Едем в Клин! Автор МОЗЫРЬ NEWS рассказывает, чем знаменит город Чайковского и Гайдара

480

Много есть городов и городков в российской глубинке, притягательных для любопытного туриста, но сегодня наш выбор пал на место последнего пристанища знаменитого на весь мир композитора Петра Ильича Чайковского.

ВНИМАНИЕ ДЕТАЛЯМ

В Клину мы были в первый раз. Сразу начинаем подмечать изюминки городского центра: красные кирпичные постройки, характерные для псевдорусского стиля в архитектуре.

Торговые ряды, яркие и необычные, как небольшие ряды маленьких теремков, выстроенных в один ряд. Обилие интересных деталей: арочные узоры, выложенные красной кирпичной кладкой, каждый кирпичик нашел свое место в сложной канве рисунка и ярко выделяется на фоне светлой цементной основы. Белые нарядные детали добавляют декоративности, а темно-зеленые крыши и тяжелые кованные элементы ворот, замков и дверных ручек не оставляют сомнений, что эта красота была создана руками русских мастеров.

В самом центре ведутся активные строительные реставрационные работы. Шум работающих машин отвлекал, хотелось тишины, чтобы проникнуться историей и красотой этого места. Мы зашли за здание Троицкого собора, и сразу все изменилось: стало ярче и прозрачней, воздух, по-осеннему свежий и хрустальный, пропускал свет сквозь почти безлиственные ветви деревьев. Еще немного, и вот он – белокаменный Воскресенский храм и высокая, отдельно стоящая колокольня рядом с ним. В двух шагах от колокольни, как на цветном зеленом облаке, парил Троицкий собор, так игриво украшенный завитушками в стиле барокко. Цвета чистые, неяркие, можно смотреть долго, неторопливо разглядывая каждую деталь.

О НАШЕМ ГЕНИИ…

Но мы двигаемся дальше, ведь наша основная цель – музей усадьба Петра Чайковского.

Дом, неброский в своей скромности, казалось, немного затерялся в красивом старом саду. Со всех сторон его обступили деревья, а прямо к дверям столовой ведет аллея. Как замечательно, должно быть, здесь в теплое время года! Вот именно такой райский тихий уголок и искал композитор для своей работы.

В Клину Чайковский провел восемь лет своей жизни, он сам признавался, насколько дорогим сердцу стал для него этот тихий городок. Мечта жить в деревенском уединении привела его сюда. Правда, этот дом-усадьба, был уже его третьим по счету и самым отдаленным от шумной дачной жизни. Как хорошо, что вещи, книги, портреты в музее подлинные, именно те, которые были при жизни Петра Ильича, и все они каким-то чудом сохранились до наших дней.

Наибольший интерес вызывают две комнаты на втором этаже, именно те, где непосредственно жил и творил великий сочинитель музыки. Так много милых, уютных диковинок! А ведь это все подарки от людей, искренне любивших Чайковского и почитавших его талант. Маленькая вышитая подушечка на кресле с надписью «Чем богата, тем и рада», желтая плиссировка настольной лампы, тихо излучающая теплый осенний свет, старинный, богато украшенный резьбой буфет… И на каждой стене множество фото в рамках родных и друзей композитора, а в центре – большой портрет отца.

Но есть и очень дорогие подарки: книги, огромный, обтянутый золотым атласом альбом с нотами, полное собрание произведений Моцарта, любимого композитора Чайковского. В центре гостиной много места занимает старый тяжелый рояль фирмы «Беккер» – подарок от владельца фирмы.

Среди рамок с фото затерялся совсем небольшой портрет женщины, друга и почитателя Петра Ильича. Надежда Филаретовна фон Мекк была меценатом и помогала композитору финансово, чтобы тот не растрачивал зря свой талант, добывая средства на жизнь, а полностью посвятил себя музыке. Если бы не она, кто знает, успел бы он так много написать.

Вся атмосфера в доме такая тихая, умиротворяющая, нежно льется романс фа минор, посвященный оперной певице Дезире Арто. Изумительно красивая музыка, но такая печальная, как неудавшаяся любовь великого музыканта.

Как нелепо, как несправедливо резко закончилась жизнь композитора! Но пока он жил, он наполнял свою музыку любовью и радостью, грустью и страданием, необыкновенными переливами звонкого весеннего ручейка и едва слышными нотами замирающего осеннего сада.

Притихшие, выходим из дома, закрываем тяжелую входную дверь с блестящей серебряной табличкой «П. И. Чайковский. Прием по понедельникам и четвергам от 3 до 5 часов». А остальное время только для музыки.

МУЗЫКА СТЕКЛА

Светлая грусть произведений Чайковского прекрасна, но мы любим разнообразие в наших путешествиях и спешим на Клинское подворье.

Там нас ждала встреча с ёлочной игрушкой, с интересным рассказом об истории возникновения и развития стеклодувного дела в этом крае. Ремесла не возникали просто так на пустом месте. Не будет резчиков дерева в пустыне или виноделов в холодной тундре. Нужен материал, основа. И вот такая основа для создания стек­лянных изделий – кварцевый песок – и была найдена недалеко от Клина.

Постепенно люди научились плавить стекло, выдувать из него простые, как правило, круглые шары, небольшие сосуды для аптеки и парфюмерии. Фантазия шла дальше, и местные мастера научились делать стеклянные бусы. Читая, я достаточно часто встречала упоминание о таком украшении, как стеклянные бусы. Могла ли я подумать тогда, что бусы из стекла – это не просто прозрачные бусины, по сути, это нить с нанизанными на нее очень маленькими ёлочными шарами! А ведь когда-то это было любимое женское украшение, и чем ярче были бусы, тем лучше.

Потом возникли металлические формы, после остывания в которых стеклянные изделия приобретали вид шишки, или вогнутого вовнутрь шара или даже Деда Мороза! К слову, витрины с Дедами Морозами пестрят разнообразием образов. Тут и маленькие стек­ лянные «морозики» и совсем большие, сделанные из ваты. «Ой, такой был у меня в детстве!» – слышно со стороны. «А такой – у меня!» Я пытаюсь найти своего, вроде бы этот похож, а может, этот? На этом фестивале Дедов Морозов не так-то легко отыскать по памяти свою игрушку из детства.

От многообразия игрушек в витринах разбегаются глаза! В различные годы были популярны разные тематические коллекции: самолеты и вертолеты сменялись героями пушкинских сказок, потом наступила эпоха «ватных» игрушек, потом опять птицы, животные, герои труда, красавицы в кокошниках, Деды Морозы на прищепках… Одно оставалось неизменным – это радость, которая входила в дом вместе с запахом ели и новыми блестящими игрушками!

Мы шли, разглядывали чудесные игрушки в витринах, смотрели, как работают мастера, рождая новую стеклянную жизнь, как яркими красками и блестками делают уникальным каждый шарик, каждую новую игрушку.

Подойдя к последней двери, если честно, уже немного устав восхищаться, вдруг, как по мановению волшебной палочки, мы очутились в новогодней сказке. Представьте себе большой округлый зал с белоснежными уходящими далеко ввысь стенами, в середине которого – немыслимой красоты высокая праздничная ёлка. Вся сверкает, искрится, а игрушек на ней видимоневидимо, и все яркие, расписные. На стенах бегают белые солнечные зайчики, и голубые снежинки танцуют на высоком куполе потолка. И, конечно, мы слышим вальс цветов из балета «Щелкунчик». Спасибо этому сказочному месту за новогоднее настроение, за то, что мы хотя бы на несколько минут опять вернулись в детство.

На этом наше путешествие в мир ёлочной игрушки не закончилось – нас ждал мастер-класс по росписи стеклянного шара. И, поверьте, каждый гордился своим шедевром.

«ГАЙДАР ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ…»

Следующий уголок, который мы посетили, был поспокойней, но ни на йоту не менее интересней.

Музей Аркадия Гайдара выглядит достаточно просто – «домик-крошечка в три окошечка». Так называл свое пристанище сам Гайдар. Войдя внутрь, я стала мучительно вспоминать, а что, собственно говоря, я знаю об этом человеке? Ну, могу назвать некоторые его произведения, кое-что вспомнить о его героизме во время Гражданской войны. Но мало, ах, как мало мы знаем о нем! Внимательно слушаем рассказ экскурсовода. Просто поразительно, каким бесшабашно смелым и отчаянно храбрым может быть человек, если он проникся идеей. Он ясно видит свой путь и следует ему, не взирая ни на какие преграды. Таков был Аркадий Гайдар. Такими он видел и своих литературных героев. И, как сама эпоха, в которую жил писатель, герои его книг яркие, бесхитростные, умные, смелые. Не живут долго герои. Рано ушел и Аркадий Гайдар. Погиб героически, спасая жизнь своих товарищей.

Всегда подобные места вызывают сильное желание узнать побольше о предмете разговора: почитать биографию, возможно, найти книги или фильмы, попытаться понять личность в контексте исторического момента.

День заканчивался. Клин, уже ставший немного своим, немного знакомым прощался с нами теплыми огнями торговых рядов. Нас ждал Сергиев Посад…

Светлана ХОМИЧ. Фото автор


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: