Попробуйте понять «странных людей»

Знаете ли вы, кого называют «детьми дождя»? Да, детей-аутистов. Для некоторых родителей впервые этот диагноз звучит, как гром среди ясного неба. Они-то думали, что их трехлетний малыш не разговаривает в меру своих индивидуальных особенностей, что не идет на контакт с людьми из-за упрямого характера, а тут, оказывается, что он болен. Как и всякую другую патологию, феномен «человека дождя» важно распознать как можно быстрее, в раннем детстве, — тогда удастся избежать тяжелых последствий.

На сегодняшний день аутизм смело можно назвать одним из самых «странных» и «загадочных» психических расстройств в детском возрасте, так как до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка.

По данным экспертов, в Беларуси сейчас насчитывается около 10 тыс. детей с аутизмом. В лучшем случае в статистике фиксируется каждый десятый случай, тогда как чаще всего родители стесняются признать проблему. Среди мальчиков аутизм встречается в 4—5 раз чаще, чем среди девочек.

Что же такое аутизм? Слово «аутизм» происходит от латинского «autos», что значит «сам». Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком. Это целый комплекс различных неврологических заболеваний и расстройств поведения, а также умственной деятельности.

Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Но чтобы помочь детям-аутистам, важно как можно раньше начинать специальную коррекционную поддержку этих детей. Для этого очень важно распознать аутизм как можно раньше. Иногда родители отказываются замечать ранние патологии или не могут их заметить, если это первый ребенок. И нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как нарушения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. Необходимо помнить, что неправильное поведение быстро переходит в привычку, поэтому не нужно ждать. Чтобы установить диагноз, консультации у педиатра недостаточно. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя и общается.

Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или трясет ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках. Ребенок-аутист может бояться пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть.

Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому что, любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару.

На самом деле проявления аутизма чрезвычайно разнообразны, недаром специалисты говорят: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — это не значит, что вы знаете об аутизме». Некоторые дети овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии, у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытия или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Ребенок-аутист будет решать сложные математические задачи и при этом будет не способным сходить в магазин или завязать шнурки. Но какими бы разными они ни были, дети с аутизмом способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.

Для того чтобы понять, что происходит с таким ребенком, — представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете, — увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар — остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать…

Конечно же, появление в семье такого ребенка — это тяжелое испытание на всю жизнь, ведь от аутизма нет таблеток. Но при адекватной помощи аутизм поддается коррекции. Чем раньше будет выявлено это расстройство и начата комплексная медицинская, психологическая и педагогическая коррекция, чем внимательнее родители отнесутся к проблеме, тем больше шансов на успех. Если родителей что-то настораживает в поведении детей, обращайтесь за помощью к специалистам, которые дадут рекомендации и помогут адаптировать ребенка в обществе:

  • Мозырский районный ЦКРОиР (тел. 321355);
  • Городской клинический детский психоневрологический диспансер по адресу: г. Минск, ул. Лучины, 6. Телефон регистратуры — 328-88-71;
  • МБОО «Дети. Аутизм. Родители» с первых дней своего открытия работает круглосуточный телефон доверия (+375445000455) для семей, которые воспитывают детей с аутизмом.

Оксана ЛЯХ,
учитель-дефектолог Мозырского ЦКРОиР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *