Как противостоять «недетским играм»?

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы: именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми в семье. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить о ней публично и открыто.

Каждый из нас имеет собственную модель семейного воспитания, усвоенную в детстве. К сожалению, в этой модели может присутствовать какой-либо вид насилия, который воспроизводится во вновь созданной семье и передается из поколения в поколение до тех пор, пока кто-то из носителей модели не остановит эту «эстафету зла». Зачастую бывает так, что у людей нет знаний о том, как это прекратить. Именно поэтому в работу с семьей активно включаются различные ведомства. Особое внимание уделяется недопущению преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних.

Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребенок используется взрослым человеком для получения сексуального удовлетворения. Лучший способ защитить детей – вооружить их знаниями, обучить правилам безопасного поведения и правильной реакции на домогательства насильника. Огромная просветительская работа с несовершеннолетними по данному направлению проделывается педагогическими работниками и специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Мозырского района. В ходе проведения информационных и классных часов, недель правовых знаний, факультативных занятий воспитательной направленности учащихся информируют об их правах на личную неприкосновенность, о номерах «телефонов доверия», о тактике поведения в общественных и малолюдных местах, о правилах безопасного поведения в киберпространстве. Классными руководителями осуществляется мониторинг социальных страниц учащихся в сети интернет.

С несовершеннолетними проводятся психологические тренинги по формированию умения обозначить собственные границы и навыка сказать «нет». В учреждения образования, где отсутствует педагог-психолог как штатная единица, выезжают специалисты социально-педагогического центра г. Мозыря, которые оказывают педагогам методическую помощь и осуществляют психолого-диагностическую, психолого-консультационную, психолого-профилактическую и психолого-коррекционную работу с учащимися и их законными представителями. За 2018-й календарный год осуществлено 52 методических выезда в учреждения.

Для осуществления полноценной профилактики необходима согласованная деятельность педагогов, специалистов социально-педагогической и психологической службы, родителей, медиков, социальных работников и правоохранительных органов. В связи с этим на общешкольные родительские собрания приглашаются представители заинтересованных служб и структур. Законных представителей несовершеннолетних учат устанавливать с детьми доверительные отношения, рекомендуют серьезно относиться к переживаниям ребенка и адекватно реагировать на них. Важное значение в профилактике по данному направлению имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов. Об этом и многом другом родителям рассказывают на собраниях.

Во исполнение подп. 2.2. п. 2 ст. 51 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» и ч. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» администрациями учреждений образования Мозырского района делается запрос на кандидата при трудоустройстве о наличии (отсутствии) судимости и о совершении преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы, преступлений, предусмотренных статьями 172, 173, 181, 182, 187, 343 УК Республики Беларусь.

Хотелось бы выделить общие рекомендации для предупреждения сексуального насилия в отношении детей:

1. Доверяйте жалобам своего ребенка в адрес других взрослых. Если родитель хотя бы раз усомнится в искренности своего чада, то это чревато тем, что ребенок закроется в себе и больше никого не пустит в свой внутренний мир.

2. Обращайте внимание на открытые участки кожи детей с целью своевременного выявления синяков и ссадин, выяснения причин их возникновения.

3. Объясните, чем «нормальные» прикосновения (похлопывания, объятия) отличаются от «ненормальных», вызывающих у ребенка дискомфорт или смущение. Можно пояснить, что «ненормальные» прикосновения – это когда кто-то касается тех частей тела, что скрыты под трусиками, купальником или плавками. Дети должны знать, что у них есть право распоряжаться своим телом и говорить «нет», когда кто-то «ненормально» прикасается к ним.

4. Скажите, что ребенок сразу должен сообщить вам, если взрослый будет прикасаться к нему неподобающим образом или делать то, что смущает ребенка. Особо подчеркните, что нет таких плохих вещей, о которых ребенок не мог бы поговорить с вами.

5. Обсудите, какими приемами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь ребенка в сексуальные действия. Например, взрослый (это может быть родственник или хороший знакомый семьи) будет утверждать, что они не делают ничего плохого, что всё в порядке, что он «научит» ребенка чему-то полезному. Или, наоборот, будет запугивать малыша. Учитывая, что многие насильники прибегают к стратегии «это будет наш секрет», особенно важно объяснить детям, что такое «хорошие» секреты и чем они отличаются от «плохих». К «хорошим» секретам относится подготовка подарков к праздникам, ко дню рождения, приятные сюрпризы. Во всех остальных случаях, если взрослый человек говорит: «Это будет наш с тобой секрет», нужно срочно сообщить родителям или тому из взрослых (это может быть старшая сестра или брат, учитель), кому ребенок доверяет.

6. Обговорите с детьми правила безопасного поведения на улице, в сети интернет, с незнакомцами.

Результатом систематической профилактической работы является формирование безопасной среды, при которой максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведены до минимума проявление любого рода агрессии в отношении детей и подростков.

Марина НИЩИМЕНКО,
педагог-психолог ГУО
«Социально-педагогический
центр г. Мозыря».