В условиях сверхскоростных перемен в экономике образовательный процесс становится все более интерактивным. Особенно в сфере обучения топ-менеджмента. Руководители компаний — лидеров рынка не только перманентно постигают новейшие управленческие технологии, но и сами выступают в роли лекторов.
Площадкой, объединившей опытных практиков, уже много лет выступает Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии», который на прошлой неделе отметил свое 20-летие. Сегодня лекторы ищут новые подходы к обучению вместе со своими слушателями. Цель у проекта амбициозная: развить отечественную школу менеджмента в промышленности. Экспертный потенциал вполне позволяет решить эту задачу.
Ставка на интерактивность
Традиционный формат обучения менеджменту (стандартная программа — лектор — аудитория) уходит в прошлое. В таком подходе нет гибкости. В эпоху коренной трансформации экономики на первый план выходит способность руководителя оперативно адаптироваться к стремительно меняющимся условиям ведения бизнеса.
«Универсальные» образовательные схемы, скроенные по некогда общепринятым стандартам, уже не эффективны. Процессы глобализации поворачиваются вспять. С фрагментацией рынков появляется потребность в навыках работы в относительно замкнутых экономических системах. Как никогда становятся важны компетенции, накопленные отечественными топ-командами.
Интерес к классическим программам MBA в сфере бизнес-образования снижается. Групповое обучение вытесняет индивидуальное. Через обмен знаниями, опытом и мнениями на различных площадках, в том числе и в онлайн-сегменте, формируются полезные связи. Эта практика гораздо эффективнее тренирует аналитическое мышление, чем книжная теория. Кроме того, такая коммуникация порой позволяет решить самые сложные управленческие задачи в режиме дедлайна.
Современные подходы к обучению бизнесу не имеют жестких рамок. Чем нестандартнее — тем интереснее и полезнее. В обучении топ-команд приветствуются самые разные формы, связанные с практикоориентированностью. Классические сессии и назидательный коучинг проигрывают предметному общению с экспертами. В том числе из слушателей образовательных курсов.
К примеру, сегодня очень популярны так называемые бенчмаркинговые визиты. Анализ опыта других компаний — лучший способ оптимизации работы собственного предприятия. Участники таких образовательных экскурсий могут воочию убедиться, какие стратегии на рынке успешны, а какие из бизнес-планов лучше исключить.
Сегодня от уровня профессионализма директората предприятий без преувеличения зависит как будущее отдельных производств, так и экономики в целом. И практическая направленность образовательных программ, на которую делает ставку институт «Кадры индустрии», играет ведущую роль в повышении квалификации топ-менеджмента, считает заместитель министра промышленности Александр Ефимов: — В современном мире уровень развития любой страны определяется уровнем развития промышленности. А промышленность — это в первую очередь квалифицированный персонал. Образовательный процесс в институте «Кадры индустрии» построен на современных программах обучения, которые имеют практическую направленность и позволяют применять полученные знания для повышения эффективности работы предприятий. Сегодня институт предлагает бизнес-образование для руководителей топ-уровня, более 300 программ повышения квалификации для руководителей и специалистов, свыше 200 тематических семинаров, вебинаров и практико-ориентированных тренингов, в том числе в формате выездного обучения. В институте прошли подготовку ключевые руководители крупнейших белорусских промышленных предприятий. И в настоящее время они показывают высокие результаты. В динамично развивающемся мире, полном вызовов и угроз, складываются определенные требования к подготовке специалистов и руководителей, в особенности для промышленности. Квалифицированный руководитель должен быть полностью подготовлен к современным экономическим реалиям: принимать управленческие решения, отвечать за них, а также обладать такими качествами, как универсальность, компетентность в различных областях знаний. Соответствующие требования предъявляются и к сфере образования.
Многогранность управленческих компетенций — на самом деле тренд сегодняшнего дня. Будущее промышленности за технологиями. Моделирование на основе искусственного интеллекта и подходов Big Data — давно уже не научная фантастика, а требование времени. Обучение руководителей сути современных высокотехнологичных процессов — инвестиции в повышение лидерского капитала.
Площадка для совместного поиска
Сфера бизнес-образования логически движется от пассивных моделей к активным. Если раньше человек сидел, слушал, запоминал, сегодняшние участники обучающих программ предпочитают сразу начинать с практики.
Причем упор делается на микролернинг — лаконичные формы подачи информации. У современных руководителей попросту нет времени изучать многотомные научные труды. Да и вряд ли фолианты могут дать актуальные знания в условиях сиюминутно меняющихся правил игры. Поэтому выигрывает интегрированный подход, сочетающий академизм и практикоориентированность.
— Сегодня в экономике нет готовых решений, за которыми мы привыкли приходить в классические учебные заведения, — подтверждает эту мысль ректор института Татьяна Мельникова. — Время такое, что поиск оптимальных путей развития идет в режиме реального времени — как говорится, здесь и сейчас. Поэтому «Кадры индустрии» предлагают прежде всего современную площадку, где можно обсуждать любые вопросы, по которым еще не выработаны алгоритмы. При этом между экспертами и слушателями происходит взаимный обмен полезной информацией. Наши преподаватели, среди которых, кстати, немало производственников-практиков, не только делятся своими знаниями и опытом, но и сами обретают понимание специфики момента, запросов реального сектора экономики. То есть обучение проходит в режиме партнерства.
По словам Татьяны Мельниковой, традиционные бизнес-программы, основанные на международных стандартах, не являются застывшим шаблоном. Сегодня важно понимать методологию ведения бизнеса на рынках конкурентов. И брать из зарубежной практики лишь то, что можно адаптировать к нашим условиям. Учебные курсы перманентно дополняются опытом наиболее успешных отечественных менеджеров. А в дискуссиях слушателей и экспертов нередко рождаются оригинальные бизнес-идеи. В планах института — развить отечественную школу менеджмента в промышленности, используя тактику «обучаем друг друга». Сегодня в «Кадрах индустрии» по программе «Деловое администрирование» проходит подготовку уже третья группа руководителей предприятий. Процесс обмена знаниями настолько живой, что скучно на занятиях никому не бывает. А некоторые вовлекаются в процесс настолько, что из статуса слушателей переходят в разряд лекторов. Как это произошло с заместителем генерального директора ЗАО «Атлант» Александром Мошко.
— Однажды, придя в стены института в качестве слушателя, я понял, что могу раскрыться еще больше. Теперь преподаю HR-менеджмент и все, что связано с управлением персоналом. Сочетание офлайн- и онлайн-форматов, практико-ориентированные тренинги — это то, что нужно современному бизнесу. В свое время процесс управления рекрутингом на нашем предприятии мы выстроили совместно с «Кадрами индустрии». Институт отбирает лучшие практики, имеющиеся в стране, и знакомит с ними своих слушателей. Это, несомненно, ценно для развития адаптивных навыков у руководителя. Кстати, непростой 2022 год показал, что наш менеджмент обладает высоким уровнем профессионализма и может эффективно управлять в самых сложных условиях.
К слову, нередко образовательные проекты института рождаются по инициативе самих предприятий. В свое время менеджмент ОАО «МТЗ-ХОЛДИНГ» предложил создать для топ-руководителей курс практической характерологии. Запрос родился не случайно. Созвучность личных и командных целей и ценностей — залог успешной работы любого коллектива. Топ-руководители подтвердят: если овладеть секретом достижения такой гармонии, можно свернуть горы.