Дмитрий Кулик: «Теория малых дел»

340

«Этот термин возник в 80-е годы XIX века в среде народнической интеллигенции России и считается одним из симптомов идейного кризиса народничества, его либерального перерождения».

Говоря в общем, суть «теории малых дел» состоит в том, что гражданин и общество оставляют до лучших времен «великие идеи» и «большие дела», вместо чего начинают действовать каждый на своем месте и сколько возможно, ведя «тихую культурную работу». В итоге отвлекая передовые силы общества от революционной деятельности.

Все это вспомнилось во время недавнего отпуска, проведенного целиком в Мозыре. Погода радовала, поэтому каждый день были пешие прогулки от железнодорожного моста в Козенках до станции Михалки и обратно. Лесополоса, примыкающая к полю, излюбленное место отдыха жителей Мозыря и Козенок, о чем несложно догадаться, увы, по грудам оставленного мусора. А тут еще грибы начались, и каждый грибник любого возраста и пола внес свой вклад в виде брошенных пластиковых бутылок. Плюс вели свои работы различные организации и работники, отдыхая и обедая, демонстрировали не лучшие образцы культуры производства. Словом, 100500-й повод написать 100500-ю статью о бережном отношении к природе.

Но в один день, возвращаясь с прогулки и возмущаясь небрежным отношением людей к природе вообще и мозырян в частности, вспомнил совет психолога – всегда переводить старушек через дорогу. И старушке польза, и самооценка повышается. Поэтому поднял две пластиковые бутылки и донес до ближайшей мусорки. Признаюсь, были внутренние сомнения: «Вот почему я, который никогда нигде не сорит, должен убирать за кем-то?!» Но мысль, что один кусочек леса я сделал чище и приятнее для глаз, определенно воодушевляла. С тех пор каждая прогулка заканчивалась тем, что из леса я выносил пару бутылок, а потом и вовсе стал ходить с пакетом, наполняя его пластиком, целлофаном, бумагой… Теория и практика современных малых дел проста: быстро, реально, самостоятельно, результат ощутим. Сделать что-то одно, помочь кому-то одному. Могу с гордостью сообщить, что очистил от мусора два километра своей тропы для прогулок. «Великой идеи» поднять народные массы на очистку лесополосы путем призыва через средства массовой информации у меня не было. Я решил действовать сам, особо не распространяясь о своем экологическом «подвижничестве».

Честно говоря, я не знаю, какой вывод сделать из своего предприятия. Выдвинуть почин типа «Выходишь из леса – подбери и вынеси в урну пару бутылок!»??? Ну да, а кто-то прочтет и решит, что теперь с чистой совестью можно мусорить, потому что есть сознательные граждане, что не поленятся за тобой убрать. Или предложить структурам ЖКХ объявить конкурс, скажем: «Собери в лесах тонну мусора – и получи в подарок автомобиль (стиральную машину, телевизор)!»???. Но не факт, что его не начнут из контейнеров для раздельного сбора отходов у подъездов таскать.

Мы не зря начали с теоретических споров по теме «теории малых дел», которую обвиняют в том, что она отвлекает людей от решения глобальных вопросов. Поэтому и мне легко нарваться на контраргумент: «Тоже мне, примерный нашелся, мусор он по лесам собирает. Вместо того, чтобы требовать создать систему, при которой будет неповадно сорить в парках, лесах, рощах, например, при помощи установки видеокамер. И вообще, мы налоги платим, чтобы еще за кем-то убирать. Вот кому положено, тот и пусть занимается этой проблемой…»

Поэтому я не буду агитировать за то, чтобы у каждого появилось свое полезное малое дело. Просто я против того, чтобы под разными предлогами ничего не делать.

Кстати, самооценка действительно повышается, причем быстрее и без нервов, чем если бы просто написать очередную 100500-ю статью по данной теме.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: