Уже в начале XIX в. в Мозыре проходила ежегодная спасская ярмарка, начинавшаяся 6 августа и продолжавшаяся неделю. Особым товаром была кожа знаменитой мозырской выделки, для приобретения которой приезжали даже польские и прусские купцы. Местная кожа отличалась прочной выделкой, секрет которой местные промышленники скрывали от всех. По одной из версий, использовался некий сок лесных растений.
Выделка кож и изготовление из них бытовых изделий – одно из давних занятий жителей Полесья, которому способствовали обилие зверя в лесах, развитое животноводство, а также климат, требующий теплой сезонной одежды и обуви. Занятия людей этой сферы (гарбар (кожевник), швец (сапожник), кушнер (скорняк), рымар (шорник)) отразились в разных вариантах производных фамилий. Уже в XVI в. жителям Полесья были известны такие кожаные и меховые изделия, как боты, полуботики (даже сафьяновые), беличьи шубы, кожухи, широкие кожаные пояса, калиты, мошны, сумки из юфти, барсучьей, лосиной кожи, упряжь. Эти изделия изготовляли городские ремесленники или сельские кустари.
Мозырь в те времена был крупнейшим центром кожевенного производства во всей Беларуси. По профессионализму с мозырскими мастерами соперничали лишь могилевчане, но они уступали в объемах производства.
Процесс выделки кож требовал немало физических сил и терпения. Сначала шкуры вымачивали, очищали от грязи, снимали остаток мяса, жира, мездры и кожной клетчатки, удаляли и соскабливали шерсть известью и пеплом. Квашение придавало коже мягкость и гибкость, а дубление корой дуба или вербы – прочность. А чтобы кожа не портилась при хранении, ее солили и сушили. После такой обработки красили и покрывали березовым дегтем, растительным маслом или яловичным жиром. На последних этапах производства кожу строгали (снимали мездру), мяли и глянцевали катками. Некоторые технологические операции сохранялись в быту полешуков до середины XX в.
Производством занимались небольшие кожевни, в которых работал хозяин, бравший на выучку подмастерьев. Иногда такие предприятия были семейными, в них отец передавал опыт своим сыновьям.
Вскоре после революции 1917 г. начались индустриализация края и процессы урбанизации. Традиционное кожевенное производство на Полесье уступило место фабрично-заводскому, и слава мозырских кожевников стала лишь достоянием истории. Секреты ручного ремесла уже не передавались из поколения в поколение и вскоре были утрачены.
Дмитрий КУЛИК