Современные школьники через призму психологического взгляда

Какие они, современные школьники? Что мы, взрослые, должны учесть, соприкасаясь с хрупкой и мудрой душой ребенка? Об этом рассуждали педагоги-психологи учреждений образования Мозырского района в рамках регионального конкурса эссе «Психологический портрет современного школьника». Победителями конкурса стали Екатерина Стражевич (ГУО «Средняя школа №9 г. Мозыря»), Светлана Тетерина (ГУО «Средняя школа №8 г. Мозыря») и Александра Ильюк (ГУО «Прудковская средняя школа Мозырского района»). Но сколько интересных идей, чуткости по отношению к детям, глубокого понимания детской психологии содержат работы педагогов-психологов, представленные на конкурс!

Компиляция материалов эссе педагогов-психологов «Психологический портрет современного школьника»

«Какой же он, современный ребенок, что в нем особенного? Мир, детство сейчас находятся в процессе изменений, и пока мы можем говорить не столько о свершившемся факте, сколько о тенденциях. Многие из них заметны уже сейчас, а другие изменят облик детства в ближайшие десятилетия…» Елена Полуянова (ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»).

* * *

«Сегодняшнее подрастающее поколение, конечно же, похоже на предыдущие и даже последующие поколения, ведь общих закономерностей развития никто не отменял, и в то же время имеющее свои уникальные особенности, сформированные под влиянием современных жизненных реалий.

То, что особенно ярко определяет психологический портрет современного школьника, – это то, что в нем слишком много противоречий. Противоречия, впрочем, характерны для всех подрастающих поколений в силу присущего юности максимализма, любознательности, бьющей фонтаном энергии и малого жизненного опыта. Но все же слишком много крайностей, касающихся областей, влияющих на формирование базовых знаний и умений.

Современные школьники стремятся быть яркой индивидуальностью, выделяться, стать не похожими на «серую массу» и в то же время быть одинаковыми в этом стремлении выделиться. Их отличает умение хорошо ориентироваться в большом количестве информации в интернет-ресурсах, и в то же время простейшая бытовая проблема может их поставить в тупик. Искрометное остроумие, умение и желание общаться в виртуальной реальности и в то же время неумение общаться в реальности. Не редки случаи, когда учащиеся общаются, находясь в одной аудитории, через социальные сети. Замкнутость в реальной жизни и вместе с тем открытость в виртуальной реальности зачастую являются характеристиками одного и того же школьника. Или же тихие, скромные «в реале» ребята могут оказаться жестокими и беспощадными «в сети». Особенно если есть возможность выражать свое мнение анонимно или под псевдонимом.

Да, ребята знают, чего хотят в этой жизни, но иногда в общих чертах (далее идет перечисление всех атрибутов «успешной» жизни, пропагандируемые массмедиа), и не умеют ставить перед собой более реалистичные жизненные цели, разбивать их на этапы и планомерно достигать их.

Это самые яркие противоречия, а сколько их еще: универсальных и своих личных «авторских»…» Александра Ильюк (ГУО «Прудковская средняя школа Мозырского района»).

* * *

«Время, возможности… Современные дети мыслят более конкретными категориями, имеют более практичные установки, чем их родители. Любая информация им стала более доступной, они быстрее осваивают новые технические устройства, гаджеты, имеют больший запас сведений. Однако, несмотря на это, связная речь современных школьников развита недостаточно: краткое сообщение в социальных сетях, по сотовой связи стало обыденным. Ограниченное общение со сверстниками породило чувство одиночества…» Светлана Тетерина (ГУО «Средняя школа №8 г. Мозыря»).

