Каждый урок – это волнение. Как он пройдет, будет ли ученикам интересно, зажжется ли в чьем-то сердце огонек жажды познания, открытий?
«География есть философия естествознания. Она одна открывает новые горизонты, которые часто затмеваются в чисто систематических науках…» Эта цитата принадлежит биологу, географу и путешественнику Андрею Краснову. В то же время география не так проста, как кажется» – говорит школьный учитель этого предмета Ирина Дмитриевна Борисова. Она преподает в средней школе № 11 г. Мозыря. Помимо этого, является руководителем методического объединения классных руководителей. С Ириной Дмитриевной мы поговорили о том, как учатся будущие географы, почему ЦТ по географии – это сложно, и о том, как наука формирует мировоззрение.
– Учась в школе, я хотела стать учителем физкультуры. У меня были спортивные задатки, занималась легкой атлетикой, участвовала в соревнованиях, занимала призовые места. Все больше склонялась к тому, чтобы стать учителем физкультуры. Но, когда я поделилась своими планами с родителями, их это огорчило. И они всяческими способами начали меня отговаривать. Говорили, что учитель физкультуры – не женская профессия: «Будешь всю жизнь ходить в спортивных костюмах». Я и сама задумалась о том, что спортивный век недолог, – рассказывает Ирина Дмитриевна. – Когда я была ученицей, у нас в школе проходили дни самоуправления. Чтобы участвовать в них в качестве учителя, мало было просто изъявить желание. Нужна была тщательная подготовка, собеседование с учителем, написание планов-конспектов. Несколько раз попробовав себя в этой стезе, я поняла, что мне быть учителем географии. Тем более, что наша учительница, Неонила Николаевна, была очень интересная женщина, и, когда я сама стала педагогом, мне посчастливилось с нею работать. Тогда я взглянула на своего учителя и на его профессию совсем другими глазами.
После школы я поступила в Гомельский государственный университет на геолого-географический факультет – специальность «География». Чем запомнились годы учебы? Общением со сверстниками, преподавателями. Однокурсники называли меня полешучкой. Много было интересного, особенно запомнилась полевая практика. И, как у всех студентов, учеба, учеба и еще раз учеба.
– Какие были особенности подготовки учителей географии в то время?
– Ничего особенного не было. Не могу сказать, что в то время обучение имело существенные отличия. На полевой практике мы составляли планы местности, вели геодезические расчеты. Географическая специальность предполагает дополнительное изучение климата, почв, вод.
Не могу сказать, что конкурс на мою специальность и в те годы был высокий. Однако в то время географию сдавали при поступлении даже на некоторые экономические и военные специальности – там конкурс был побольше. На педагогические специальности всего 2-3 человека на место.
– Расскажите, пожалуйста, о своем первом уроке.
– Первый урок не отличался от всех других. Несмотря на то, что давно работаешь, и уже выработан некий багаж знаний, своя методика, система общения с детьми, с коллегами. Как говорят артисты, каким бы ни был опыт и количество выходов на сцену, все равно это не дает расслабиться. А работаю я уже достаточно долго.
– Насколько интересна география детям?
– Вы знаете, судя по тому, что я вижу на уроках, уже не слишком интересна. Придумать новые формы, новые виды работы – задача учителя. Но современных детей вовлечь в обучение достаточно сложно. Если дети помладше еще охотно занимаются, то старшеклассники уже нацелены на изучение тех предметов, которые они выбрали для сдачи централизованного тестирования. Ко всем остальным предметам, не обязательно к географии, относятся без особого энтузиазма. Например, мы сейчас изучали в 11 классе тему «Легкая и пищевая промышленность». Дети были разбиты на группы: для каждой были предложены интересные виды работы, где нужно было подумать, поразмышлять… Как оказалось, старшеклассники часто идут по пути наименьшего сопротивления, хотя их уровень знаний позволяет решать более сложные задачи и удивлять их самих.
– А у вас есть система поощрения учащихся?
– Да, порой бывает, что опрос домашнего задания на уроке не происходит, потому что мы начинаем изучать новую тему. Но у каждого учащегося есть возможность получить сердечко за правильный ответ. Потом эти сердечки можно добавлять при ответе устного или письменного задания и тем самым повышать себе оценку. Некоторые дети накапливают столько сердечек, что получают по одной-две дополнительных оценки. Им такая система работы очень нравится, и они всегда спрашивают: «А сегодня сердечки будут?»
Но есть дети, которым, честно говоря, все равно. Изначально они никак не мотивированы, к сожалению, таких детей становится все больше.
– Вы уже коснулись темы централизованного тестирования. Насколько успешны в ЦТ по географии ученики?
– Я вам так скажу: за все время существования системы ЦТ ни один (!) ученик в Беларуси не заработал по географии 100 баллов. Не считая, конечно, тех ребят, которым 100 баллов выставлялись «автоматом» за победу в различных этапах предметной олимпиады. Для меня лично это говорит о том, что не так прост предмет, как думают многие. В те времена, когда учились мы в школе, география изучалась по-другому, и уроков было 2 или 3 в неделю. Сейчас на изучение географии в неделю отводится всего час, а темы, которые изучались раньше на протяжении нескольких уроков, сузились. Многое интересное из того, что было в советской системе преподавания географии, убрали, оставив сухую статистику. Что поделать: время диктует свои требования.
– Может, дело в том, что география не такой популярный вступительный экзамен, как, например, физика или иностранный язык?
– Готовясь к нашей встрече, я специально просмотрела список вузов и специальностей, где принимается сертификат ЦТ по географии. Нашла 9 позиций: в БГУ, например, кроме «Геологии» есть специальность «Геоэкология», «Гидрометеорология», «Космоаэрокартография», «Геоинформационные технологии», а также «Туризм и гостеприимство». Но чаще те специальности, которые получают выпускники, либо слишком узкие, либо не настолько хорошо оплачиваемы, чтобы привлечь абитуриентов. В основном те, кто изучал географию, занимаются научной деятельностью, работают преподавателями или учителями в школах.
– Вы считаете себя строгим учителем?
– Наверное, я произвожу впечатление очень строгого учителя. Но если сравнивать оценки по всем предметам, включая географию, то мой предмет всегда находится в первой пятерке по количеству хороших оценок. Несмотря на всю свою строгость я стараюсь не жалеть хороших отметок, по возможности давать ученикам второй шанс. Если нужно, остаемся с учениками после уроков, разбираем то, что они не поняли, занимаемся на стимулирующих занятиях.
– А ваш стиль преподавания исходит из вашего характера, или это результат наработанного учительского опыта?
– Я уже достаточно долго работаю, во многом перенимаю опыт своих коллег. Общение с ними позволяет мне брать формы работы у них и проецировать на свой предмет. Четкого стиля работы у меня нет. Постоянно приходится искать, придумывать что-то, чтобы вызвать интерес, а может, привить у кого-то любовь. Конечно, я горжусь, когда это удается. У меня есть ученики, которые пошли учиться на географический факультет, некоторые из них связали свою жизнь с географией.
– Как вы добиваетесь дисциплины в классе?
– Чаще я продолжаю опрос или объяснение новой темы. Всегда в классе найдется кто-то, кто сам скажет: «Помолчите, нам это интересно». Иногда приходится и голос повышать, и нравоучения читать, потому что, к сожалению, не все понимают, как нужно работать на уроке. У меня складывается впечатление, что иногда дети не понимают, зачем ходят в школу. Часто, не имея возможности выразить себя, завоевать авторитет среди ровесников, они завоевывают его тем, что нарушают дисциплину.
– Как вы считаете, география может сформировать мировоззрение человека, подарить ему увлечения, интересы?
– На мой взгляд, именно география из всех других школьных предметов больше всего влияет на мировоззрение. Все-таки это межпредметная наука. Готовясь с ученицей к предметной олимпиаде, мы решаем задачи и химического, и физического направления, и исторические события вспоминаем. И у самой тоже, слава Богу, сейчас появилась возможность путешествовать, поэтому не только теоретически, но и на практике познаю все то, что до этого изучала в теории. И еще больше убеждаюсь, что когда-то правильно сделала выбор в пользу географии.
– Вы путешествуете? Расскажите о том, где побывали.
– Это, в основном, европейские страны. Изначально, как у многих людей, мой отдых был пассивным – Турция, пляжный отдых. А в один прекрасный день решила, что с меня достаточно пассивности, хочется более познавательных путешествий. В связи с тем, что я плохо переношу перелеты, выбор путешествий у меня ограничен. Предпочитаю автобусные туры. Побывала в Испании, Италии, Германии, Польше, Нидерландах, Норвегии, Швеции… Хотелось бы, конечно, еще на Восток, но, к сожалению, пока туда проще всего добраться именно самолетом.
Я считаю, что во всем нужно иметь единомышленников, и путешествия не исключение. Всегда можно найти людей, которые могли бы разделить с тобой увиденный восторг.
Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора.