Вот уже более 8 месяцев мозыряне и гости нашего города наблюдают за тем, как ведутся масштабные ремонтные работы на мосту через реку Припять. Изменения на месте старого сооружения уже видны невооруженным глазом. О том, как идет стройка, нам рассказал прораб «Мостостроительного управления № 4» филиала ОАО «Мостострой» Виталий Якуш.
Дело техники
Как известно, гомельские мостостроители работают на мосту со стороны Калинковичей, поэтому отправляемся на ту сторону реки, чтобы узнать все подробности процесса.
Подъезжая к месту большой стройки, замечаю вдоль дороги огромные бетонные балки, которые будут служить основанием нового моста. Их еще немного. Но первая партия уже доставлена в Мозырь.
– Постепенно балки для пролетных строений уже прибывают к нам, – говорит прораб Виталий Якуш. – Длина балки – 33 метра, а ее вес – более 50 тонн. В каждом пролете помещается семь балок. Поэтому на весь мост нужно 175 штук. Но прежде, чем мы начнем устанавливать балки, необходимо подготовить опоры. К примеру, на первой опоре в настоящее время происходит процесс бетонирования подферменников, на которые и будут устанавливаться балки.
С одной стороны, процесс установки балок будет интересным для рядовых граждан, но с другой стороны – сложным для мостостроителей. Ведь в нем будет задействована уникальная для Беларуси техника – кран КШМ, аналогов которому в стране, кроме ОАО «Мостострой», нет. Эта техника способна поднимать балки длиной до 40 метров и весом до 80 тонн.
– Старые опоры моста уже демонтировали и теперь на их месте возводим новые, – рассказывает прораб. – На существующий фундамент добавляем сваи. На некоторых опорах – 25–30 свай, а в русле реки их будет более 100 штук. Все это для усиления фундамента и прочности самой опоры. К слову, всего на мозырском мосту 27 опор. Чтобы сделать новую опору, необходимо сперва забить сваи по периметру, затем вырыть глубокий котлован, после чего бетонируется фундамент, на который устанавливаются фигурные стойки. Затем опора расширяется, сверху делается монолитный ригель, а на нем – подферменники. Процесс довольно непростой и длительный.
Арка подождет
По словам мостостроителей, сперва будут делаться все опоры по порядку. Когда они дойдут до русла реки и оборудуют там с помощью шпунта Ларсена технологическую площадку, такую, которую сделали на правом берегу реки, тогда перейдут к демонтажу центральной металлической фермы.
– Две технологические площадки будут соединять две металлические эстакады (мостики), – рассказывает Виталий Якуш. – На них будем ставить временные опоры, укладывать балки и «поддомкрачивать» существующую арку. Потом металлическую ферму будут разрезать на части и снимать с помощью кранов. А на временные опоры установим новую арку и опустим ее уже на новые опоры.
На вопрос о том, когда будет происходить процесс демонтажа центральной металлической фермы, прораб ушел от ответа. По его словам, есть много факторов, которые влияют на планы. Поэтому сперва мостостроители будут возводить новые опоры и укладывать пролетные балки. А уже только затем дойдет дело до разбора металлической арки. В ближайшие три месяца демонтаж не предвидится.
Место для селфи
По словам прораба Виталия Якуша, мозырский мост будет не только привлекать своей красотой, особенно в темное время суток, но и иметь ряд отличительных особенностей.
– Во-первых, вам уже повезло, что имеете самый длинный мост в Беларуси, – говорит Виталий Александрович. – Во-вторых, главной отличительной особенностью вашего моста будет его оригинальная и широкая металлическая арка с вантами, на которой разместится большая смотровая площадка. Не сомневаюсь, что это место будет одним из любимых у мозырян и гостей города для фотосессий и селфи. Кроме того, со стороны Мозыря мост будет иметь свой лифт и две лестницы с каждой из сторон. Еще одна лестница для спуска вниз будет обустроена со стороны Калинковичей. Знаю, что у вашего моста будет необычная и яркая подсветка. Поэтому в темноте мост будет красиво сиять.
Что касается технологических характеристик будущего моста через Припять, то у него будет новый габарит Г-10. Это значит, что расстояние от одного колесоотбойного бруса до другого составит 10 метров, из них две полосы движения для транспорта шириной по 3,5 метра. Пешеходная дорожка с одной стороны моста будет шириной метр, с другой – 3 метра.
Работа нон-стоп
Не могли мы не заглянуть и в гости к брестским мостостроителям, которые трудятся на правом берегу реки со стороны Мозыря.
Рабочим процессом руководит прораб брестского филиала «Мостоотряд № 58» ОАО «Мостострой» Андрей Куприш. Вот что он рассказал о рабочем процессе:
– На настоящий момент производим объединение участков монолитных стоек на опоре № 26. На следующей опоре производим раскопку котлована для устройства фундамента. На последующих опорах производим забивку свай и погружение шпунта для последующей раскопки котлована. На этом берегу пять опор, одна из которых (№ 27) уже практически выполнена. Когда будет готова соседняя опора, начнем производить монтаж пролетного строения. С помощью мощной техники будем укладывать балки между опорами. И так постепенно будем двигаться к руслу реки.
Отмечу, что на строительстве моста трудятся специалисты разных профессий: и бетонщики, и водители, и монтажники, и сварщики, и даже машинисты гусеничных и автомобильных кранов. Всем найдется дело, когда возводится такая гигантская конструкция. Работают строители вахтовым методом по две недели без выходных и праздников с 8.00 до 20.00. Затем столько же времени на отдых – и опять вахта. Если будет необходимость устраивать ночные смены, то мостостроители готовы работать круглые сутки. Главное, выполнить задание в срок и качественно.
Сергей БОРОВИК.
Фото автора.