* * *

«У современных детей и подростков преобладает иной тип мотивации поведения, чем ранее. Перестает работать великая педагогическая сила слова «надо». Само по себе это «надо» уже ни к чему не побуждает и никак не стимулирует, поскольку не содержит в себе ответа на главный для современных детей вопрос «зачем?». «Надо? А зачем?» И только если причина обнаруживается, это может послужить поводом для действия. А все эти привычные «Я же сказала», «Что значит – зачем?» не работают. И даже не вызывают особого протеста. Нынешние ребята не протестуют. Они ждут. Ждут, когда же мы сможем им объяснить, зачем. Они даже не собираются с нами спорить – просто хотят понять. А услышав объяснения, оценить их силу и значимость. А уж после этого, возможно, действовать…

Исследования показывают, что каждые пять лет показатель IQ увеличивается в детской популяции примерно на 1 балл. Дети на Земле понемножку умнеют. А чем выше интеллект, тем более выражена креативность, критичность к информации, выше собственная активность. Люди с высоким интеллектом не терпят давления, плохо встраиваются в иерархию и систему подчинения. Им не интересно всю жизнь заниматься чем-то одним, мешают границы между странами и языковые барьеры. Им нужна свобода мышления, самостоятельность действия, независимость суждений. Авторитет еще должен доказать, что к нему стоит прислушаться». Елена Полуянова (ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»).

* * *

«Умение творить – вот что востребовано. Ты можешь хорошо делать то, чего не могут другие. Ты рождаешь идеи, используя свой ум. Теперь востребованы не просто грамотные специалисты. Нужны те, кто может создать что-то новое. Новое в мире, где, кажется, есть уже все… Новые идеи движут миром…» Юлия Зелимова, Татьяна Чернышева (ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»).

* * *

«ЕQ (emotional intelligence) – это эмоциональный интеллект: способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желание других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач. Без высокого ЕQ невозможна успешность в карьере и жизни. Развитию ЕQ способствует именно живое общение в социуме, а многие современные школьники имеют проблему: при относительно высоком интеллекте по причине неразвитого ЕQ снижена творческая активность, имеется рассеянность, неумение принимать решения, высокая концентрация на себе самом и своих желаниях». Оксана Грищенко (ГУО «Средняя школа №11 г. Мозыря»).

* * *

«Хватает ли силы воли у наших детишек на самостоятельную работу, какова доля их умственного труда в общем количестве той интеллектуальной продукции, которую выдают «на-гора» в школе? Боюсь, ответ на этот вопрос не понравится никому из нас. Задумывались ли мы когда-нибудь о том, насколько мы формируем мыслительные процессы школьников и не подменяем ли мы формирование мышления накачиванием знаниями? В итоге имеем знания и эрудицию. И проблемы с самостоятельным мышлением». Ростислав Миневич (ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»).

* * *

«С каждым годом в детской популяции становится все больше людей с доминирующим правым полушарием, в простонаречье именуемых левшами, и так называемых амбидекстров (то есть людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками). Не секрет, что сегодняшний мир создан и настроен на правшей, но, похоже, ситуация меняется. Левши, увеличиваясь в процентном соотношении, становятся полноправными участниками образовательного процесса, справедливо запрашивая внимание к себе, своим психологическим особенностям. Известно, что у левшей врожденный интеллект, как правило, выше, чем у правшей. Но при этом людей хорошо успевающих среди левшей меньше. Почему? Потому что учебники преимущественно написаны правшами и для правшей, а способы восприятия и переработки информации у правополушарных и левополушарных существенно различаются…

Ученик морально и физически устает из-за давления тех учителей, которые именно свой предмет считают центром Вселенной и хотят, чтобы все дети знали этот предмет на их уровне. Но самое грустное в жизни современного ученика, конечно же, сон. Сна катастрофически не хватает, из-за чего страдает здоровье. Из-за недосыпа ученик становится рассеянным и раздражительным, иногда может не сдержаться и нагрубить учителю». Елена Полуянова (ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»).

* * *

«В результате исследования, проведенного с учащимися нашей школы, были установлены особенности терминальных и инструментальных ценностей учащихся 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов. Выяснилось: наибольшую значимость среди терминальных ценностей имеет «здоровье», а среди инструментальных – «воспитанность», важность которых возрастает с возрастом ребенка. Любопытно, что значимость терминальной ценности «счастливая семейная жизнь» и инструментальной ценности «честность» с возрастом старшеклассника уменьшается. Полученные результаты нуждаются в проверке на большей выборке». Юлия Котова (ГУО «Средняя школа №6 г. Мозыря»).

