Что важно в искусстве и как найти свое призвание в жизни? Беседуем с мозырским художником, педагогом Анатолием Наливайко

В секторе краеведения центральной библиотеки им. А. С. Пушкина продолжает экспонироваться выставка работ «Царь-дуб» учителя рисунка, живописи и композиции детской художественной школы искусств, мозырского художника Анатолия Наливайко.


Вернисаж был организован в рамках краеведческого культурно-просветительского проекта «Художественная галерея «Очарованные родным краем» и вызвал большой интерес у почитателей творчества живописца. В один из дней мы посетили экспозицию и, признаться, испытали непередаваемые ощущения, были очарованы дубом, главным «персонажем» всех 16-ти работ художника. Словно оказываешься в сказке, в каком-то необыкновенно загадочном, добром мире могучих деревьев, которые хранят память поколений людей. Но почему «всплыла» именно эта тема, чем затронула сердце самого художника? Таким был первый вопрос к Анатолию Николаевичу.

– Я родом из деревни Павловка Стародорожского района Минской области, – начал он свой рассказ. – Местность там у нас равнинная: леса, болота. Поэтому, когда я после службы в армии, в 1981 году, приехал в Мозырь, был поражен оврагами, красотой этих мест. Особенно меня вдохновили дубовые рощи, протянувшиеся от городской улицы Якуба Коласа вдоль реки Припять до самой Акулинки. Чуть позже эти величественные деревья, к которым я чувствую особое притяжение, вдохновили меня на написание нескольких работ в жанре пейзажа. А идею организовать выставку по этой тематике мне подкинул сын Никита, будущий дизайнер.

– Что вы хотели сказать зрителю своими картинами?

– Сегодня люди мало путешествуют и не видят, не замечают красоты, которая вокруг нас. А мне очень хотелось, чтобы они осознали, среди какого великолепия природы мы живем, и это прекрасное обрадовало бы их души. У каждого дуба – свой образ, свой характер. Это как у человека: все мы чем-то похожи, но двух одинаковых людей-то нет…

– Анатолий Николаевич, экспозиция «Царь-дуб» стала третьей по счету персональной выставкой для вас в этом году. Насколько важны такие экспозиции для живописца, и какой затраты усилий требуют они?

– Каждая выставка – это своеобразный итог определенного этапа в твоем творчестве, момент самореализации. Для любого художника это еще и ответственное, хлопотное дело, ведь выставке предшествует серьезная подготовка. Кроме этого, нужны большие материальные вложения, в частности для оформления работ.

– Когда вы чувствуете, что всё это не зря?

– Если у зрителя после просмотра выставки зародилось какое-то светлое, доброе чувство, то считаю, что потрудился не напрасно. Для меня исключительно важно донести до человека красоту, гармонию жизни, созидать светлую душу своего зрителя…

«Борцi», 1985 г.

Выбор пути

– В 1979 году вы окончили художественно-графический факультет Витебского пединститута. Что вас тогда больше вдохновляло: стать педагогом для юных художников или самому с головой окунуться в мир живописи?

– Сложно ответить однозначно, потому что две эти ипостаси в моей жизни идут параллельно. И сегодня стараюсь трудиться как живописец, а также учить юное поколение.

Когда только приехал в Мозырь, то изначально не хотел рисовать плакаты, заниматься оформительской деятельностью, чтобы заработать какую-то копейку. К искусству все это не имеет никакого отношения. А когда я пришел работать с детьми в Мозырскую детскую художественную школу, то сразу понял: это мое.

– Можно ли любого ребенка научить рисовать или для этого необходимо наличие способностей, таланта?

– Давайте начнем с того, что художник – это не всегда тот, кто красиво рисует, оканчивает колледж, Академию искусств… Всему можно научиться.

Настоящий художник просто выражает себя посредством красок и кисти. А для того чтобы выразить какую-то мысль, нужно, чтобы прежде она созрела в голове, тронула душу. Все эти способности закладываются не только с рождения, но и в семье, и в школе.

К сожалению, наша молодежь хочет всего, сразу и как можно больше. Она потеряла воспитательный ориентир, поэтому ее нужно постоянно направлять в нужное русло. Ведь можно быть образованным человеком, но абсолютно безнравственным. Здесь на помощь приходит искусство, которое несет вечные ценности: добро, красоту душевную, милосердие, сострадание. Задача педагога – попытаться поставить ребенка на путь искусства. Например, некоторые мои ученики сегодня преподают в Академии искусств в г. Минске, работают в Германии, Голландии, США. Конечно, я не сторонник того, чтобы люди искусства куда-то уезжали, нет. Но радует то, что они пропагандируют нашу культуру, духовные ценности в тех местах, где они сейчас работают и живут.

