Истории двух глав семейств из Мозыря, которые столкнулись с непростыми обстоятельствами и мужественно выстояли, став папой и мамой в одном лице, трогают до глубины души.
Отцы-одиночки – явление нечастое. Гораздо легче встретить мать, которая воспитывает ребенка или даже нескольких детей одна. Такая ситуация может вызывать сочувствие, но не удивление, в отличие от мужчин, воспитывающих детей самостоятельно. Одинокий папа вызывает у окружающих, как правило, куда более интенсивные эмоции, чем просто сочувствие. Наши истории – тому доказательство.
На машине времени – в детство
Жизненный путь Александра Солодкова, отца пятерых детей, нельзя назвать простым. Женившись во второй раз, он прожил в счастливом браке около десяти лет. На тот момент у жены уже было два сына, а позже в новой семье появилось еще трое совместных детей.
«Мы жили большой семьей: шумной, веселой, активной, верующей, – делится воспоминаниями Александр Владимирович. – Много времени проводили вместе, ездили на дачу, ходили в храм, гуляли, с удовольствием общались. Безусловно, были и ссоры, разногласия. И очереди по утрам в туалет и в ванную, ведь семья большая. Но со всем справлялись. И тут неожиданно нагрянула большая беда… Когда младшему сыну Георгию не было и двух лет, жена тяжело заболела. К сожалению, спасти ее врачам не удалось. И тогда я резко встряхнулся и понял: какие бы грандиозные планы человек ни строил, жизнь вносит в них свои коррективы и, не спрашивая разрешения, проверить на прочность. Так случилось и со мной, точнее, со всеми нами».
Разбитый большим горем отец собрал силы в кулак и, взяв детей за руки, пошел по жизни потихоньку дальше. Разумеется, помогали близкие, друзья, знакомые, да и просто посторонние. Как говорит Александр Владимирович, мир не без добрых людей. С теплом рассказывает он о бабушке Людмиле Николаевне и о няне Майе Адамовне – человеке с золотыми руками, большим и добрым сердцем.
«Когда супруги не стало, младшему сыну было всего год и восемь месяцев. Остальные дети – чуть постарше, но еще школьники. Все бытовые хлопоты и воспитание детей легли на мои плечи. Слава Богу, рядом в этот момент оказалась Майя Адамовна – она взяла на себя большую часть каждодневных обязанностей, а я старался по максимуму восполнить детям недостаток родительского тепла и любви. Разумеется, заменить маму на все 100 процентов не может никто, но мы сумели преодолеть это испытание сообща, как семья», – размышляет многодетный отец и делится интересной мечтой: «Я хотел бы вернуться на машине времени в тот период, когда дети были маленькими. Когда с интересом слушали отцовские рассказы, спрашивали совета, делились переживаниями. Когда без разговоров не обходился ни один вечер. Сегодня дети выросли и разъехались. Старшим парням – Михаилу и Алексею – уже за 20, дочка Настя учится в столичном вузе, средняя – Вера – поступила в этом году в Витебскую академию ветеринарной медицины и тоже уехала. В квартире остались только две кошки и мы с Гошей – каждый в отдельной комнате и в своих мыслях, заботах. И очередей уже нет по утрам, и будничной суеты. Да и ужинать стало как-то одиноко за столом… Нет, семья по-прежнему существует: мы регулярно созваниваемся с детьми, делимся новостями. Но уже не так эмоционально и живо, как раньше. А как не хватает этой мощной энергии!
Да, я помню тот суетливый период, с малышами действительно много забот-хлопот, но и энергетика постоянного движения внутри семьи придавала сил. Отдача от тесного контакта между родными колоссальная. Конечно, в процессе взросления интересы детей меняются. Место, которое раньше занимали только родители, стали заполнять гаджеты. Да, в сложный период телевизор, мультики сделали хорошее дело: отвлекли детей от глубоких переживаний. Но ведь виртуальный мир не так безобиден, как кажется: яркая картинка нереальной жизни быстро заманивает в свои сети и уже не отпускает. С этим столкнулись и мы. Возможно, тонкая нить общения в тот самый момент и потерялась… Но я стараюсь всеми силами возобновить прежний контакт. Только уже со взрослыми детьми, каждый из которых – личность, со своим характером, идеями, взглядами. Но при всем этом мы одна семья. И, уверен, машина времени, пусть и нереальная, порой относит каждого мысленно в те минуты счастливого шумного детства. И согревает воспоминаниями».
Напоследок мы спросили Александра Владимировича: какой он – настоящий папа?
«Отца не просто так называют главой семьи – он опора, фундамент и крепкие надежные стены для своих близких. Он заботится о семье ежедневно, ежеминутно и наполняет пространство своей мужской энергетикой. Если в доме присутствует лишь женская энергетика, при условии, что семья полная, то это неправильно. Отцы должны включаться в жизнь детей. Вести за собой. Я четко понял: чем больше мы взаимодействуем в реальном мире – общаемся, играем с детьми, обнимаем их, слушаем с интересом, – тем больше теплых воспоминаний будет у наших сыновей и дочерей во взрослой жизни. Детство должно оставаться в памяти мягким, теплым, веселым и наполненным любовью. А для этого важно успеть все сделать вовремя».
