Без команды меня чуть-чуть: какими традициями живут мозырские предприятия?

Специалисты говорят: сплоченность  коллектива способствует ритмичности  рабочего процесса, увеличению производительности труда.  Сегодня мы вновь говорим о традициях, которые объединяют в команду.

БОЛЬШЕ  ТУРНИРОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

С Юрием Валерьевичем САМУЙЛИКОМ, председателем профсоюзной организации ОАО «Мозырский ДСК», недавно мы уже вели интервью о средствах и методах развития корпоративной культуры, идеальных стимулах и идеях, которые, вне всяких сомнений, объединяют. Спустя почти год молодому профсоюзному лидеру нашлось что добавить:

– Я рад, что среди работников нашего предприятия много молодых, активных, спортивных ребят. Мы традиционно гоняем мяч на гребной базе, посещаем бассейн. Скоро, к слову, нас ждет и «большой футбол» – соревнования среди предприятий города, к которым мы активно готовимся. Как и прежде, с удовольствием вместе выезжаем за пределы города. Вот недавно вернулись из Одессы: море, экскурсии, шоппинг… Всего ездило около 50 человек, среди них и 6 детей работников. А к 8 Марта организовали поездку в Киев. Для наших прекрасных женщин профсоюз сделал сюрприз: и дорогу, и само посещение аквапарка для них мы сделали бесплатными, а объявили об этом только в Украине. Вкупе с другими подарками, а также материальными поощрениями по колдоговору этот фактор – неожиданности – создал настроение. Конечно же, это передалось всем, в общем, мы весело, с задором провели тогда время.

Решили провести и интеллектуальную викторину: в помещении «Антикафе №15», в модном месте среди мозырской молодежи, собрали 5 команд, в каждой – по 5 человек из разных подразделений комбината. Участвовали бетоносмесительный, формовочный, арматур- ный цеха, участок готовой продукции, инженерно-технические работники. Многие из ребят даже правил брейн-ринга не знали, но разыгрались так, что к концу встречи стали требовать проведения и летнего, и осеннего, и зимнего кубков. Кстати, места распределились так: 3-е место – у бетоносмесительного цеха, 2-е – за командой ИТР, а победил арматурный цех. В конкурсе капитанов также лучше всех выглядели арматурщики: начальник цеха Анатолий Аркадьевич Богданик дал всем фору. А через несколько недель команда работников ДСК уже играла на городском брейн-ринге, организованном сектором по делам молодежи Мозырского райисполкома. Так что мы теперь развиваемся во всех направлениях: и спортивно, и интеллектуально.

СОРЕВНОВАНИЕ – ЭТО ОТЛИЧНЫЙ СПОСОБ РАЗГЛЯДЕТЬ РАБОТНИКА

Нематериальная мотивация – термин, появившийся совсем недавно, – не что иное, как конкурсы профмастерства, существующие с незапамятных времен. Необходимость проведения профессиональных состязаний подсказывает сама жизнь, их польза очевидна: компания оценивает уровень своего кадрового потенциала, а сами участники «обнаруживают» точки роста в собственном профессиональном развитии. Общий результат практически во всех категориях легко персонализируется – об этом говорит Евгений Николаевич КОШЕВЕНКО, главный инженер ДЭУ-43 РУП «Гомельавтодор»:

– На базе нашего ДЭУ недавно проходил отраслевой конкурс: среди работников РУП «Гомельавтодор» из Мозыря, Житковичей, Лельчиц и Хойник определяли лучших дорожных рабочих. Эти специалисты заняты и ремонтом дорог, и поддержанием на них чистоты, делают разметку, устанавливают дорожные знаки, сигнальные столбики и ограждения – в общем, осуществляют целый комплекс работ, но львиная доля приходится на срезание кустарников вдоль дорог и покос травы на обочинах. Собственно, мастерство владения мотокосой и легло в основу конкурса. Мы можем гордиться: наши работники показали лучший результат, фактически за 2,5 часа работы в паре перевыполнили обычную норму в 3 раза. Теперь Александру Кривольцевичу и Андрею Цукрову предстоят областные соревнования. В случае победы на области – призовые от «Гомельавтодора»: 500 рублей на команду.

«Гомельавтодор» проводит и спортивные соревнования, в которых участвуют все 8 филиалов: в волейболе мы идем посерединке, а в мини-футболе традиционно занимаем призовые места, лучшие же игроки, команды едут на республиканский турнир по мини-футболу памяти Александра Минина, который организовывается среди дорожников всей республики. Собираемся мы вместе и на отраслевых туристических слетах, очередной такой будет в начале августа в Житковичском районе, у озера Белое. Помимо полосы препятствий, спортивного ориентирования, волейбола, нас ждут много неформального общения, новые знакомства. Это, бесспорно, разряжает рабочую обстановку. Я считаю, правильно говорят: кто хорошо отдыхает, тот и отлично работает. Здорово, если это удается делать вместе с коллегами: после таких мероприятий лучше понимаешь, из какого теста сделан человек, чем он живет, чем дышит – считаю, что это только «в плюс» деловым рабочим отношениям.

Кроме того, коллективом (а всего нас 75 человек) совершаем экскурсии, последние были в Санкт-Петербург, Брест, собираемся в Одессу. Загорим, отдохнем, повеселимся…

«НЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЙТЕ ДЕЛО И ОТНОШЕНИЯ»

Это главный совет от Михаила Александровича ДЫГУНА, руководителя «Образовательно-консультационного центра «Позитивная жизнь», кандидата психологических наук.