«Прыгажун», 1999 г.

Писать сердцем

– Анатолий Николаевич, что самое трудное в работе с юными художниками?

– Сложно привить любовь к живописи, искусству, заложить доброе зерно в душу. Самая главная задача педагога – научить ребенка до такого уровня, чтобы учитель стал ему уже не нужен.

Хочу пожелать молодежи отдаваться своему делу всей душой, зреть интеллектуально и духовно. Только так может появиться какой-то результат.

– 2022 год стал для вас знаменательным. Вы уже успели отпраздновать 65-летний юбилей, а также 40 лет педагогической деятельности. Поздравляем! Главные жанры ваших полотен – пейзаж, натюрморт и тематическая картина. Почему такой выбор?

– Это основные жанры в живописи. Если остановиться на пейзаже, то многие художники считают, что это жанр, который дает возможность проще набирать профессиональный уровень, хотя это не так. Пейзажи пишут многие живописцы, но настоящих шедевров мало. Почти все русские художники писали пейзажи, но даются они далеко не всем.

Натюрморт же культивируется как основной жанр для обучения в школах, колледжах и тоже популярен.

– Вы работаете широким свободным мазком. Неискушенный зритель может воскликнуть: и я так напишу, этот художник не умеет рисовать!

– Так говорят только необразованные люди. Если разобраться, то искусство никогда не принадлежало народу (в духовном смысле, конечно!). Я думаю, что это народ должен сначала созреть, дорасти до понимания искусства. Сам я не сторонник абстрактного искусства, но и оно имеет право на существование. Считаю, что искусство должно быть близко и понятно людям.

– Один художник пишет картины и их продает, второй – все оставляет в мастерской. К какой категории отнесете себя?

– Ко второй, наверное. Вопросами продажи своих картин я вообще не занимаюсь. Хотя в 90-е годы прошлого века жизнь заставила меня реализовать некоторую часть своих работ. А сегодня те же краски, холст, рама и другое стоят недешево. И все это имеет свойство быстро заканчиваться. Тем удивительнее бывает сталкиваться с элементами непонимания со стороны людей, далеких от искусства. Они думают, что работу можно купить за 50–100 рублей, хотя только материалы, затраченные на них, стоят намного дороже…

– Есть такое мнение: человек искусства должен быть голодным, чтобы создавать шедевры. Вы согласны?

– Конечно же, нет. История знает огромное количество фактов, когда художники были очень богатыми и создавали великолепнейшие произведения. Взять хотя бы русского художника Александра Иванова, который подарил миру картину «Явление Христа народу», или Брюллова, Бруни. Есть много успешных современных художников, которые плодотворно работают и продают свои картины. Я думаю, художник должен быть хотя бы минимально материально обеспечен, чтобы не думать о том, как ему прокормить семью, а нормально творить.

– С кем из мозырских живописцев вы духовно особенно близки?

– С Александром Одосием, Виктором Крицким, Геннадием Ухановым, да со многими. К сожалению, в последние годы многие мэтры ушли в мир иной. Молодежь стремится им на смену, но не всегда себя должным образом проявляет. Многие молодые художники работают от случая к случаю. А чтобы освоить наше «художественное дело», нужны порой десятилетия.

«Дзедаў дуб», 2020 г.

Новые горизонты

– Расскажите о своей семье.

– Мой сын Никита, можно сказать, пошел по моим стопам. Он учится на 3-м курсе Витебского государственного университета имени П. М. Машерова (отделение «Дизайн объемно-пространственной среды и интерьера»). Супруга, Мария Григорьевна, занимается выращиванием и продажей овощей. Область деятельности у нас с женой разная, но стараемся находить общие интересы и всегда поддерживать друг друга.

– Где еще вы черпаете творческое вдохновение?

– Изучаю творчество своих любимых художников: Михаила Врубеля, Константина Коровина, Диего Веласкеса. Также у меня достаточно объемная библиотека: увлекаюсь чтением русской и зарубежной литературы. Когда работаю в мастерской, очень люблю слушать осовремененную классическую музыку. И это мне очень помогает в моем деле.

– Ваши планы на будущее?

– Хотелось бы одну из своих очередных выставок посвятить нашему городу. Мозырь хорошеет, молодеет, строится, но многих старых домов, улочек уже не существует. А их необычность и красоту нужно обязательно запечатлеть, сохранить, оставить в памяти следующих поколений.

– Кому и за что вы благодарны в своей жизни?

– Благодарен своей маме, Анне Петровне. За то, что меня родила, воспитала и не мешала избрать мне свою дорогу, помогала во всем. А еще – своим педагогам, которые помогли мне обрести призвание, реализоваться в жизни и, надеюсь, принести пользу детям, людям.

Беседовал Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.