Истории вынужденно покинувших свою страну – это всегда рассказ о боли, тоске и благодарности. Это пример того, как важно ценить то, что мы имеем. Это исповедь о том, как страна за тысячи километров от Родины становится вторым и единственным домом.
Случайности неслучайны
Ольга Викторовна родилась в Киргизии, при этом по национальности она русская.
Женщина с теплотой вспоминает те солнечные дни, когда люди жили одной большой семьей. «Дружелюбие и гостеприимство было одной из черт характера киргизов», – говорит наша героиня.
С особенным трепетом она вспоминает свои школьные годы, когда ежегодный праздник, посвященный 15-ти братским республикам Советского Союза, где каждому классу нужно было представить одну из них, был традиционным и долгожданным.
«Однажды нашему классу предстояло делать презентацию про Беларусь. Именно тогда я впервые узнала об этой стране, – рассказывает Ольга Викторовна. – Изучив ее историю, традиции, национальные костюмы и кухню, влюбилась в нее. Симпатию к этой стране подкрепляло то, что с нами по соседству жил белорус по фамилии Дайнеко. И мне так нравилось, как он разговаривал с женой по-белорусски – такой певучий, мелодичный язык. Да и сами они были очень приветливыми и гостеприимными людьми».
Еще одной бусинкой на ниточке неслучайностей стало то, что уже после замужества Ольги Викторовны к ним в гости в Киргизию приезжал родной брат свекрови. В свое время он женился на белоруске и уехал за женой на ее родину. В очередной их приезд среди прочих вещей был и привезенный белорусский журнал «Алеся». «Там были такие хорошие рецепты, а в конце – словарик белорусских слов. Мне так понравился журнал, что начала его выписывать», – улыбается наша героиня.
Но еще более красноречивым признанием любви к Беларуси стало имя старшей дочери – Олеся. Ольга Викторовна признается, что мужу так нравилась одноименная белорусская песня, что он записал именно это имя в свидетельстве о рождении.
Вынужденный отъезд
Но случился развал Союза. Безоблачным дням дружелюбного межнационального соседства пришел конец.
В стране – правительственный и экономический кризис. Предприятия и учреждения стали массово закрываться, в том числе и детские сады.
Начался разгул бандитизма, когда на улицу страшно было выходить даже днем. Воровство, грабежи, насилие стали нормой.
«От кирпичного завода получили квартиру под отделку, сделали ремонт. Казалось, живи и радуйся. Муж тогда преподавал в вечерней школе: обучал вождению в УПК, а я работала на автобазе. Начались беспорядки и бесчинства, подстрекательство к ним молодежи. Бандиты по вечерам разъезжали на лошадях и стегали нагайкой без разбора направо и налево. Друзья и соседи стали массово покидать страну, – вспоминает Ольга Викторовна. – Постепенно начали нарастать русофобские настроения… Русскоязычное население подгоняло кран к многоэтажкам, и через балкон люди грузили вещи. Массово уезжали из страны. Мы тоже задумались, хотя местные старые киргизы, жившие с нами в доме, очень просили нас не уезжать, остаться, мол, эта дурь у молодежи пройдет».
Ольга Викторовна говорит, что муж очень долго не хотел покидать дом и страну – здесь вся жизнь: семья, друзья, работа. Все родное, несмотря на трудные времена.
Сквозь тернии к счастью
Сложно представить чувства и состояние людей, вынужденных не по своей воле покидать родной дом и страну в критические моменты.
Вероятно, это всегда страх, тревога, волнение, опасения, но больше всего, как говорит Ольга Викторовна, безотчетное стремление спасти детей, которое и придавало сил. Было принято решение уехать.
«Просто так в белый свет уезжать не хотелось. В Беларуси, и как раз в Мозыре, жил дядька мужа. Туда мы и направились, – вспоминает женщина. –Одновременно уезжали три семьи. Наши мужчины добирались до места назначения в товарных вагонах 13 суток. Все наши вещи ехали тоже в «товарняке», поскольку в контейнерах отправлять быть рискованно: их грабили. А товарные поезда охраняли российские военные. Страшно не было почему-то. Мной тогда двигало только одно стремление – увезти детей в безопасное место».
Свекровь со старшей дочкой уехали раньше, чтобы успеть до начала учебного года. Ольга Викторовна с младшей дочкой – позже. Наша собеседница с грустной улыбкой говорит, что про этот отъезд можно целую книгу написать. Про то, как на одно место в поезде продали по три–четыре билета, про разбитые окна в вагонах, из-за чего было холодно ехать. Топлива не было даже чтобы чай согреть, а все теплые вещи – с мужем в «товарняке». Про то, как спали по очереди, потому что места было мало.
«В Жлобин прибыли в сентябре. В тот год он выдался дождливым и холодным, – вспоминает Ольга Викторовна. – Из теплых вещей ничего нет, из денег –только российские рубли, на которые обменяла киргизские сомы. В каком-то магазине протягиваю эти рублики. «Этого хватит?» – спрашиваю у продавщицы. Она в ответ: «Ну ладно, давай». И дает за них сухие детские колготочки. Мы тогда с трехлетней дочкой почти сутки просидели на жлобинском вокзале в ожидании дизеля до Калинковичей».
По приезде семья Лебеденко не находилась на иждивении родственников, напротив, супруги начали объезжать хозяйства, где предоставляли бы жилье. В Махновичах, в колхозе «Прамень Кастрычніка», им выделили дом с условием, что они оба будут работать в хозяйстве, причем один из них – на ферме. Супруг нашей героини был устроен на ферму скотником, а она сама трудилась сначала кассиром, потом бухгалтером.
«Первое время было очень трудно. Представьте: чужая страна, денег нет. Но колхоз нам выделил полмашины картошки», – рассказывает Ольга Викторовна.
В начале девяностых нехватка продуктов, бытовых товаров, талоны подстегивали экономить.
«Девочка, всю жизнь жившая до этого в городе и не знавшая, что такое сельское хозяйство, я научилась всему: и корову доить, и в огороде управляться, – делится Ольга Викторовна. – Со старшей дочкой подрабатывали: в магазине топили печку, в лесничестве мыли полы. Нам не дали пропасть добрые люди, соседи, коллеги, которые всегда нас поддерживали по возможности, и за это я им благодарна».
Старшая дочь Олеся, к тому времени уже подросток, была маминой помощницей. Ольга Викторовна признается, что без ее помощи, не знает, как и справилась бы со всем. Несмотря на школьную занятость, девочка и по хозяйству помогала, и младшую сестру смотрела.
«И вот это все отнюдь не помешало ей выучиться, окончить школу с золотой медалью, мозырское училище, минский университет и стать руководителем, – говорит наша собеседница. – Виктория тоже хорошо училась, а сейчас работает логопедом-дефектологом в детском саду. Они обе всего добивались сами, получали бесплатное образование и своим детям прививают трудолюбие и любовь к Родине».
Много чего довелось пережить семье, одно из испытаний – болезнь мужа. Проблемы с позвоночником и поставленная группа инвалидности в 1995 году, казалось, должны были совсем скосить маленькую хрупкую женщину. Однако благодаря своему упорству, настойчивости, помощи коллег, небезразличию совершенно посторонних людей она поставила мужа на ноги. Сама переболела ковидом, потом перенесла сложнейшую операцию.
За спасение своей жизни по сей день благодарна врачам. «Ну и как мне не любить Беларусь за это?» – говорит женщина.
Еще со школьной скамьи активистка, комсорг, председатель пионерской дружины, Ольга Викторовна через всю жизнь пронесла следующие качества: быть неравнодушной, полезной, отзывчивой и целеустремленной. 19 лет назад она сменила сферу деятельности, став заведующей сельским клубом. И с тех пор ни разу не пожалела. Красной нитью через весь ее рассказ проходит убеждение: быть благодарным за то, что имеешь. А еще всегда стремиться к лучшему, достигать новых вершин, ставить цели.
«Я видела, как развивается Беларусь. И могу сравнить, как было и как стало. Сейчас есть все возможности, чтобы учиться и работать, было бы желание. Люблю Беларусь за то, что она сохранила все лучшие традиции советского прошлого, когда хозяйственность, коллективизм, традиционные ценности позволяют идти вперед и развиваться.
Одна я бы со всем не справилась. Это все стало возможным только потому, что мы семья и всегда в любой ситуации были вместе, поддерживали друг друга. Моя семья – это моя крепость, мое богатство. А Беларусь – это наш общий дом, наша Родина».
Ольга ЛАСУТА.
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА.