Руководитель группы исторического танца «Ампир» ДК «Строитель» Оксана СОПОТ – человек творческий и разносторонний. Оксана Валентиновна в интервью нашей газете рассказала, почему открыла в городе новое танцевальное направление, как узнала всю правду о восточных танцах и познакомила со своим рукотворным увлечением.
Под полонез Огинского
– Что за направление – исторические танцы? Как они появились в нашем городе и почему людям стоит в этом участвовать?
– Исторические танцы относятся к подвиду исторической реконструкции периода, который называется ампир. Это начало XIX века – времена правления Наполеона Бонапарта.
В Беларуси это направление развивается уже давно. Зародилось оно в Борисове, где 26 ноября 1812 года произошло сражение на Березине, вошедшее в мировую историю. Победой это сражение считают и в России, и во Франции. С одной стороны, армия Наполеона была разгромлена, но с другой – ей все же дали уйти. В Борисове даже есть памятник павшим французским солдатам, который установило французское правительство. Мы ездили в Борисов на экскурсию, посещали там мастер-классы, туда приезжали специалисты из Москвы, обучали нас танцам.
В Минске также есть несколько клубов, которые занимаются именно исторической реконструкцией и, помимо танцев, проводят воссоздание боев на Березине (у них есть даже фузилер гвардия). Руководит ими военный историк Дмитрий Раков, который также организовывает балы. Я была руководителем школы спортивных танцев. На одном из выступлений ко мне подошла будущая танцовщица Ольга Рукояткина, которая попала на такое представление, впечатлилась увиденным и предложила попробовать. Начала изучать это дело, ездила в Минск на мастер-классы. После собрали группу в Мозыре и стали участвовать сначала в небольших мероприятиях, потом выезжали на балы в Минск, Мир, Несвиж, Литву, даже в Польшу. Затем последовал длительный перерыв, а два года назад клуб возобновил работу.
– Насколько занятие историческими видами танцев доступно для широких масс?
– В декабре мы ездили на бал в Кричев. Перед тем как попасть на такое представление, нужно обязательно подать заявку и быть в образе, который полностью соответствует той эпохе. Это недешевое удовольствие: костюмы создаются за свой счет, плюс вступительные взносы за участие на балу, куда приглашается живая музыка, оркестр и организуются фуршеты. К бальной одежде нужно подобрать много аксессуаров: прическу сделать, соответствующую тому периоду, зонтик ажурный, обувь, перчатки. Кстати, можно взять себе игровое имя, например, графиня Инжиевска. Обычно таким видом танцев увлекаются люди интеллигентные.
– Как танец влияет на жизнь человека?
– Во-первых, занятия танцами способствуют улучшению качества жизни. Любой вид ритма создает настроение. Человек получает удовольствие от музыки, от того, что двигается в такт нее, находится в коллективе единомышленников, с которыми можно пообщаться вживую.
Историческая реконструкция – это отдельный вид танцевального искусства. Когда собираешься на бал – это стимул пошить новое платье. Вот раньше вообще не принято было ходить на раут в одном и том же. Посещение таких приемов было доступно только аристократам. Балы для них были событием, к которому готовились все лето. На танцевальных вечерах знакомились и влюблялись. Наташу Ростову, например, привезли на бал, чтобы она выбрала себе жениха.
– Где проходят репетиции?
– Занимаемся мы на базе Дома культуры «Строитель». Занятия проходят раз в неделю. Правда, существует одна проблема: не хватает мужчин-танцоров.
Восточные танцы
– Несколько лет Вы жили и работали в Египте. Научились ли там чему-то новому, что сейчас помогает в работе?
– Египтяне восторгаются восточными танцами, но не уважают танцоров. В стране религия позволяет девочкам танцевать только в пределах своей квартиры или в супружеской спальне. Раздеваться и танцевать в откровенных костюмах непрестижно. В Египте танцовщицами чаще становятся девушки из неблагополучных семей, без образования. Чаще танцовщицы выступают и зарабатывают деньги в ночных клубах Каира. Кстати, в Египте очень популярны именно русские девушки-танцовщицы. В тамошней столице даже есть своя танцевальная школа, которой владеет россиянка.
Основное время я жила в Шарм-аль-Шейхе. Это туристический город, где местных жителей практически нет. На курорте расположен Олимпийский спортивный комплекс. Я работала там в школе гимнастики и преподавала хореографию.
Больше всего меня впечатлило то, что там лучше всех танцевали мужчины. Мне нравится их танец танура. Это когда мужчина надевает юбку и кружится вокруг своей оси. Сложнейший танец, он требует идеальной работы вестибулярного аппарата. Готовят юных танцоров чуть ли ни с детства, передавая искусство телодвижения по наследству. Тануров обязательно приглашают на все праздники, где такие выступления пользуются успехом. Поэтому если кто-то думает, что восточные танцы там танцуют все, то это заблуждение. У них другая культура и религия.
Еще одно увлечение
– Как пришла идея самой изготавливать аксессуары для танцев?
– Платья и костюмы мы шьем на заказ. В начале XIX века не было фабрик по производству зонтов, вееров и сумочек и все изготавливалось вручную. Например, сумочки в те времена назывались ридикюль. Они были либо тканевые, либо вязаные. Популярностью пользовались митенки вместо перчаток летом. Веера были очень маленькие, меньше 20 см в длину, поскольку их нужно было положить в сумочку либо засунуть в рукав, чтобы не мешали во время танцев. Купола зонтиков были небольшие, имели деревянную основу, а сверху украшены кружевной тканью. А я решила сделать это сама. И здесь очень пригодилось мое увлечение рукоделием. Мне с детства нравилось вязать. Ажурные колготки, платья, свитера на спицах вязала сама.
В период пандемии увлеклась этим еще активнее, освоила технику вязания крючком. Коллекция самодельных вещей пополнилась салфетками, пледом и скатертью.
Затем начала сумки себе вязать, рюкзаки и даже обувь. Все мои произведения ручной работы. Использую только натуральные ткани. Мне нравится создавать новое. Это настолько затягивает, что свободное время только этому и посвящаю. Также рукоделие успокаивает нервы: считаешь петли и ни о чем не думаешь. А сейчас это хобби помогает и в подготовке к балам и другим мероприятиям.
Еще заметила, что чем больше реализовываешь творческих идей, тем еще больше их рождается. Гуляла на улице и подумала, что можно сделать из травы. Нашла древний славянский способ плетения: связка получается настолько крепкой, что ее сложно разорваться. Сплела шляпу из камыша, даже пробовала обувь изготавливать. Также делаю ароматические баночки из травы и кладу туда мяту, которой хватает надолго, и вуаля – натуральный диффузор готов. Еще в плетеных из травы банках храню приправы: кинзу и петрушку, любовь к которым мне привила моя мама, которая 13 лет своей жизни провела в Грузии. И еще была традиция – собираться за столом большой дружной семьей. Наверное, организаторские способности и тяга к сплочению людей у меня оттуда.
Людмила ЛИПНИЦКАЯ
Фото из личного архива Оксаны Сопот