Един Бог – Троица Святая, пресущественная сущность, единая в Трех Лицах и Трех Ипостасях, неразлучных и нераздельных, одно естество, одна слава, одна сила и одна также воля.Преподобный Симеон Новый Богослов В Божественном единстве Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Термин «Троица» появился в христианском богословии не позднее II века и прочно вошел в богословский словарь христианской Церкви. Этим
термином обозначается единый Бог, прославляемый в трех Лицах. Троица – это не три Бога, но единый Бог. Вера в Святую Троицу никоим образом не умаляет веру в единого Бога. При этом каждое из Лиц Троицы является не частью Бога, но всецелым Богом. Таким образом, Отец – Бог, Сын – Бог, Святой Дух – тоже Бог. Но все трое вместе – единый Бог. Это тот единственный случай, когда один плюс один плюс один равно не три, а один.
Учение о том, что Бог един, но в трех Лицах, является богооткровенным.
Перед вознесением на небо Иисус заповедал ученикам крестить «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Здесь впервые все три Лица Святой Троицы упомянуты вместе в одной лаконичной формуле. Но еще раньше Отец, Сын и Святой Дух были явлены людям. В тот момент, когда Иисус крестился в реке Иордан, прозвучал голос Отца, а Святой Дух в виде голубя сошел на Сына Божия.
Источником Божества в Троице является Отец: от Него рождается Сын и исходит Дух Святой. И рождение Сына, и исхождение Духа – это не события, происходящие во времени, это личные качества, или свойства, Сына и Духа, присущие Им от вечности. Церковь верит, что Бог всегда пребывал в трех Лицах, только истина эта не была явлена в Ветхом Завете: ее явил людям Господь Иисус Христос. Три лица Святой Троицы равны между Собой. Между ними нет какой-либо иерархии или подчинения одного другому. Хотя Отец является источником бытия Сына и Духа, Сын и Дух равны Ему. Троица называется единосущной – это значит, что у Отца, Сына и Святого Духа одна сущность. Троица называется нераздельной – это значит, что Лица Святой Троицы всегда вместе, всегда в единстве мысли и действия, между Ними нет и не
может быть никакого конфликта, противоречия или несогласия. О Своих взаимоотношениях с Отцом Иисус сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин. 5:19–20).
А о Святом Духе Иисус говорил: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14–15). Три Лица Пресвятой Троицы вечно пребывают в союзе любви. Священное Писание говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8; 4:16). Но не бывает любви без любимого. Любовь предполагает существование другого.
Бог Троица есть полнота любви, каждое Лицо-Ипостась обращено любовью к двум другим Лицам-Ипостасям. Лица в Троице осознают Себя как «Я и Ты»: «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», – говорит Христос Отцу (Ин. 17:21).
В то же время Они осознают Себя как «Мы»: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», – говорит Христос ученикам (Ин. 14:23).
Проповедь апостолов продолжает ныне Святая Церковь. И ее основа – вера в единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа, в Троицу единосущную и нераздельную. Аминь.