Мероприятие направлено на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в преддверии летних каникул.
По итогам периода с января по апрель 2025 года наблюдается снижение количества автоаварий с участием детей и подростков (с 14 до 13), а также количества раненых в них несовершеннолетних (с 16 до 14), при этом количество погибших осталось на уровне с аналогичным периодом прошлого года.
Рост ДТП с участием несовершеннолетних, а также травмированных в них детей и подростков отмечен в Советском районе г. Гомеля, а также Гомельском, Лельчицком, Наровлянском и Мозырском районах области. Количество погибших несовершеннолетних возросло в Лельчицком районе.
С участием детей-пешеходов совершено 6 ДТП, в которых 6 несовершеннолетних травмированы, погибших нет. С участием детей-пассажиров произошло 5 ДТП, в которых 6 несовершеннолетних травмированы и 1 погиб. С участием детей-велосипедистов зарегистрировано 2 ДТП, в которых пострадало 2 несовершеннолетних.
По вине детей зарегистрировано 2 ДТП, где 2 несовершеннолетних травмированы, будучи пешеходами.
Госавтоинспекция призывает взрослых быть более внимательными по отношению к детям, ведь они в большинстве своем очень активные, непоседливые, им хочется резвиться, бегать, играть. Задача взрослых – уберечь их от возможной беды. Каждый родитель должен понимать, что недостаточное внимание к собственному ребенку может привести (а в некоторых случаях, к сожалению, и приводит) к трагедии.
Поэтому, уважаемые родители:
‑ объясните ребенку главное правило пешехода: выходя из дома и каждый раз перед выходом на проезжую часть, в том числе на дворовой территории, для перехода дороги, нужно обязательно остановиться у края проезжей части, чтобы оценить дорожную обстановку;
‑ объясните ребенку, что переходить дорогу нужно по пешеходному переходу. Самые безопасные переходы – это надземные и подземные. Если отсутствуют надземные и подземные переходы, то нужно переходить проезжую часть по наземному переходу – «зебре»;
‑ обратите внимание ребенка, что на регулируемом пешеходном переходе, прежде чем перейти дорогу, также в обязательном порядке необходимо посмотреть по сторонам и убедиться, что автомобили остановились, а водители видят его и пропускают.
Необходимо, чтобы ребенок четко усвоил, что нельзя без оглядки выбегать из арки, из-за кустов, ларьков, рекламных конструкций и других объектов, ограничивающих обзор, а также прятаться за автомобили, цепляться за них.
К тому же никогда не позволяйте детям играть на дорогах у дома, по которым могут двигаться автомобили. Научите вашего ребенка выбирать безопасное место для игр – это площадки, скверы, парки и другие места, где нет движения автомобилей.
Еще одной проблемной темой с приходом весеннее-летнего периода является травматизм на двухколесном транспорте: на велосипедах и средствах персональной мобильности. Именно в этот период увеличивается количество ДТП с этой категорией несовершеннолетних участников дорожного движения. Поэтому каждый родитель, прежде чем купить своему ребенку велосипед или средство персональной мобильности (электросамокат, сигвей, электроскутер и другое) должен обучить ребенка Правилам дорожного движения. Никто не может заменить родителей при обучении ребенка дисциплинированному поведению на дороге, соблюдению им правил безопасности!
Вы должны объяснить ребенку основные правила:
– кататься безопаснее всего на стадионах, в скверах, во дворах или в жилых зонах, где мало автомобилей и невозможно развить большую скорость;
– ездить необходимо по специальным велосипедным дорожкам, а если их нет – по тротуарам, не мешая при этом пешеходам;
– проезжая часть дороги не место для езды на велосипеде;
– выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги в случае необходимости разрешено только детям, достигшим 14 лет;
– необходимо обязательно пользоваться средствами защиты: шлемом, наколенниками, налокотниками, накладками на запястье, а также в темное время суток повязками, поясами, жилетами со световозвращающими элементами.
Важно! Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. Также, согласно нововведениям в ПДД, при пересечении проезжей части велосипедист вправе не спешиваться! Но при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.
Средства персональной мобильности:
– не считаются транспортными средствами. При этом у них должны быть исправные тормозная система и руль (при наличии);
– двигаться необходимо по велодорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для пешеходов;
– пересечение проезжей части дороги должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке с соблюдением требований, предусмотренных ПДД для движения велосипедистов, а в случае отсутствия велосипедного переезда или велосипедной дорожки – в местах, предусмотренных для пешеходов;
– разрешено не спешиваться на переходах. При этом пересекать проезжую часть нужно со скоростью идущего шагом пешехода, предварительно убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть безопасен;
– скорость движения должна быть не более 25 км/ч;
– управление в алкогольном или наркотическом состоянии категорически запрещено;
– при передвижении пешеходу рекомендуется использовать защитную экипировку (шлем, наколенники, нарукавники и другое).
На средстве персональной мобильности запрещено:
– перевозить пассажиров вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией СПМ;
– не держаться за руль (при его наличии);
– передвигаться в возрасте до 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон);
– при выходе (выезде) на проезжую часть дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения.
Важно!
В темное время суток и при недостаточной видимости велосипедистам и пешеходам, в том числе передвигающимся на СПМ, необходимо обозначить себя световозвращающими элементами.
На средстве персональной мобильности спереди должна быть установлена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения. На велосипеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет
Актуальной проблемой также остается и небезопасная перевозка несовершеннолетних в автомобиле, а именно отсутствие детских удерживающих устройств, когда они должны использоваться в обязательном порядке!
Согласно действующему законодательству, а именно пункту 178 Правил дорожного движения Республики Беларусь, перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
– детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до 5 лет;
– детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от 5 до 12 лет.
Также запрещена перевозка детей до 12 лет на заднем сидении мотоцикла, мопеда.
Допускается перевозить детей в возрасте до 12 лет без использования детских удерживающих устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
В остальных случаях при перевозке несовершеннолетнего в автомобиле должен всегда использоваться ремень безопасности, даже если он едет на заднем сидении!
В остальном же всем взрослым, особенно родителям, личным примером нужно показывать, как правильно вести себя на дороге. Необходимо в обязательном порядке рассказывать о том, что непозволительно садиться за руль транспортного средства, не имея на то права, не говоря уже об управлении транспортным средством в состоянии опьянения!
Помните, безусловный авторитет для детей – их родители! Поэтому не позволяйте себе нарушать ПДД, особенно в присутствии детей. Обучайте, показывайте, рассказывайте, приводите примеры из личного опыта, тем более что в нынешний век технологий в помощь родителям есть много специальных обучающих программ по правилам поведения на дороге.
УГАИ УВД Гомельского облисполкома