Что ожидает налогоплательщиков в 2023 году

Законопроект «Об изменении законов по вопросам налогообложения» находится на финишной стадии подготовки к рассмотрению депутатами в первом чтении. К подготовке документа привлекались заинтересованные министерства и ведомства. Как ожидается, уже 7 декабря законопроект будет представлен в Овальном зале. Что ожидает налогоплательщиков в 2023 году, корреспонденту БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Светлана Бартош.

«30 ноября в Овальном зале депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики рассмотрели в «нулевом» чтении бюджетный пакет законопроектов на 2023 год, — напомнила Светлана Бартош. — Хотелось бы остановиться на наиболее значимых основных изменениях, включенных в проект закона об изменении законов по вопросам налогообложения. Сразу отмечу, что изменения коснутся общей и особенной части Налогового кодекса».

Одним из основных новшеств 2023 года является ограничение пятью годами проверяемого периода при проведении камеральной проверки организации или индивидуального предпринимателя.

«Вводятся новые объекты налогообложения акцизами — нефть сырая, налог на игорный бизнес (игровой доход) с виртуального игорного заведения с увеличением ставки с 4 до 8%. Предусматривается индексация налоговых ставок, установленных в белорусских рублях с целью адаптации к инфляционным процессам. Повышение акцизов на топливо не планируется, — отметила депутат. — Предусматривается увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия с учетом достигнутых договоренностей в рамках Договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Предлагается включение с 2023 года в перечень подакцизных товаров электронных систем курения, систем для потребления табака с установлением на них ставки акцизов, соответствующей размеру, применяемому в России для электронных систем доставки никотина (Br2,72 за 1 штуку)».

Увеличивается ставка налога на прибыль с 18 до 20%. «При этом одновременно отменяется право областных Советов депутатов увеличивать общеустановленную ставку до 2 процентных пунктов, — уточнила Светлана Бартош. — Сохранено налогообложение, выработанное в период COVID-19. То есть продлевается действие с 1 января 2023 года до 1 января 2025-го ставки налога на прибыль в размере 30% для операторов сотовой подвижной электросвязи, оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи и коммерческих микрофинансовых организаций, по подоходному налогу для Парка высоких технологий. Сохранено право местных Советов депутатов вводить местный сбор за пересечение транспортными средствами границы».

В настоящее время Налоговый кодекс содержит нормы, которые вступают в силу с 1 января 2023 года. «С целью сокращения незавершенного строительства с 2023 года будут применяться ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 3 на земельные участки, предоставленные организациям для строительства или обслуживания капитальных строений и сооружений, на которых в течение трех лет с даты предоставления таких участков не произведена государственная регистрация создания капитальных строений, включая последний из возводимых объектов. Упрощается администрирование земельного налога для организаций. Планируется внедрение с 2023 года системы префайлинга. Теперь сам налоговый орган на основании имеющихся у них сведений делает предварительный расчет проекта налоговой декларации за прошедший год и направляет ее плательщикам-организациям для подписания. Данный проект организация-плательщик вправе при необходимости корректировать. Также в целях равномерного поступления земельного налога в бюджет в течение отчетного года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по четырем срокам в одинаковой сумме. Окончательный расчет по земельному налогу будет производиться по итогам календарного года», — дополнила парламентарий.

«Продолжается совершенствование налогового законодательства индивидуальных предпринимателей. Ограничиваются виды деятельности, при которых возможна уплата единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, с одновременным увеличением ставок этого налога от 1,5 до 3 раз. К примеру: остаются работать ИП, которые производят ремонт предметов личного пользования и бытовых изделий. Пример, работающие в городах областного подчинения будут уплачивать налог Br424 в месяц. Останутся работать ИП, осуществляющие розничную торговлю по отдельным группам товаров: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция, овощи, плоды, ягоды и тому подобное, — подчеркнула Светлана Бартош. — На 2023 год сохранено право областным Советам депутатов уменьшать либо увеличивать не более чем в 2 раза (Минским городским Советом депутатов — в 4 раза) ставки единого налога в зависимости от населенного пункта, места осуществления деятельности и категории плательщиков.

Предлагается сохранить на следующий год действующий порядок уплаты индивидуальными предпринимателями подоходного налога с физических лиц с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, с одновременным увеличением ставки этого налога с 16 до 20%. Для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, предложено увеличить ставки единого налога до 2 раз».

Совершенствуется порядок проведения камеральных проверок соответствия расходов доходам физических лиц, в том числе в части усиления меры воздействия при их проведении в отношении длительно неработающих граждан.

«В частности, в отношении граждан, незанятых в экономике более пяти лет, предложено при проведении контроля за соответствием расходов доходам не принимать в качестве источников доходов, направленных на приобретение имущества и иные цели, доходов, полученных от иных физических лиц по договорам займа, дарения, хранения (за исключением таких доходов, полученных от лиц, состоящих в отношениях близкого родства либо свойства). Предлагается исчислять подоходный налог в размере 10% с доходов в виде займов, дарения, хранения, полученных от лиц, состоящих в отношениях близкого родства либо свойства. В таком случае налог исчисляется с сумм, полученных в течение года вышеуказанных доходов, превысивших пороговое значение. В отношении сумм превышений расходов над доходами, установленных по результатам проверки, предлагается повысить ставку подоходного налога до 26%», — добавила депутат.

Кроме того, предлагается увеличить размер ставки подоходного налога с 20 до 26% при установлении контролирующими органами фактов выплаты заработной платы в конвертах, а также оформления фиктивных выигрышей при выводе денежных средств в интересах организаторов азартных игр или иных лиц, а также в отношении доходов, получаемых физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, а также иную деятельность, когда такая деятельность в соответствии с законодательными актами является незаконной или запрещается.

Как было анонсировано, бюджетный пакет законопроектов на 2023 год депутаты планируют принять в двух чтениях до конца года.