Его величество интернет: грани родительского контроля

С тех самых пор, как доступ в интернет-пространство перестал быть роскошью и пришел буквально в каждый дом, так называемая виртуальная жизнь стала неотъемлемой частью досуга не только взрослых, но и детей. Бесспорно, интернет содержит массу полезной для ребенка информации, расширяет кругозор, но при всем этом очевидными становятся минусы – здесь немало опасных ресурсов… 

У Аллы П. трое сыновей. Отец мальчиков погиб 12 лет назад, и все это время женщина была убеждена в том, что пресловутую «мужскую руку» может заменить ее тотальный конт-роль за своими детьми. «Я контролировала мальчиков везде и во всем, но с самыми большими сложностями я столкнулась, когда все трое обзавелись новыми мобильными телефонами. Мне такие покупки были не по карману, и дети это знали, поэтому никогда не просили о таких подарках. Заработали сами. Младшие все лето собирали и сдавали грибы с ягодами, старший отправился на подработку. Мне казалось, что с покупкой этих гаджетов у мальчиков началась новая жизнь. Точнее они стали вести двойную жизнь. Дома – послушные и порядочные, а в социальных сетях – высокомерные и даже жестокие», – рассказывает женщина. Признается, что какое-то время позволяла себе без ведома детей заглядывать в их телефоны: «Читала их переписку в социальных сетях. Много было грубых слов, однажды даже увидела, что один из моих сыновей участвует в травле одноклассника. Это меня очень беспокоило. О том, что слежу за их телефонной жизнью, никогда ребятам не говорила. Но после таких «подглядываний» всегда старалась побеседовать с сыновьями. И, видимо, почувствовав откуда ветер дует, мои мальчики запаролили доступ в свои гаджеты. После этого я стала требовать, чтобы они мне сами показывали свою переписку. Они показывали. Несколько фраз, а все остальное стирали. И я поняла, что контроль в рамках разумного – это, конечно, необходимый момент в воспитании детей. Но если хочешь, чтобы можно было обойтись без контроля, доверяй своим детям и воспитывай их так, чтобы они доверяли тебе. В нашем случае я этот момент упустила. Мой старший сын, узнав как-то, что я ежедневно просматривала его телефон, даже ушел из дома. Несколько дней жил у бабушки, у друга. Помирились, но доверия уже не вернуть».

Грустная история Аллы – далеко не единственная. Родителей, которые считают, что тотальный контроль в интернете спасет собственного ребенка от морального падения, очень много. Между тем так ли себя нужно вести? Как проконтролировать своего ребенка? Как уберечь его от пагубного влияния интернета и, в частности, социальных сетей? Сегодня об этом мы говорим с опытными мамами, педагогами нашего города.


Дарья Найбич, многодетная мама, всегда старалась быть для своих детей прежде всего другом, а не строгим полицейским. Наша собеседница рассказывает: «У меня четыре дочери, и две старших (13 и 14 лет) уже зарегистрированы в социальных сетях ВКонтакте и Инстаграм. Конечно, я долго сопротивлялась, но запрещать стать пользователями этих сетей посчитала неразумным и не современным. В подростковом возрасте общение со сверстниками выходит на первый план, поэтому мы договорились с ними, что я имею право доступа в любое время к их гаджетам и могу проверить, чем они занимаются, с кем и о чем переписываются в социальных сетях. Я знаю пароли от телефонов и планшета, мой отпечаток пальца внесен в список допустимых отпечатков для разблокировки их телефонов. Я пытаюсь во-
влечь их в переписку со мной, делюсь интересными страничками, фотографиями, ссылками, и они, в свою очередь, тоже стали делиться со мной интересным для них и для меня. Поэтому я знаю, что они просматривают, зависая в телефоне. Если честно, личную переписку мне так и не доводилось читать, но список тех, с кем переписываются мои девочки, я периодически контролирую. Вообще это все вопрос доверия, но и контроль нужен точно, в этом я убедилась на примере знакомых детей». Молодая мама замечает, что «ради клевых фотографий и  «лайков» дети готовы совершать глупости. А уж как они общаются, не стесняясь в выражениях – это отдельный вопрос, и не всегда это вопрос культуры и воспитания. Возможно, они так утверж-
даются, что ли…»

«И доступ родителей они могут ограничивать, ведь порой папа с мамой в силу занятости не успевают за новшествами, которые предлагают социальные сети, и по старинке просматривают стену ребенка и группы, в которых он состоит, не подозревая, что от них скрыты отдельные альбомы, истории, люди. А дети обо всем этом знают и всем этим успешно пользуются. Если не касаться социальных сетей, а просто обратиться к истории посещений сайтов, то тут тоже много уловок существует. Например, «режим инкогнито», да и просто историю можно подчистить, оставив только историю посещений разрешенных страничек. Все это дети знают, умеют и делают. Но, если не подпускать ребенка к компьютеру вообще, можно потерять с ним контакт и рассориться. Поэтому рекомендую использовать браузеры и антивирусные программы с «родительским контролем». На компьютере я, например, пользуюсь интернет браузером Гогуль (Angry Duck). Существует множество программ и приложений с родительским контролем. Я думаю, что родители должны потратить пару часов своего времени и выбрать программу, которая поможет контролировать детей. Функцию родительского контроля предлагают и мобильные операторы. Поэтому если задаться целью, можно хотя бы частично ограничить ребенка от ненужностей виртуальной сети. Но основным методом борьбы с нежелательным влиянием я считаю отсутствие свободного времени у ребенка. Чем больше он загружен, чем больше времени вы проводите вместе, тем меньше вероятность того, что он влипнет в неприятности в интернете», – советует опытная мама. 


Педагог дополнительного образования ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодежи» Ольга Пискун соглашается с тем, что мы живем в эпоху интернета и наши дети, и интернет – взаимосвязаны. «Поэтому эту неизбежность мы, родители, должны принять», – улыбается молодая женщина. «Я, как педагог и как мама, выступаю за использование современных информационных технологий, но при этом важно осознавать, что интернет – это не только благо, но и окно в опасный мир. Дети любят компьютер и с удовольствием проводят время, играя в игры или просматривая сайты. Но… Влияние социальных сетей на подростков бывает разное. В них можно почерпнуть что-то полезное и интересное, но в такой же степени и откровенно опасное. Так, например, очень часто на улице видишь школьника, который, переходя дорогу, смотрит в экран телефона или планшета, рассматривая чужую жизнь по фотографиям. Его мало интересует, что происходит за пределами сети, в реальной жизни, про учебу вообще говорить не приходится. Ему гораздо важнее зайти в интернет и обменяться «лайками» с «френдом». За эти «лайки» подростки готовы и на безрассудные поступки, такие как издевательства и драки над слабыми сверстниками или выставление кого-то в нелепой ситуации. Разве это смешно?! За все эти действия может последовать наказание. Но им, наверное, об этом никто не говорил! Некоторые подростки получали вполне реальные сроки за свои видеосюжеты, за жестокое обращение с животными, издевательства над сверстниками, другими людьми», – возмущается наша собеседница. Тут же добавляет: «Ребята! Не совершайте таких глупых поступков! Ведь ни одна человеческая жизнь не стоит каких-то «лайков» от сотен незнакомых людей. Это вовсе не означает популярность. Лучше прославиться хорошим поступком, чем тем, за который потом вам будет стыдно». Также педагог убеждена в том, что родители должны быть осторожны в своих запретах, чтобы не потерять доверительные отношения с ребенком: «Надо проявлять живой, но ненавязчивый интерес к увлечениям подростка и его друзей в социальных сетях. Рассказать об удивительных открытиях и увлекательных вещах, которые можно там встретить. Обсудить вместе неловкие моменты и то, как правильно на них реагировать, как искать нужную и полезную информацию. Можно, например, посмотреть в интернете образовательный сайт по географии, а потом вместе отправиться в туристическую поездку. Найти информацию в социальной сети об увлечениях подростка в его реальной жизни, будь то спорт, танцы или школьные задания, помочь в оценке их значимости. Помочь также создать свою папку и перенести интересные сайты в избранное, чтобы не искать потом по интернету, а быстро найти одним щелчком мыши. Но в то же время родители должны показать трудности и подводные камни, как их обходить, чтобы не столкнуться. Объяснить, что нельзя соглашаться на встречи с незнакомыми людьми, нельзя сообщать личные данные, нельзя самостоятельно совершать покупки в сетевых магазинах».


Делится с нами своими мыслями по теме и Наталья Трегуб, методист Мозырского центра творчества детей и молодежи, мама троих детей: «Недавно на просторах интернета появилась информация Аркадия Цукера о современных детях, где он рассказывает о влиянии игр на формирование личности ребенка. Оказывается, компьютерная игра помогает ребенку не бояться ошибок. Что же касается социальных сетей и их влияния на развитие мировоззрения, на умение общаться с людьми, то я в этом вопросе категорична: выступаю против. Виртуальный мир ставит дистанцию между детьми в живом общении. Дети учатся общаться исключительно с помощью смайликов и стикеров. Главное внимание они уделяют тому факту, сколько их фото зарабатывает лайков. К сожалению, на примере своих детей я обнаруживаю негативное влияние социальных сетей на их развитие. Дети выпадают из реального мира, перестают качественно общаться с членами семьи, становятся более агрессивными, плаксивыми. Конечно, мне очень сложно конт-
ролировать детей вне дома, но дома стараюсь ограничивать посещение интернета в пределах 30 минут (после школы, как релакс, но не перед сном). А вообще я доверяю своим детям, и часто обсуждаю с ними самые разные темы».

Итак, в завершение нашего материала можно отметить главные моменты в отношении пользования детей интернетом. Детские психологи, опытные мамы, педагоги советуют родителям:

  1. Посещать сеть вместе с детьми, где попутно учить их пользоваться интернетом.
  2. Настаивать, чтобы дети никогда и никому в интернете не давали свою личную информацию: адрес, телефон, номер школы. Никогда не называли любимых для прогулки мест.
  3. Объяснить детям, что как в интернете, так и в реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.
  4. Научить детей, что далеко не вся информация в интернете правдивая и достоверная.
  5. Контролировать действия детей в интернете с помощью современных программ, которые отфильтровывают вредное содержимое, помогают выяснить, какие сайты посещает ребенок и что на них делает.
  6. Научить детей уважать других, ведь правила хорошего тона действуют в том числе и в интернете.
  7. Обо всем, что волнует ребенка в интернете, равно как и в реальной жизни, вы должны знать. А это уже вопрос доверия, глубины ваших с ребенком отношений.

Юлия ПРАШКОВИЧ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *