Дмитрий Кулик: «Цели без амбиций?»

Необходимость определяться с будущей профессией с каждым днем все актуальнее для выпускников 2023 года.

Чуть ли не каждый газетный материал, посвященный школьной жизни, сопровождается комментариями о сложностях учебы в школе со стандартным набором претензий, смысл которых в следующем: перегруженная школьная программа вредит детскому здоровью и лишает школьников детства, в то время как «в наши советские годы…», ну и так далее с вопросом «Что делать?».

Есть и такой способ решать проблему, как начать с конца, при котором нужно честно ответить на вопрос «В какой профессии я вижу своего ребенка – выпускника школы?». Мы вот ознакомились с данными об абитуриентской кампании ряда профессиональных лицеев: на некоторые специальности (не будем уточнять, чтобы нас не обвинили в антирекламе) берут со средним баллом аттестата 3,8. Что-то нам подсказывает, что обладатели подобных баллов не особо страдали из-за школьной программы, а родители сэкономили приличные деньги на репетиторах. Но в итоге государство предоставило им возможность получить рабочую профессию. Так что если кого-то из родителей не устраивает, что их ребенок не будет иметь высшее образование, то тогда следует стойко и безропотно переносить образовательные тяготы ради получения высокого среднего балла аттестата и приличных оценок на экзамене.

Здесь меня могут заподозрить в пренебрежительном отношении к профессионально-техническому образованию, поэтому, чтобы развеять сомнения, зададим встречный вопрос: «С каким дипломом – о высшем или о среднем специальном образовании – охотнее возьмут на работу по специальности?».

Ибо нередко у родителей начинается новая головная боль: найти взрослому ребенку работу. Опять же, пролистали несколько сайтов с предложениями о работе в регионе. Много человек готова принять торговля на самые разные должности; ждут станочников, различных слесарей и водителей, не считая низкоквалифицированного труда. С высшим образованием востребованы инженеры и медицинские работники – на этом всё. И потом: с чего мы вдруг решили, что профтехобразование – это приговор? Еще в Советском Союзе были ПТУ, учиться в которых было престижнее, чем в ином вузе.

Наверняка они остались и сейчас. Никто не мешает совершенствоваться в профессии, осваивая новую технику и переходить на более сложные производства, как и ставить перед собой амбициозные цели. Несколько лет назад беседовали со школьницами, решившими стать парикмахерами: все заявили о стремлении открыть свой салон, причем в Москве!

Признаюсь, что никогда не разделял тезис, что «троечники» лучше устраиваются в жизни, чем «отличники». Во-первых, просто посчитайте КПД, сравнив, кого больше ежегодно выпускается – «троечников» или «отличников». Во-вторых, пока не видел хирурга или стоматолога, у которых средний балл аттестата равен 3,8. Но зрелое зерно в этом все же есть. Люди здраво оценивают потолок своих возможностей, адекватно смотрят на жизнь. Без обид на всю вселенную, что их, таких талантливых и одаренных, мир не оценил..

Остается только пожелать всем всегда делать удачный выбор в этой жизни.