«Что делает коллектив организации более сплоченным? Для чего в целом нужно обогащать непроизводственную жизнь в больших и малых организациях? Дружить с коллегами – это хорошо или плохо? Какие практические советы можно дать нанимателю, который видит особый смысл в налаживании благоприятного морально-психологического климата в коллективе?» – вопросы к нашему эксперту.

– Люди работают в одной организации, компании, чтобы делать одно общее дело. То, в какой мере сплочен коллектив, зависит от того, ради чего люди объединились. Одним из базовых условий сплоченности является связь целей организации с личными целями и ценностями сотрудников. Как высказался в свое время Ф.Энгельс, если решил отправиться в кругосветное путешествие – не спеши строить корабль, сначала найди тех людей, которые безгранично любят море, как ты. Поэтому, если люди занимаются не своим, нелюбимым делом, то любые программы и мероприятия по сплочению будут искусственными и неэффективными, – говорит Михаил Александрович Дыгун. – Также на сплоченность влияет уровень культуры делового и межличностного общения. Если в организации низкий уровень навыков поведения в конфликтном взаимодействии, не сформированы установки, способствующие грамотному обмену обратной связью, если люди не готовы предметно обсуждать реальные проблемы, то неизбежны конфронтация, недовольства, обиды и другие негативные процессы.

Морально-психологический климат в организации является важным условием эффективной работы. Когда наблюдаются частые конфликты, закулисные игры, сплетни и взаимные упреки, значительная часть энергии уходит «в никуда». Когда же люди увлечены общими целями, трудятся с интересом и верят в полезность своего труда, это создает соответствующую позитивную атмосферу и укрепляет внутреннюю мотивацию сотрудников. Кроме того, хорошая развивающая среда и позитивная атмосфера все чаще выступают важнейшими факторами привлекательности сотрудничества для профессионалов высокого уровня. Для этой категории специалистов важны не только материальные стимулы труда и наличие социального пакета, но и оптимальная корпоративная культура, основанная на уважении личности и высоком уровне доверия к человеку. Одним словом, среда, способствующая его самореализации, успеху, развитию.

Предпочел бы не разделять «производственную жизнь» и «непроизводственную жизнь». Есть время, которое тратится на решение «деловых» задач, и время, которое уделяется общению, развитию отношений, формированию традиций. Уделяя внимание «непроизводственной жизни», мы можем позитивно влиять на развитие отношений, на рост взаимоуважения, на лучшее понимание друг друга. И если этот процесс идет в конструктивном русле, то «производственная жизнь» только выиграет.

О дружбе: в ее основе лежит близость ценностей, жизненных интересов, нравственных принципов. В основе дела – необходимость создавать нужные, полезные, востребованные продукты, услуги. И если эти два момента совпадают, то может наблюдаться красивый процесс синергии дела и отношений. Но бывают случаи, когда дело не решается на должном уровне, возникают реальные проблемы, и есть необходимость это открыто обсуждать и находить решения. И здесь есть риск, что люди могут начинать «смешивать» личное и деловое. Когда критика воспринимается на личный счет, это отражается и на отношениях, и на деле. Поэтому считаю, что дружественные отношения с коллегами – это здорово, но с оговоркой, что это возможно при соответствующей внутренней зрелости и психологической культуре.

Какие практические советы можно дать нанимателю?

Не противопоставлять дело и отношения. Уважительные и доверительные отношения с профессионалами во многом повышают уровень эффективности организации. Когда мастера своего дела чувствуют, что руководители к ним относятся с уважением, их лояльность к организации повышается.

Находить время для системной работы с персоналом. Чем сложнее деятельность, чем больше нужно интеллектуальных и креативных решений, тем важнее роль сотрудников. Поэтому отбор, организация системной работы со специалистами – важнейшая задача руководителя.

Содействовать развитию и самореализации сотрудников. Когда сотрудники имеют возможность развиваться, достигать успеха в своей организации благодаря мудрому настав- ничеству, хорошей среде, они, как правило, будут чувствовать благодарность. Следовательно, в большей мере ценить тех, кто им помог, и организацию, в которой они выросли.

Создавать корпоративную среду, адекватную ценностям и целям организации. Среда в организации и компании – то, что незримо определяет нормы поведения, задает рамки, которые позволяют существовать компании в соответствии с ценностями и целями. При уделении должного внимания созданию среды руководителю нужно будет затрачивать меньше усилий в каждой конкретной ситуации на объяснение очевидного.

Заботиться о создании и сохранении традиций организации. Традиции – одна из важных норм, регулирующая жизнедеятельность организации. Чем больше людей будет вовлечено в этот процесс, чем больше инициативы будет идти от сотрудников, тем больше возможностей для сплочения коллектива.

Заботиться о людях. Это выражается не только в материальной помощи и подарках к праздникам. Людям нужно чувствовать, что к ним относятся уважительно и с заботой. А для этого важно находить время на общение, понимание проблем сотрудников и помощь в их решении. Особенно в сложные периоды жизни людям, как никогда, нужны теплые слова, душевные чувства и конкретная помощь.

Ольга АРДАШЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *