Фейерверки и петарды пугают до сих пор. История большой семьи из Угледара Донецкой области, которая переехала в Житковичи

290

Дату переезда в Беларусь Ольга Кот и Евгений Федоренко помнят отчетливо: 12 мая прошлого года. С двумя дочками, родителями и семьей сестры Ольги вынуждены были покинуть родной дом и под обстрелами отправиться в Житковичи к бабушке. Как удалось освоиться на новом месте, пара рассказала журналисту «Гомельскай праўды».

Горячая фаза

Ольга и Евгений вспоминают, что неспокойно на Донбассе было с 2014 года, но более активные действия происходили в основном в Донецке:

– Дома, в Угледаре, мы слышали только доносящиеся звуки боевых действий, однако жизнь была в целом спокойной, в городе не происходило ничего, что могло бы заставить нас уехать. А вот в начале прошлого года началась горячая фаза.

Собеседники признаются, что терпели до последнего, перед отъездом из дома три месяца семья сидела в подвале: мужчины спали сидя по очереди, мамы дежурили у кроватей детей.

– Скажу честно, уезжать не хотели. Но когда начались обстрелы – это был просто страх. Поэтому как только появилась возможность, ради детей мы сразу выехали, – не скрывает эмоций Ольга Кот. – Взяли только то, что было под рукой, необходимые документы, больше ничего.

Сомнений, куда именно эвакуироваться, не было. Семья рассматривала только Беларусь.

– Моя мама родом отсюда, здесь прошла ее молодость до замужества, после она переехала на Родину отца, на Украину. Здесь живет ее мама, моя бабушка, к ней раньше мы выбирались раз в три года недельки на две. Поэтому сразу решили, что отправимся в Житковичи. Как только появилась возможность – сели в две машины и поехали. Я с мужем и дочками, сестра с супругом и ребенком, мои мама и папа, – перечисляет Ольга.

А вот родители Евгения остались в Новоселовке Донецкой области – говорят, что не покинут родной город и дом, убедить их в обратном просто невозможно, делится сын. Каждый день они переживают обстрелы, но при этом на уговоры детей не поддаются.

Семья добиралась до Беларуси на двух машинах почти через всю Россию. По дороге до границы попадали под постоянные обстрелы:

– Дети до сих пор вздрагивают, когда слышат фейерверк или взрыв петарды, пиротехника ведь в вашей стране не запрещена. Неизвестно, когда этот страх пройдет. Наверное, не скоро.

Плечом к плечу

Сейчас Ольга, Евгений и родители работают на Житковичском моторостроительном заводе: дочка – оператором, ее муж – фрезеровщиком, мама с папой соответственно оператором моечной машины и слесарем. Изготавливают детали для насосов, все в одном цехе, плечом к плечу. Сестра Ольги с супругом тоже устроились в райцентре: она бухгалтером в рыбхоз «Белое», он сварщиком на предприятие «Сатурн». Почти вся семья раньше работала на шахтах, теперь пришлось сменить профиль.

– Сначала на завод взяли родителей, после и нас. На предприятии встретили хорошо. Отдельное спасибо директору Сергею Сергеевичу Суматохину и начальнику четвертого цеха Андрею Андреевичу Даниловичу за то, что предоставили нам рабочие места и поддержали, – благодарит Ольга. – Конечно, мне тяжеловато, ведь до этого работала медсестрой, диетологом, была гендиректором сети заправок и специалистом социальной службы по защите прав детей, семьи и молодежи. Никогда не сидела на месте, постоянно училась. А теперь вот пришлось стоять за станком.

Дочерям Евгения и Ольги 7 и 18 лет. После переезда младшая пошла во второй класс. Сложности возникли только с белорусским языком: в Угледаре обучение проходило на украинском. Но за год девочка стала читать и даже написала последний диктант на девятку. Родители благодарны педагогам, которые с пониманием отнеслись к ученице, поддерживают ее:

– Помогать ей с домашним заданием было тяжело – садились делать уроки, многие слова не понимали. Казалось бы, родственные языки, но очень отличаются. Учителя идут навстречу, в классе все общаются и дружат, что не может не радовать. Наши опасения о том, что ребенок попадет в сформированный коллектив и не сможет освоиться, не оправдались.

Младшая дочка любит рисовать, конструктор собирать. В Угледаре мама успевала водить ее на английский и другие факультативы, сейчас из-за работы на это времени не хватает: только школа и продленка.

С образованием возникли трудности у старшей дочери – на Украине она отучилась один год на журфаке, но поступить здесь на такой же факультет не смогла: нужно знание белорусского языка и литературы, истории Беларуси. Пока она работает, но не оставляет надежды продолжить обучение.

Родные на первом месте

Семья из Угледара радуется, что удалось переехать всем вместе:

– Если бы не поддержка друг друга, было бы гораздо тяжелее. Хорошо, что все живы и здоровы, все рядом. Поддержка родных колоссальная. Особенно рада бабушка, до сих пор не верит, что мы здесь и так часто видимся. И даже предлагает обзавестись жильем.

Правда, покупать собственную квартиру в Житковичах Ольга и Евгений пока не собираются – очень хотят вернуться домой и надеются, что скоро смогут осуществить эту мечту:

– Сейчас только об одном мечтаем – чтобы в Угледаре, который стал одной из самых горячих точек Донбасса, были мир и тишина, чтобы мы смогли приехать обратно и жить спокойно, как и раньше. Ехать, конечно, некуда – там война, мы от нее сбежали. Квартира сгорела, в дом тоже было несколько попаданий. И все-таки мы уедем, как только там все наладится. Скучаем, и это внутреннее состояние мешает полностью освоиться здесь.

Тем не менее, семейные посиделки и праздники никто не отменял. На главный из них – День шахтера – обязательно собираются все вместе дома или на природе. И в Беларуси от этой традиции не отказались. К тому же очень любят путешествовать – раньше два или три раза в год выезжали с детьми на море. Теперь планируют поехать в отпуск на Браславские озера.

Времени пообщаться на работе у детей и родителей нет, поэтому раз в неделю – обязательная совместная встреча:

– Загрузка на заводе большая, пришлось ежемесячные поездки отложить до лучших времен. А вот в кино ходим регулярно, это сейчас основное место отдыха. Иногда собираемся на шашлыки. И на корпоративы тоже ездим, нам нравится, как их здесь проводят – все организовано и всегда интересно.

Трудовой договор члены семьи заключали на год, сейчас собираются продлевать. А вот вид на жительство оформить не могут – не взяли свои свидетельства о рождении, только паспорта.

Супруги признаются, что и они, и дети скучают по морепродуктам – дома их было больше. А также по своей природе:

– У нас там поля в основном, у вас – леса. Уверены, что рано или поздно вновь увидим родные пейзажи.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: