приемом лучше не пользоваться. Он сильно подорвет доверие к родителям. В зависимости от серьезности проступка можно уменьшить следующую выплату. Но важно этот момент обсудить. И оставить ребенку право выбора в дальнейшем.

– Болезненный вопрос для современных детей – деньги на день рождения. Суммы, как правило, немалые. Поэтому их уже сложно назвать карманными. Чьи они по праву: именинника или родителей? Как разрешить эту дилемму справедливо?

– Именинника, конечно (улыбается). При условии, что он понимает ценность деньгам и научился хоть немного откладывать. Вспомним наши три копилочки – можно предложить ребенку отправить денежный подарок в емкость с надписью «на мечту». И какую-то незначительную сумму – «на хотелки». Но не забирать деньги в счет расходов на праздник.

И мой вам совет…

– По традиции пару действенных рекомендаций, как давать/брать карманные деньги и сохранить мир в семье и взаимопонимание в отношениях?  

– Поделюсь с читателями парочкой лайфхаков.

Отныне все прикассовые стеллажи в магазинах не ваша проблема. Хочешь шоколадку или жвачку – загляни в свой кошелек.

Не стоит претендовать на детские деньги. Они неприкосновенны.

Максимально отключите контроль. Это траты ребенка и его ответственность.

Начиная с маленького возраста, приучайте ребенка к самостоятельным покупкам. Без ошибок не обойдется, но только так и можно научиться.

Расскажите друзьям и родственникам (если ребенок согласен), что у него есть мечта, он на нее копит. Денежный подарок будет очень кстати.

Хвалите за покупки для вас лично. Сладости, билет на концерт, цветок, что-то для увлечений. За всё – искреннее спасибо.

Поощряйте желание ребенка работать: в семейном бизнесе, у друзей и знакомых. Пусть убирает помещение, развозит заказы, отправляет почту – в зависимости от возраста делает посильную работу. Труд формирует важнейшие навыки будущей социализации.

Если ребенок захотел принять участие в благотворительности, следует это горячо поощрить.

Все, что ведет к осознанным тратам в детстве, обязательно приведет к разумному распоряжению личными финансами в будущем. В любом случае относитесь к ребенку как к личности.

Наталья КОНДРУСЕВИЧ, внештатный автор.