* * *

«Иногда увлечения школьника приобретают сверхценный характер, как бы полностью «поглощают» его. Если подобные явления возникают ситуативно, то они не должны вызывать особого опасения. Однако частое их повторение может указывать на инфантилизм подростка, на то, что у него нет устойчивых увлечений, что его мотивационная сфера чрезвычайно бедна. Вред подобных увлечений в том, что они резко сужают круг явлений действительности, которые привлекают внимание подростков, выхолащивают и искажают его представления об окружающей действительности». Елена Дивак (ГУО «Средняя школа №12 г. Мозыря»).

* * *

«Один ученик написал: «Современные подростки похожи на конвейерные игрушки с небольшими различиями». И все-таки я не согласна! Современные школьники разные. Они такие, какие есть! Современные. Это значит, соответствуют нашему времени, тому, в котором живут. Они не такие, как мы. Они просто другие. Они бывают своенравными и дерзкими, смелыми, уверенными, застенчивыми, отличниками и двоечниками, любознательными и ленивыми, творческими, самокритичными, активными и энергичными. Они условно делят себя на «плохих» и «хороших» школьников. Они активно используют новые технологии, прекрасно ориентируются в современных гаджетах и используют возможности компьютеров, телефонов, интернет-ресурсов и в учебе, и в досуге. Они признаются, что зависимы от своих телефонов и социальных сетей, и даже осуждают это». Екатерина Стражевич (ГУО «Средняя школа №9 г. Мозыря»).

* * *

«Современные школьники являются двигателем для саморазвития самого педагога. Ведь теперь необходимо в полной мере осваивать возможности интернет-пространства с тем, чтобы использовать его возможности в деле донесения нужной, полезной информации для учащихся новыми, близкими и понятными им методами. И в то же время знать все опасности сети.

Чему же хочется научить современное подрастающее поколение педагогу-психологу простой общеобразовательной школы?

Научить избегать стереотипов, деструктивных убеждений, ограничивающих наши возможности.

Научить мобильности, которая так сегодня необходима, так как развитие технологий столь стремительно, что требует столь же стремительного и быстрого реагирования.

Дать твердые, общечеловеческие, нравственные ориентиры, научить видеть их подмену, когда «благие намерения» в лучшем случае никуда не приведут…

И, наконец, искать и найти ту «золотую середину», тот принцип разумной достаточности, который так прост на первый взгляд и в то же время требует большой рассудительности». Александра Ильюк (ГУО «Прудковская средняя школа Мозырского района»).

* * *

«Может, начнем ломать стереотип, что дети сегодня – агрессивные, злые, только и знают, что в «стрелялки» играть да у родителей новые мобильники требовать… Если мысль развить, получается: сегодняшние дети – будущие взрослые, и, глядя на них, можно предположить, какой будет наша действительность лет через 20. Но стоит ли вот так сразу рисовать апокалиптические прогнозы? Может, сегодняшние дети – вовсе не такие, какими мы их представляем. Ну или не совсем такие… Мы можем сказать: «Куда катится мир?!» Или можем поверить нашим детям, что они меняются вместе со своим веком и перестраивают мир под себя. И в этом мире им предстоит стать людьми. И мы можем попробовать стать им полезными в решении этой архисложной, но единственно достойной жизненной задачи». Елена Полуянова (ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»).

Удачи тебе, школьник! То, что мы не смогли донести, то, что ты не смог принять, все расставит по своим местам школа под названием жизнь. Та самая, которая, несмотря на всю свою «полосатость», все же прекрасна и удивительна!

Компиляцию материалов осуществила Виктория ГУЛЬЧИК, педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр г. Мозыря», руководитель РРЦ педагогов-психологов, педагогов социальных.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *