Валерий Сергеевич Болбас, первый проректор Мозырского педуниверситета: «Мудрость народа надо брать на вооружение в современной школе»

1029

Валерий Сергеевич БОЛБАС – первый проректор Мозырского государственного педагогического университета им.И.П.Шамякина. С недавнего времени – доктор педагогических наук. Его диссертационное исследование посвящено истории педагогики на территории Беларуси, начиная с христианских времен, а также народной педагогике белорусов, формирование которой началось еще в доязыческую эпоху. Тема эта обширна и многогранна, говорить о ней можно часами. И, надо заметить, то, о чем говорит Валерий Сергеевич, может быть интересно не только учителям. Особый путь белорусского народа – одна из главных тем для обсуждения в отечественной истории, ее анализируют и политологи, и журналисты. А в истории белорусской педагогики этот уникальный путь ярко отражается.

День белорусской науки, который в этом году отмечается 29 января, – прекрасный повод, чтобы поговорить о  науке с одним из ведущих ученых МГПУ им.И.П.Шамякина.

«Интеллект может быть во вред,
если нет четкой нравственной позиции»

– Валерий Сергеевич, хочу поздравить вас с защитой докторской диссертации. Наверное, наивно будет спрашивать о том, тяжелым ли был этот путь?..

– Спасибо! Да, путь к защите докторской диссертации занял не один год. С одной стороны, в науке, как и в других направлениях, ничего невозможного нет. Мой пример, честно говоря, нехарактерен. В свое время после окончания в 1970 г. механико-математического факультета Гомельского государственного университета я отказался от поступления в аспирантуру, считая себя недостаточно подготовленным. 20 лет работал учителем, завучем, директором в школах Октябрьского района нашей области. Серьезная практическая педагогическая подготовка позволила мне потом успешно заниматься наукой. После обучения в аспирантуре и досрочной защиты кандидатской диссертации в 1993 г. был приглашен в Мозырский государственный пединститут. К тому времени у меня был уже наработан значительный материал для докторской диссертации. Но дал согласие на административную работу. Сначала был проректором по научной работе, потом – проректором по учебной работе, затем – первым проректором. Это, безусловно, очень сильно влияло на организацию исследования, отбрасывало назад. Были периоды, когда месяцами не брался за диссертацию. Приходилось вырывать время на нее кусочками: ночами, по выходным, то на больничном, то в отпуске, на море… Но убедился в том, что даже зрелые годы – не препятствие для значительных перемен в жизни. Мой пример подтверждает, что не только любви все возрасты покорны, но и наука покоряется многим возрастам.

Сложно ли было? Вообще-то, да, иногда даже очень. С одной стороны, приобретенный опыт по защите кандидатской диссертации помогал и в подготовке докторской. С другой – требования к докторской диссертации несравненно выше. Это и уровень, и количество публикаций, степень научной новизны, апробация результатов и т.д. Даже утверждение диссертации – достаточно длинный путь. Сама защита прошла в июне, а утверждение состоялось 28 декабря. Это подтверждает такой факт, что ежегодно в университете защищается 2-5 кандидатских, а данная докторская – первая за последние 10 лет. Следует отметить такую особенность, что подготовленная диссертация – первая по истории педагогики, защищенная в нашей стране, а также первая по избранной специальности, написанная на белорусском языке.

– У вас очень интересная сфера научного исследования. В чем же особенности и отличия белорусской народной педагогики в разрезе мировой педагогики?

– Это как раз основное направление моего исследования – наши истоки, корни, от которых, к сожалению, мы часто отрываемся. Два мощных направления: одно – этнопедагогическое, то есть народная педагогика, которая с языческих времен передается из поколения в поколение как накопленные опыт и знания по воспитанию детей. Народная воспитательная мудрость выдержала проверку жизнью и временем. И хоть научная педагогика выросла на базе народной, но часто теоретизируется настолько, что учителям сложно научные исследования взять на практическое вооружение. Второе направление – это как раз те идеи, которые разрабатывали крупнейшие просветители, мыслители Беларуси, начиная с периода христианства.

Многие педагоги-практики часто не принимают во внимание, что у нас есть свой генофонд, свой менталитет, который отличается от менталитета стран-соседей – Польши, Литвы и даже России, Украины. В частности, исторические условия сложились так, что мы унаследовали многие как западные, так и восточные принципы воспитания. На Западе приоритет разума, интеллекта, профессионализма, на Востоке – упор на духовность, иррационализм, нравственность. Белорусская народная пословица как нельзя лучше делает вывод: «Розум без дабрыні – гэта меч у руках вар’ята». На бытовом уровне скажем так: умный подлец принесет вреда гораздо больше, чем негодяй с меньшим интеллектом. В своей диссертационной работе я делаю выводы, что нельзя забывать о воспитании, делать упор только лишь на получение знаний.

Отличительная черта нашего белорусского менталитета в том, что в него веками впитывались как западные, так и восточные черты. Например, взять даже соотношение «индивидуализм – коллективизм». Типичный белорус – коллективист по сравнению с поляком, но индивидуалист по сравнению с русским. Эту особенность мы не можем сбрасывать со счетов. Беларусь находится между Западом и Востоком. И черты восточного коллективизма, и черты западного индивидуализма в белорусском народе неуклонно проявлялись. Уже в XVI веке в Беларуси была принята Устава на волоки, появились индивидуальные земельные наделы в противовес общинному крестьянскому землевладению. В России они начали появляться только после Столыпинской реформы, в начале XX века!

Я противник того, чтобы делать на этой основе националистические выводы, мол, мы как нация лучше и прогрессивней, чем наши соседи. Конечно, нет. Но так исторически сложилось, что мы в силу своего географического расположения испытывали на себе влияние западных веяний, вобрав восточнославянские достижения до татаро-монгольского нашествия. Петр I прорубил окно в Европу только в начале XVIII века, а в Беларуси это окно было прорублено практически в XIV веке! Белорусы, тот же Франциск Скорина и десятки его соотечественников, учились в университетах Западной и Центральной Европы, уже тогда блестяще защищали диссертации.

Нередко мы «цураемся» своих корней, своей истории. Многими учеными, особенно XIX века, утверждалось, что в Беларуси нет ни своей философской, ни педагогической мысли: дескать, все привнесено извне. В моей диссертации красной нитью проходит утверждение, что наша белорусская этико-педагогическая мысль развивалась на своей собственной основе. Так распорядилась история. В XVII веке только на территории современной Беларуси функционировало 22 типографии! В России в это время, кроме попытки Ивана Федорова ее создать, не было ни одной. В конце XVIII века на белорусских землях первое в Европе «министерство просвещения» проводит радикальнейшие образовательные реформы. Но это отдельная тема, о которой можно говорить очень много.

Еще раз подчеркну, что такие достижения – это не уникальность, не исключительность нашего народа и нации, это особенности нашего исторического пути. Мы не должны кичиться заслугами предков, но не имеем права и забывать о них. Тем более что для белорусов чужды шовинистические черты и качества. Гордиться нам есть чем.

Полешуки – гуманные педагоги

– Я знаю, что вы в соавторстве издавали даже монографию о народной педагогике мозырского Полесья. Откуда брался материал для книги?

– Вы затронули еще одну интересную тему. У нас в республике две научные школы, которые изучают народную педагогику белорусов: в Витебске и в Мозыре. Мои ученики, магистранты и аспиранты, как раз работают в направлении исследования этнопедагогики белорусов. Очень интересное исследование на уровне кандидатской диссертации подготовила одна из аспиранток, Инна Сергеевна Сычева. На основе этого исследования была издана совместная монография «Народная педагогіка мазырскага Палесся», о которой идет речь. Помогали нам и студенты: собирали материал в полевых условиях, ездили по деревням. Мы проанализировали уже имеющийся материал из устного народного творчества этих краев, добавили наработки студентов, магистрантов, аспирантов, получилось очень интересное диссертационное исследование. Даже когда меня приглашали в ВАК на утверждение, оказалось, что члены комиссии помнят эту диссертацию, что очень приятно. Но и неудивительно: это единственное пока в стране исследование, раскрывающее региональные аспекты народной педагогики.

– А как наказывали полешуки детей?

– Что касается конкретно полешуков, то наши исследования показывают, что народная педагогика Полесья – одна из самых гуманных. Если взять основные положения древнерусского «Домостроя» и его «Не щади жезла в воспитании своих детей», то у полешуков достаточно расхожими были выражения «калі не паможа кіў (кивок пальцем), то не паможа і кій (палка)». Или «навучайце гаворкамі, а не вяроўкамі». Таких пословиц много.

Какие-то воспитательные постулаты нашей местности актуальны и известны сейчас. Например, выражение «біць у адзін хамут» – не о побоях вовсе, а о том, что все субъекты воспитания должны действовать сообща. А не так, что родители говорят одно, школа – другое, церковь – третье. Тогда и результат будет. Эта пословица, кстати, была записана в Лельчицком районе.

Говоря о результатах современного воспитания, я не сторонник резкой критики нынешней молодежи. Ей сегодня очень сложно, гораздо сложнее, чем в свое время нам, разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Мир меняется: появляется множество мнений, множество новых взглядов на вещи. Это и хорошо. Но, с другой стороны, это ведет к путанице: что считать нравственным, а что нет? Моя диссертация завершается построением аксиолого-практической модели нравственного воспитания, на основании этого можно разрабатывать концепции по воспитанию и практически осуществлять их в жизни.

– В чем же суть этой модели?

– Модель состоит из двух блоков: первый – воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях, которые замечательно вписываются в нашу систему ценностей; второй – нужно учитывать национальные, народные методы воспитания. Это то, о чем я говорил вначале: воспитанию должен отдаваться приоритет по сравнению с обучением. Жизнь показывает, что стратегия развития человечества, ориентированная преимущественно на экономические и научно-технические критерии, не только бесперспективна, но даже и пагубна для цивилизации. В основе жизнедеятельности любого общества и каждого человека приоритетными должны быть духовность и нравственность.

Учиться воспитывать

– Если коснуться учебы в университете, многие молодые специалисты говорят, что при первом знакомстве со школой уже в качестве учителя выясняется: практика существенно отличается от университетской теории. Может быть, стоит тогда вводить в университете больше педагогических практик?

– Я думаю, нужно вносить коррективы и в теоретическую подготовку. Потому что, по большому счету, то, что мы называем общей педагогикой, это только основа.

Мы говорили о разнице в менталитетах стран-соседей. Но есть своя специфика и в регионах отдельно взятой страны. Например, ученика из Мозырского района и ученика из Столинского района надо воспитывать по-разному.

Нужно, безусловно, больше практики, и практики именно воспитательной. Мы даже под словом «образование» чаще подразумеваем именно обучение и результат обучения. Но изначально это формирование человека по образу и подобию Творца нашего. Образование вбирает в себя и воспитание, и обучение. Образованный человек не может быть только обученным, владеть какой-то профессией, суммой знаний или навыков, он должен быть на высоте в нравственном и духовном плане. Непомерный крен на обучение, технический прогресс без духовно-нравственной составляющей может привести к краху человечества – я пессимист в этом смысле.

В разговоре уже упоминали реформу образования 1773 года на белорусских землях, в уставе которой было написано, что образование, которое не повышает нравственность человека, должно быть поставлено под сомнение.

– День белорусской науки это повод рассказать о том, на каком этапе сейчас находится наука в МГПУ им.И.П.Шамякина.

– Наука в нашем вузе динамично развивается. Достижения наших ученых известны не только в Республике Беларусь, но и далеко за ее пределами. В университете выполняются 7 научно-исследовательских работ в рамках Государственных программ научных исследований, 6 проектов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, а также 19 хозяйственных договоров с предприятиями и организациями региона. У нас работают 7 докторов наук и 99 кандидатов наук. Это почти половина всего профессорско-преподавательского состава. По результатам научных исследований в 2016 году сотрудниками университета издано 5 монографий, 5 сборников научных трудов, 6 сборников материалов научных конференций, 7 учебных пособий, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь, учебно-методическим отделом, всего более 1000 публикаций.

– Нельзя не затронуть в нашем разговоре и то, что 2017 год в Беларуси объявлен Годом науки. Вузы республики получат дополнительные стимулы. А какие планы на год в Мозырском педуниверситете?

– В текущем году мы предполагаем усилить практическую направленность выполняемых исследований. Руководство вуза будет изыскивать дополнительные средства для поддержки наиболее актуальных и приоритетных тематик. Кроме того, планируется всемерно расширять сотрудничество с зарубежными вузами и научными центрами. В настоящее время нашим университетом заключено более 80 договоров о творческом сотрудничестве, и мы предполагаем акцентировать внимание на научной составляющей этих договоров.

– Что можно сказать о студенческой науке?

– Научно-исследовательская работа студентов находится в центре внимания руководства университета. Нашей принципиальной позицией является обязательное участие студентов во всех научно-исследовательских работах, выполняемых с привлечением финансирования из любых источников. Ежегодно наш университет проводит студенческую научно-практическую конференцию, которая уже 2 года имеет статус международной. В ней участвуют более 500 студентов из вузов Беларуси, России, Украины, Латвии. На Республиканском конкурсе научных работ, проходившем в 2016 году, наши студенты получили 1 диплом I категории, 7 дипломов II категории и 2 диплома III категории.

– К слову, о конференциях. Много ли научных мероприятий проводит Мозырский педуниверситет?

– Ежегодно мы организуем 5-8 крупных научных конференций международного уровня, в которых участвуют ученые более чем из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме этого, проводится около 20 тематических семинаров, в которых принимают участие специалисты по рассматриваемой педагогической проблематике. Как правило, на такие семинары приглашаются учителя из учреждений образования города и ближайших районов.

– Уровень научных работ студентов растет, или все же интернет делает свое дело?

– Наука – это тот вид деятельности, которым можно качественно заниматься только по желанию. Поэтому студенту, участвующему в научных исследованиях, нет смысла заменять свои разработки рефератами, скачанными из сети. Кроме того, наши преподаватели также знают, что такое интернет, и какие рефераты там имеются, и студенты об этом осведомлены.

– Прошедший год, насколько мне известно, стал для ученых нашего вуза плодотворным на защиты диссертаций. Не только ваша – докторская, но и кандидатские…

– В 2016 году было защищено 3 кандидатские диссертации, из которых к настоящему времени 2 подтверждены решением ВАК Республики Беларусь. Кроме того, двум сотрудникам присвоено ученое звание доцента. В конце января еще один наш сотрудник будет защищать кандидатскую диссертацию. Хотелось бы пожелать ему успеха.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото Александра СОЛОДКОВА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: