Детский нейропедагог, руководитель кружка «Психологическая лаборатория» в средней школе № 14, педагог дополнительного образования Екатерина СЕМЕНОВА объясняет, почему важно играть с детьми в реальные, а не в виртуальные игры, и как делать это правильно.
Екатерина Семенова в профессию пришла осознанно, с большим желанием развиваться в ней. Окончила Белорусский государственный университет с отличием, получила специальность «Практический психолог. Преподаватель психологии». После повышала мастерство в центре инновационной психологии и развития «Нейроника», на курсах и семинарах. На вопрос «Что для вас ваша профессия?» нейропедагог отвечает просто: «Она – про огонек в глазах ребенка, который справился со сложным заданием. Про тихое «спасибо» после занятия от самого неразговорчивого ученика. Я не просто учу детей – учу их мозг учиться. И это самое крутое, что можно себе представить».
Простые, но полезные
– Екатерина Викторовна, мы, родители, часто слышим, что с детьми нужно играть. Но не понимаем, во что и как играть правильно, чтобы это было не просто весело, но еще и полезно. Неужели обычная игра может так сильно влиять на развитие мозга?
– Еще как может. Для ребенка игра – это не развлечение, а самая настоящая работа. Это ведущая деятельность для дошкольников. Именно в игре проявляются их характер, эмоции, умение действовать по правилам. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, но и в это время игра не теряет своей актуальности: она повышает эффективность овладения материалом, потому что ребенок обучается и при этом получает удовольствие. В игре мозг не пассивно усваивает знания, а активно строит сам себя через движение и взаимодействие с миром.
Каждая игра – это комплексное упражнение для миллионов нейронов. Представьте, что мозг ребенка – это сложная и слаженная команда. В ней есть отделы, отвечающие за энергию и бодрость, за восприятие информации, за планирование поведения и контроль над ним. Правильные игры гармонично тренируют эту команду. Они не учат читать или писать напрямую, вместо этого они укрепляют фундамент: внимание, память, самоконтроль, пространственное мышление, умение общаться.
– Это касается и онлайн-игр? Есть ли полезные игры в смартфоне или это миф?
– На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ: польза или вред зависят от того, как, сколько и во что именно ребенок играет. Определенные виды игр могут давать мозгу полезную нагрузку. Это игры на логику и планирование (лабиринты, головоломки, стратегии, где нужно продумать несколько ходов вперед), игры на скорость реакции и внимание (быстрые игры, где нужно успеть нажать на нужный объект, среагировать на сигнал, найти отличия на время), игры на память («Мемори», игры, где нужно запомнить и повторить последовательность), творческие игры (приложения для рисования, простые музыкальные редакторы, конструкторы). Часто проблема не в самой игре, а в том, что цифровая среда формирует у мозга вредные для реальной жизни привычки. Мозг привыкает к быстрой смене кадров, мгновенному вознаграждению (за каждый пройденный уровень – бонус). В реальной жизни всё иначе: чтобы выучить правило, нужно приложить усилия, а результат отложен. Еще телефонные игры часто вытесняют «живую» игру, в ходе нее ребенок не развивает мелкую моторику так, как, например, при лепке или конструировании. Яркий свет, мелькание, громкие звуки – это мощная нагрузка на нервную систему, вследствие чего после цифровых игр ребенок часто бывает перевозбужденным, капризным и не может успокоиться. Поэтому мой совет: сначала ребенок должен получить порцию «живого» развития: погулять, поиграть в «живые» игры, порисовать, позаниматься спортом. Телефон – только после этого.
– Что нужно, чтобы организовать нейроигру?
– Ваши желание и фантазия. Часто могут понадобиться простые доступные предметы: кубики, мячики, ложки, мелкие игрушки. Самое главное – соблюдать определенные принципы.
Первый – вовлеченность. Ваша задача – не добиться идеального результата (например, чтобы ребенок без ошибок прошел лабиринт), а увлечь его процессом. Эмоции – главный стимул; Второй – чередование: после активной игры дайте спокойную. Так вы тренируете гибкость нервной системы – способность переключаться с урока на урок, с работы на отдых; Третий – «немного сложно»: задача должна быть посильной, но требующей небольших усилий. Если ребенок легко собирает пазл из 20 деталей, дайте ему на 24. Это и есть известная в психологии и педагогике «зона ближайшего развития».
– Можете привести конкретные примеры простых нейроигр, чтобы родители могли взять их на заметку?
– Конечно, приведу примеры. Давайте для удобства разделим игры на группы. Есть игры для развития контроля, внимания и памяти. Например, «Слушай и командуй!» Даем ребенку две команды на разные действия. Например: «Если я назову животное, ты подпрыгнешь, а если предмет – присядешь». Или: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р] в слове, и топни, если слово обозначает что-то круглое». Обязательно меняемся ролями. Еще пример – игра «Повар-невидимка». Разложите перед ребенком 5–7 продуктов или предметов (ложка, яблоко, кружка). Он внимательно смотрит 10 секунд, потом закрывает глаза. Вы в это время убираете один предмет или меняете их местами. Он должен угадать, что изменилось.
Другая группа – игры для развития пространственного мышления. Хороший пример – «Зеркальный художник». Сядьте напротив ребенка, скажите, что вы – его зеркало. Он рисует в воздухе простую фигуру (круг, квадрат) одной рукой, а вы должны одновременно и в том же направлении повторять его движения своей рукой. При этом учитывать, что в зеркале все отражается наоборот. Разумеется, меняетесь ролями. Еще советую поиграть в «Мешочек с сокровищами». Наполните мешочек разными мелкими предметами (пуговица, каштан, монета, ракушка). Ребенок засовывает руку внутрь и на ощупь должен найти именно тот предмет, который вы назвали. Ну, и еще интересная и полезная игра – «Зарядка с предлогами». Взрослый дает команды: «Встань ПОД стулом!», «Спрячь мишку ЗА спину!», «Положи книгу МЕЖДУ тапочками!». Это лучшая подготовка к тому, чтобы в будущем ребенок не путал «над» и «под» в тетради.
Еще одна группа игр нацелена на улучшение речи и слуха. Простой пример – «Звуковая дорожка». Просто произносите цепочку слогов, например, «РА-РО-РУ-ЛА-ЛО-ЛУ». Ребенок должен хлопнуть, услышав слог с буквой «Л». Очень любят дети игру «Глупый рассказчик». Вы вместе сочиняете историю: по очереди говорите по одному предложению. Задача – слушать друг друга и продолжать сюжет. Кстати, многие игры нашего детства отлично развивают мозг. Это «Съедобное-несъедобное», «Классики», «Я знаю 5 имен», «Морской бой», «Море волнуется раз…», «Испорченный телефон». Это полноценные нейроигры. Так что вспоминайте правила и играйте с удовольствием.
– Тогда логичен вопрос: могут ли нейроигры полностью заменить занятия со специалистом?
– Нейроигры – это прекрасный инструмент для профилактики трудностей и гармоничного развития мозга. Их можно и нужно использовать как отличное дополнение к занятиям со специалистом. Однако одних игр может быть недостаточно, если есть стойкие трудности.
Тревожные сигналы
– Екатерина Викторовна, на какие моменты родителям нужно обратить внимание, чтобы понять, стоит ли обратиться к специалисту?
– Есть тревожные «звоночки» в поведении ребенка, которые могут сигнализировать о проблеме. Важно следить за развитием речи: если ребенку уже два года, а он не говорит, с трудом повторяет и подбирает слова, у него бедный словарный запас, то это повод насторожиться. Если замечаете сложности с освоением моторных навыков, с поведением: ребенок часто без причины проявляет импульсивность, гиперактивность или, наоборот, вялость. Как правило с взрослением нерешенные в раннем возрасте проблемы перерастают в трудности с чтением и письмом. Школьник путает буквы, переставляет их при чтении и письме, отзеркаливает, совершает «глупые» ошибки, путает «право–лево», плохо ориентируется в тетради. Его ругают за неровный почерк и рассеянность. Не норма, если такие моменты диагностируется у второклассника во втором полугодии, когда уже нельзя связать их с адаптацией или возрастом. Лучше, конечно, обратиться к специалисту. Он проведет диагностику. Через специальные пробы посмотрит, как работают все блоки мозга: энергетический, отвечающий за восприятие, и блок программирования и контроля. Выявит сильные и слабые стороны развития мозга ребенка, составит индивидуальную программу работы и даст рекомендации родителям.
– Какой профессиональный совет дадите родителям?
– Каждый раз, когда слышите «Мама, папа, поиграй со мной!», не отмахивайтесь. Это ваш шанс не просто развлечься, а внести вклад в успешное будущее вашего ребенка. Иногда для эффективного результата достаточно 15 минут в день такого формата общения, но при условии полного погружения в игру. Не стремитесь к идеалу, просто получайте радость от общения с детьми. Играйте с пользой и в удовольствие.
Наталья КОНДРУСЕВИЧ
Фото из архива Екатерины



