Едем в Велавск! Журналистское погружение в глубинку Мозырщины

113

Присоединенные к Мозырскому району деревни еще не полностью изучены журналистским взглядом. Между тем погрузиться есть во что: сама атмосфера пребывания там словно окутывает ореолом полесской загадочности, партизанского мужества и самобытности. Что же повлекло нас в те края?

Эхо войны

Личные устойчивые ассоциации с партизанским краем на скрыгаловском повороте, где криничка, меркнут в сравнении с местами после осовецкого перекрестка в направлении Велавска.

https://youtube.com/shorts/Qb1YdTbs42c

Вот там поистине ощущается дух полесской глубинки. Наверное, дело в лесах – густых, непроходимых. Но, может быть, и в том, что концентрация населения в том краю на квадратный метр очень низкая. Деревня и поселок Шестовичи, деревни Велавск, Черноцкое и Мойсеевичи находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Вокруг – почти первозданная природа, тишина которой нарушается щебетом редкой пролетающей птицы или журчанием безымянных притоков Припяти. Если остановиться, выйти из автомобиля и вдохнуть аромат, который витает в воздухе, то на мгновение можно представить себя в какой-нибудь сказке. Здесь очень вкусно пахнет лесом и хвоей.

Проезжая по дороге от Балажевич до Велавска, на перекрестке дорог возле деревни Шестовичи внимательный путешественник обратит внимание на полуразрушенное здание по правой стороне, окруженное молодой лесной порослью. Но редко кто задастся целью выяснить, что это такое. А вот осовецкие школьники показали пример завидного любопытства. Они проштудировали книгу «Памяць», изучили материалы сельской библиотеки, проинтервьюировали местных жителей…

Долговременная огневая точка 65-го Мозырского укреп­ленного района – это часть оборонительной системы, построенной в 1931–1932 годах недалеко от советско-польской границы. В состав Мозырского укрепрайона (65-й укрепленный район) входили 176 пулеметных точек и два артиллерийских полукапонира, а также подземные убежища, казармы, силовые станции и другие оборонительные сооружения. Уникальность Мозырского укрепрайона в том, что он состоял из подземных крепостей – «мин», аналогов которым в Беларуси нет. «Мина» – огневая группа из нескольких ДОТов, соединенных подземными ходами. В состав «мины» могли входить подземные убежища, казармы, силовые станции и другие сооружения жизнеобеспечения.

Наш ДОТ был 3-пулеметным легкого класса, одноэтажным, полузаглубленного типа. Кроме трех основных пулеметных амбразур (влево, вправо и вперед), имелись в горжевой стенке две вспомогательные амбразуры для защиты с помощью ручных пулеметов и винтовок подступов с тыла.

Внутреннее пространство сооружения было разделено тонкими бетонными перегородками на три пулеметных каземата и тамбур, который имел для выхода наружу внешнюю дверь из стальной решетки и внутреннюю деревянную – из бруса. Для перехода из тамбура в пулеметные казематы – три дверных проема, закрываемые деревянными дверьми. Такие же проемы с дверьми были и для перехода из каземата в каземат.

К сожалению, ход боевых действий на южном участке Западного фронта сложился так, что советские войска не смогли должным образом воспользоваться Мозырским укрепрайоном. При отступлении частей Красной армии большинство его сооружений пришлось разрушить.

Сейчас об огневой точке напоминают только ровно очерченные грани пулеметных амбразур, через которые советские солдаты вели наблюдение и отстреливались от врага, да следы от пуль. На первый взгляд сложно понять, что это за такие маленькие выемки в останках бетонного сооружения, но, как только приходит понимание, сердце начинает биться чаще…

Берег левый, берег правый

За Велавском, в направлении Мойсеевич, есть поворот направо, в конце которого путник упирается в паромную переправу. На левом берегу в четырех километрах – Петриков. Именно переправа через Припять и была конечной точкой нашего маршрута.

Водители, которые пользуются переправой регулярно, знают, что путь к ней лежит по грунтовке метров пятьсот, поэтому передвигаться лучше не торопясь. Однако спешащих занять очередь на паром качество дороги не останавливает. Да-да, именно очередь, и выстраивается она задолго до того, как баржа пришвартуется к берегу.

Прибыв на место и уткнувшись в шлагбаум с «кирпичом», вышли из автомобиля, глянули на время: до прибытия парома – 50 минут. Пока ждали, понаблюдали за многочисленными рыбаками по обоим берегам реки. Вот «моторка» пронеслась, а там рыба играет, ласточки носятся и небо в воде отражается… Через несколько минут появилась первая машина, за ней вторая – и так быстро, но в то же время незаметно образовалась очередь.

Ровно в 12.00 паром отчалил от левого берега, минут через 10 от силы он был уже на правом. Во время движения пассажиры покидают транспортные средства – так положено по технике безопасности. Но сколько же времени он здесь действует? «Ой, паром тут столько, сколько я себя помню», – с улыбкой отмахивается старшина-моторист паромной переправы Николай Буракевич, уроженец Петриковского района. Флотская романтика, красивая природа, люди и тишина – то, что привело его на переправу. Старшина-моторист говорит, что самое сложное в этой работе – сильный встречный ветер, а все остальное преодолимо. Трудятся здесь матросы в четыре смены по двое, даже ночью – перевозят по необходимости спецтранспорт. Схема расстановки транспорта осуществляется в соответствии с нанесенной разметкой – никто не паркуется, как вздумается. Паром может перевозить до 60 тонн груза. За один раз катер мощностью 130 лошадиных сил может доставить с одного берега на другой 21 легковой автомобиль. В день нашего путешествия на пароме переплывали пять «легковушек», три микроавтобуса и один трактор с прицепом.

«Веселые случаи на пароме – во время этнофестиваля «Зов Полесья». Тогда тут можно услышать песни, увидеть танцы. Однажды свадьбу перевозили», – рассказывает Николай Буракевич и уже серьезно добавляет, что в случае непредвиденных ситуаций экипаж парома всегда придет на помощь пассажирам.

И словно в подтверждение этих слов на паром с нашего берега заехал автомобиль с пробитым колесом. Пока доплыли до левого берега, матросы помогли автовладельцу поставить «запаску».

Экипаж паромной переправы любезно согласился нас прокатать до левого берега и обратно. Ощущения непередаваемые от созерцания того, как этот маленький катерочек тащит огромную махину, а также от нашей невероятной природы, от тишины. Неудивительно, что рыбаки любят сюда приезжать.

Ольга ЛАСУТА
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: