Накануне 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в каждом уголке страны чествуют ветеранов. Это поколение тех, кто, приближая победу над фашизмом, яростно сражался с врагом на суше и на море, на фронтах, в подполье и в тылу. Один из его представителей – мозырянин Борис Редько. Он рассказывает о своей непростой судьбе, жизненных уроках, мечтах, секретах активного долголетия.
– Борис Федорович, накануне юбилейного Дня Победы какие чувства наполняют Вашу душу и сердце?
– Это великий и святой праздник для всех нас. Рад, что мне посчастливилось встречать эту славную дату в таком почтенном возрасте, ведь мне в июле уже исполнится 97 лет.
– С чем связаны Ваши воспоминания?
– Невольно вспоминается пережитое. Прошлое словно мелькающие перед глазами кадры документального кинофильма, в котором я – главный герой. И я благодарен судьбе и Богу за то, что, несмотря на трудности, которых на жизненном пути было с избытком, удалось осуществить мечты.
– Говорят, что человеку его жизненный путь предначертан Всевышним от момента рождения…
– Так и есть. В моей судьбе тесно переплелись Украина, Россия и Беларусь. Я родился в Киеве. По рассказам родителей, это было суровое время, которое не пощадило и мою семью. Отец, военный офицер, по стечению обстоятельств прошел через испытания ГУЛАГа, где изрядно подорвал здоровье. Вместе с другими заключенными он строил Беломорканал. После его реабилитации семья переехала в Курскую область. Жили на станции Камышовка. Отец всегда занимал руководящие должности. Когда в 1937-м опять начались аресты, мы переехали на Урал. Отец работал инженером-технологом в лесном хозяйстве. Жили на лесопунктах. Мои детские сны были наполнены тревогой. Наряду с этим взрослел, закалял характер, развивал физическое здоровье. Семью от голода спасал лес, он отвлекал и от житейских проблем. Мы с младшей сестрой Диной собирали ягоды и грибы, лекарственные растения. Как могли помогали матери.
– И все же, несмотря ни на что, Вы смогли получить образование.
– Да, село Менделеево, что в Пермской области, стало для нас островком спокойствия и благополучия. Здесь я лелеял свою мечту – связать жизнь с морем. Получил базовое образование. В 1942-м отца не стало, и я для мамы и сестры стал главной опорой и поддержкой. Хотел продолжить учебу и осуществить свою мечту.
– Шла война с немцами, и, как любой мальчишка, Вы хотели быстрее стать защитником Отечества…
– Стоит сказать, что Урал в годы войны в прямом смысле слова стал кузницей Победы, обеспечивая фронт боевой техникой и боеприпасами. Он был крупнейшим пунктом промышленной эвакуации. Так, свердловский завод «Уралмаш» стал оплотом танкостроения, на магнитогорском комбинате стали лить бронированную сталь, с заводского конвейера в Челябинске в круглосуточном режиме сходили танки и артиллерийские установки. На фронт уходили добровольцами мужчины, а к станкам становились женщины, старики и подростки. Мне тоже нашлось бы применение, но я с детства грезил морем, а желание попасть в морфлот было превыше всего. Хотел сразу после школы поступить в Пермское военно-морское авиационно-техническое училище, где по ускоренной программе готовили техников морской авиации. Но этому не суждено было сбыться.
– И что же помешало Вам стать курсантом?
– Мама была против моего выбора, а когда наконец-то дала согласие, набор уже был закрыт. Я вернулся домой и в военкомате написал заявление, чтобы попасть на флот добровольцем. Прошел комиссию и был зачислен юнгой в экипаж на эсминец «Грозящий».
– Получается, что Вы сразу попали в зону боевых действий?
– Я назвал бы это удачей, так как здесь прошел закалку на храбрость. В задачи эсминца входило обеспечение безопасного пути караванам, шедшим из США, доставляющим нашей армии оружие, боеприпасы и продовольствие. Мы вели бои против немецких подводных лодок и авиации. На эсминце было мощное зенитное орудие и миноторпедное снаряжение. Главной задачей юнги была установка целей во время тревоги. Мы удерживали корабль на плаву, а основную работу делали артиллеристы. Я изнутри видел труд моряков и понимал роль морфлота в войне. Спустя два месяца после выхода в море меня направили на учебу в школу юнг и матросов. Через 9 месяцев получил свидетельство рулевого и звание старшины 2-й статьи.
– Где встретили День Победы?
– Во время учебы в Архангельске. Во дворе школы были выстроены полторы тысячи курсантов, военный оркестр играл марши. Перед нами с речью выступило руководство школы, объявило о победе. Радостное настроение не покидало весь день.
– После учебы Ваша служба на флоте продолжилась?
– Да. После войны служил в ВМФ СССР до сентября 1951 года и в целом военной службе на флоте отдал 7 лет.
– Этот период утолил Вашу жажду любви к морю?
– Нет. После увольнения в запас из военного флота я видел ее продолжение в гражданском мореходстве. Сначала учился и работал матросом в Ленинграде, потом был направлен в Мурманское управление. Ходил в моря как штурман, а потом водил траулеры по добыче рыбы, будучи капитаном дальнего плаванья. Вдоль и поперек избороздил Атлантику, Баренцево и другие моря. Если посчитать время от момента службы, когда был юнгой на «Грозящем», то всего морю посвятил 48 лет.
– Борис Федорович, более 40 лет Вы уже живете в Беларуси. Что послужило причиной для смены места жительства?
– Когда медики запретили ходить в моря, подумал, что найду применение опыту и знаниям в речном пароходстве. Нашел в газете объявление по обмену квартиры на Полоцк и решил, что продолжением моей водной эпопеи станет Днепровско-Бугский канал. Переехал в Беларусь, но мечты оказались далеки от реальности. Приемлемой работы не нашлось. А потом мне попалось объявление по обмену с Полоцка на Мозырь. Решил, что это то место, где можно бросить якорь: город стоит на Припяти, есть речной порт.
– Ваши ожидания оправдались?
– Для проживания – да, а вот для дальнейшей деятельности – нет. Мне хотелось работать с техникой, а в порту предложили должность мастера по судоремонту. Сидеть здесь было еще рано. Душа просила моря. В газете прочитал объявление о том, что в Запорожье требовались штурманы, – отправился туда на покорение новых морских путей. Так в моем активе добавилось Каспийское и другие моря. Завершилась моя морская эпопея в 1992 году в Казахстанском управлении рыболовства (г. Форт-Шевченко).
– Вы были свидетелем распада СССР. Как переживали этот период?
– Было печально, что мы потеряли такую мощную державу. Я стоял перед выбором гражданства, но хотел жить только в Беларуси. Да и к Мозырю уже привык.
– С каким чувством Вы встречаете 80-летие Великой Победы?
– С чувством большой гордости и уважения к Президенту Беларуси Александру Лукашенко, который ведет правильную политику по сохранению мира, бережного отношения к истории и национальным традициям, обеспечивая развитие и независимость страны.
– О чем Вы разговариваете с молодежью и школьниками на встречах?
– Говорю им, что нам завещано беречь мир, добытый такой дорогой ценой. Далеко не все понимают, что такое война. Это голод, холод, разрушения, смерть. Разговаривая с ребятами, вспоминаю годы своего детства, наполненные горем и лишениями. Вспоминаю, как мама умудрялась разделить на троих 600 граммов хлеба.
– В чем для Вас смысл жизни?
– Он заключается в самой жизни. Каждый человек должен оставить после себя значимый след. Президент правильно говорит: «Нам надо держаться вместе, тогда мы сможем справиться с любыми трудностями».
– Какие слова Вы сказали бы в назидание молодежи?
– Берегите этот хрупкий мир, любите свою Родину, дорожите традициями дедов и отцов. Хорошо учитесь и выбирайте профессию по душе, чтобы она доставляла вам удовольствие и приносила материальный достаток, тем более что в Беларуси для этого есть все условия.
Наталья КОНОПЛИЧ
Фото автора