Стрельск – одна из живописнейших деревень мозырского края, расположенная у самой реки Припять

3539

Говорят, что Стрельск когда-то был яблочным краем. Яблоневые сады пестрели яркими плодами самых разных сортов… На теплоходе здешние садоводы возили яблоки на продажу в город. Старожилы вспоминают, что на городском рынке фраза «яблоки из Стрельска» была гарантией того, что продавец вмиг распродаст свой товар.

Как в сказке

Историки утверждают, что здесь жили дреговичи, охраняли в Х–XI веках подходы к своим главным городам – Турову и Мозырю.

В центре деревни на самой высокой точке, с трех сторон ограниченной крутыми обрывами оврагов, а с четвертой – валом, видны следы оборонительного сооружения. По мнению археологов, это городище или укрепленный пост на дальних подступах к Мозырю.

Сейчас это живописное местечко на берегу Припяти, пользующееся большим спросом у дачников и отдыхающих – здесь удивительная природа и замечательные места для отдыха. А всё потому, что деревня расположена в республиканском заказнике «Стрельский», в котором представлены все ландшафтные комплексы белорусского Полесья. Тенистые дубравы, где есть 150-летние дубы, сменяются березовыми, кленовыми и грабовыми рощами, сосновыми лесами. Они хранят в своих чащах редких представителей флоры и фауны. Прикоснуться к этим необыкновенным сокровищам могут не только мозыряне, но и туристы.

Человек – эпоха

Именно здесь, в этом сказочном месте, живет невероятная женщина, которая на два года старше Мозырского района. Софье Аркадьевне Крисько 102 года.

«Я помню всё!» – сказала старейшая жительница деревни в ответ на наш вопрос, что она помнит из своего детства. Эпоха раскулачивания, коллективизации, репрессий, Великая Отечественная война и авария на Чернобыльской АЭС – много событий произошло на ее веку. Между тем, несмотря на возраст, память у нее чистая как слеза.

Родилась наша собеседница в деревне Вяжище Наровлянского района. В семье, кроме нее, было еще трое детей. Родители, Аркадий и Петруня, – сельские жители, оба работали в колхозе. Сама она присматривала за младшими сестрами и братом – детского сада в деревне не было.

Семью Софьи Аркадьевны, как и других, не минула Великая Отечественна война. Тревожное было время, опасное, когда каждый день сулил новые потери. Белорусы-полешуки в силу своего менталитета каждый новый день встречали стойко вопреки страху.

«Конечно, я видела немцев, – рассказывает Софья Аркадьевна. – Но через нашу деревню фронт не проходил. Немцы были в райцентре, где располагалась жандармерия. Периодически они вместе с полицаями совершали налеты на деревни. При этом полицаев в этих рейдах было всегда больше. Однажды произошел такой случай. Со стороны Наровли ехали немцы с полицаями, а партизанский разведчик на коне – с другой стороны, навстречу. Пока захватчики сообразили, кто это, партизан метнулся к обочине, а потом в наш двор. Оставил лощадь в нашем сарае и дальше отправился пешком. А была середина летнего дня, коровы в это время паслись на пастбище. Это стадо и спасло партизана. Он смог среди коров затесаться и скрыться. Слава Богу, люди тогда не пострадали. Немцы просто угнали коров с собой в Наровлю».

Это только один эпизод, а сколько их было?.. Тем не менее всё пережили и с окончанием войны начали строить жизнь заново. Софья Аркадьевна, например, окончила школу, поступила в Мозырское педучилище, отучилась на учителя начальных классов.

С будущим мужем познакомилась в Стрельске, куда ее и направили на работу. По образованию он тоже учитель – математик. Во время войны был в Германии в плену. А когда вернулся домой, узнал, что родителей в живых нет, осталась только сестра.

«Трудно ли было жить? Терпимо. Когда мужчина в доме, то как-то спокойнее, надежнее. Сложно мне было, когда его направили на год работать в другую школу. Я до сих не понимаю, как я пережила тот год. Старшая дочь тогда сильно заболела дифтерией. Мне больших усилий стоило отвезти ее в город, чтобы там ее вылечили. Но спасла, справилась», – не без горечи о том периоде жизни вспоминает Софья Аркадьевна.

Сейчас у нее четверо внуков, шесть правнуков.

«Судьбе благодарна за всё»

Свидетелем нашей беседы с Софьей Аркадьевной была ее ученица Ева Филипповна Мельченко, уроженка Стрельска. Родилась она в 1935 году. Детство ее было таким же, как и у большинства сельских ребятишек. Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего лишь пять лет.

«Наша деревня была оккупирована, жителей несколько раз выгоняли из своих домов и переселяли в другие деревни. Нас выселили сначала в Мерабель, а потом в Скрыгалов», – вспоминает Ева Филипповна.

Вообще, каждый человек как непрочитанная книга. С первого взгляда кажется, что история может быть совершенно обычной, но как только начинаешь в нее погружаться – остановиться сложно. У каждого из нас свой накопленный жизненный опыт. Ева Филипповна, например, пока получила аттестат зрелости, сменила пять школ. Первые четыре класса окончила в Стрельске, пятый – в Новиках, шестой – в Барбарове, седьмой – в Бибиках, с восьмого по десятый училась в Юровичах. И все эти годы за знаниями она шла пешком.

Получила медицинское высшее образование в Минске, заведовала дезинфекционным отделом в санитарной службе Мозыря. Замуж вышла в Донецк, но семейная жизнь была недолгой. А с 1968-го по 1972 год по направлению от военкомата работала в ГДР – в госпитале старшей медсестрой терапевтического отделения.

Вспоминая эпизоды своей жизни, Ева Филипповна опускала полный грусти взгляд. Говорила тихо. Например, ей до сих не дает покоя смерть солдата в госпитале – была ее смена. «По сей день не могу забыть», – говорит.

Но когда речь зашла о втором супруге, с которым она прожила душа в душу 42 года, о детях, внуках и правнуке, глаза загорелись, на лице – улыбка. «Говорят, у кого есть правнуки, тот попадает в рай. Считаю, что жизнь моя в целом удалась. Мне грех жаловаться».

Пожелаем старожилам Стрельска, этого сказочного по природе местечка, из которого в ясную погоду видны Юровичи, крепкого здоровья. Пусть их души согреваются теплом любящих сердец детей, внуков и правнуков.

Ольга ЛАСУТА.
Фото Сергея
ШАПОВАЛОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: