Медиативные технологии в образовательной среде: современный подход к урегулированию конфликтов в Мозырском районе

В декабре 2022 года на базе медиацентра средней школы № 14 г. Мозыря состоялось первое заседание районного ресурсного медиативного центра на тему «Потенциал служб школьной медиации в концепции устойчивого развития современной системы образования».

Участников заседания приветствовал руководитель отдела практической медиации, тренер республиканского учебно-практического учреждения «Центр Медиация и право» Михаил Мацкевич. В рамках заседания рассматривались актуальные аспекты функционирования школьных служб медиации в Мозырском районе, транслировался опыт создания среды, дружественной детям (Юлия Зелимова, Екатерина Семёнова, педагоги-психологи средней школа № 14 г. Мозыря), проведения акции «МедиаториУМ Рождества» (Юлия Тимощенко, Анастасия Клименко, педагоги-психологи средней школы № 2 г. Мозыря), работы кружка «Юный медиатор» (Кристина Щирцова, куратор школьной службы медиации средней школы № 9 г. Мозыря), технологии «Майндфулнесс» в подготовке юных медиаторов (Виктория Гульчик, педагог-психолог Мозырского районного социально-педагогического центра).

В работе ресурсного центра приняли участие кураторы школьных служб медиации Мозырского района, а также педагоги, заинтересованные в формировании в учреждениях образования Мозырского региона бесконфликтной среды.

Справочно. В Мозырском районе функционируют 8 школьных служб медиации: в средних школах №№ 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16, Козенской средней школе. Обучение школьников-медиаторов и педагогов осуществлялось медиаторами учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право». В 2021/2022 учебном году обучение пройдено и получены сертификаты о прохождении обучения от центра «Медиация и право» 21 школьником, 17 педагогами. В 2023 году при одобрении и поддержке медиаторов-наставников Центра «Медиация и право» обучение юных медиаторов будет продолжено кураторами школьных служб медиации.

Медиативные технологии постепенно, но уверенно входят в образовательную среду. Этот современный способ разрешения споров все больше завоевывает симпатию среди населения.

Медиация переговоры между конфликтующими сторонами с участием медиатора (нейтрального и беспристрастного посредника) для поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.

Медиация располагает рядом достоинств. К ней обращаются стороны, которые стремятся найти такое решение, которое бы устроило каждого. Специальные инструменты, используемые в медиации, позволяют получить результат, соответствующий интересам сторон. Важным является и тот факт, что разрешение спора достигается путем принятия решения на добровольной и равноправной основе, при этом медиатор не имеет права присоединиться к мнению ни одной из сторон и принимать решение вместо них. Его роль – обеспечить стройность самого процесса медиации, следить за соблюдением сторонами правил переговоров и задавать специальные вопросы, отвечая на которые участники медиации раскрывают свои интересы и принимают решение. Не секрет, что часто для того, чтобы разрешить спор, необходимо сказать друг другу то, что постороннему уху слышать не стоит. Медиатор выслушивает стороны и повторяет услышанное. Неудивительно, что благодаря этому стороны начинают слышать новые факты, необходимые для размышления над сложившейся ситуацией. И при этом медиатор не забывает сохранять конфиденциальность информации. У каждой стороны «своя правда», свой взгляд на ситуацию. Важно быть понятыми и быть услышанными. Медиация способствует снижению градуса эмоций, следовательно, повышается возможность поиска решения спорного вопроса. При этом участники медиации ищут решение не как враги, а как партнеры.

Запрос на проведение медиации может поступить в службу от любого участника образовательного процесса одним из доступных способов (личное обращение к любому участнику службы, письменное заявление в свободной форме посредством подачи через специально установленный в школах ящик школьной службы медиации, посредством подачи через ящик электронной почты службы и другое)

Школьники-медиаторы и педагоги-медиаторы, прошедшие специальное обучение, помогают примириться, найти выход из конфликтной ситуации. Школьникам, пострадавшим от детей-обидчиков, проведение медиации позволяет почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят. У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям. Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, а также восстановить хорошие отношения с ребятами, педагогами и законными представителями.

Законные представители также могут обратиться в службу медиации в случае конфликта со своими детьми, администрацией, педагогами, когда сложно найти решение, которое могло бы стать «хорошим» для всех.

Решили разрешить спор в медиации и не знаете, с чего начать? Обращайтесь в школьные службы медиации ваших учреждений образования или ресурсный медиативный центр Мозырского районного социально-педагогического центра.

Виктория ГУЛЬЧИК,
руководитель районного
ресурсного медиативного центра.