Три сыночка и лапочка дочка
История второго папы, к слову, тоже многодетного, по-своему тяжелая и эмоциональная. Сегодня, глядя на четверых улыбающихся детей Валерия Лупины, трудно представить, какое тяжелое испытание им пришлось пройти два года назад, когда страшная трагедия забрала жизнь мамы и сестры. А за здоровье старшего из детей боролись врачи и спасли.
Сегодня он – правая рука и надежный помощник для папы. Так, в мгновение большая семья осталась без женского плеча. На тот момент младшей дочери Валерия – тоже Валерии – было всего лишь два года.
«Я и сейчас с болью в сердце вспоминаю тот день, – с дрожью в голосе говорит мужчина. – Но так случилось – нужно было выстоять и не опустить руки. Ради детей. А как иначе? Ведь я их отец. И единственный родитель. Очень помогли в трудную минуту, да и сейчас продолжают, мои мама Татьяна Петровна и папа Сергей Васильевич, а также брат Андрей и его жена Светлана. Поддержали и учреждения образования, которые посещали дети: Козенская средняя школа и детский сад № 33. Очень благодарен каждому неравнодушному. Любая помощь: вещи, одежда, продукты, деньги – всё было вовремя и необходимо сразу после трагедии. Сейчас уже полегче, конечно, и морально, и физически. Мы с детьми вместе пережили потрясение, постепенно вернулись к учебе, общению с окружающим миром. Я оформил документы и получаю материальную поддержку от государства. Одним словом, продолжаем жить как семья. На выходных ездим в гости к бабушке и дедушке, помогаем им с огородом, бытовыми вопросами».
– Вас не испугали трудности? Остаться с 4 малолетними детьми одному – решение не самое простое.
– Испугали, конечно. Но ведь отцовская любовь сильнее всяких испытаний. К тому же я не ощущаю себя одиноким отцом. Я, в первую очередь, многодетный отец и понимаю, что несу ответственность за каждого ребенка. Да, когда есть рядом жена и мама, всё делается проще и быстрее. Но раз уж так случилось… Мы есть друг у друга. Поэтому я не отец-одиночка, а многодетный папа троих замечательных сыновей и лапочки-дочки. Руслану сейчас 13 лет, он 8-классник. Ване 11, и он учится в 6 классе, Артем ходит во 2 класс, а наша принцесса Лерочка посещает детский сад. Мой день расписан фактически по минутам. Сыновья учатся в разные смены: каждого нужно собрать, отправить в школу, встретить, сделать уроки, покормить, подготовить вещи на завтра – на работу пока физически времени не остается. Но как только малышка пойдет в первый класс, станет самостоятельнее, сразу официально трудоустроюсь.
– Мальчишки помогают вам по хозяйству?
– Конечно. И не только они – Валерия тоже с удовольствием участвует в домашних делах: например, расставляет тарелки перед обедом или ужином, раскладывает вилки и ложки. Не поверите, но именно она организует братьям «отбой»: если я сказал, что пора спать, дочь идет в комнату мальчишек со словами «Всем спать». Также Лера зовет всех кушать. Она наш маленький генерал. Или принцесса, которую мы все любим, балуем, холим и лелеем. На то ведь она и девочка. Мне нравится, что мальчишки приучены к труду, к дисциплине, к порядку. Каждую среду у нас, например, генеральная уборка: поднимаем ковры, выбиваем их, отодвигаем мебель и моем пол. Все знают этот распорядок и спокойно делят обязанности. Без лишних слов и эмоций мы создаем в квартире чистоту и красоту. Да, мягкой маминой энергетики детям не хватает, я все понимаю. Поэтому по возможности приезжает моя мама или невестка и женской рукой готовит что-то вкусненькое, беседует с детьми.
– Какие еще есть правила или традиции в вашей семье?
– Это правило единственное: один за всех, и все за одного. И применимо везде. Например, уроки мы делаем по коллективному принципу: старшие помогают младшим. Ваня учится на 9 и 10, ездит на олимпиады, участвует в конкурсах – в этом заслуга его стараний и поддержки брата. Артем и Лера тоже подтягиваются. Дети растут, становятся самостоятельнее и четко понимают, что самое главное – это семья. И что нужно беречь друг друга. Через трудности я осознал, что папа должен быть в семье не формально, а в полном смысле этого слова: общаться с детьми, интересоваться их жизнью, спрашивать мнение. Знаете, с Леркой в общественных местах бывает особенно весело. Ее непрерывное «папа, смотри», «папа, скажи» вызывает улыбку у посторонних. А еще она часто говорит «моя папа». Это трогательно, но очень глубоко задевает. Я для детей родитель в одном лице. Это колоссальная ответственность. И огромная отдача.
Беседуя с обоими отцами-одиночками, мы пришли к выводу, что ввести в Беларуси официально праздник отцов было мудрым решением. Ведь мы сегодня так много говорим про матерей и их самоотверженность, что вклад отца остается в тени. Когда мама перетягивает все заботы о семье на свои хрупкие женские плечи, мы восхваляем такой семейный уклад. Как итог – сваленные усталостью жены обвиняют мужей в безответственности и безразличии, не понимая, что не дают мужчине возможности занять законное место – главы семьи. А ведь папы тоже могут всё! Наши герои – тому подтверждение.
Наталья КОНДРУСЕВИЧ. Фото автора.