Самая отдаленная точка Мозырского района – деревня Сколодин

2941

Летом в деревне – благодать! А в маленькой деревушке, которая находится практически в лесу, где людей-то от силы пара-тройка десятков, особенно хорошо.

Практически все наши сегодняшние собеседники уверены в том, что именно отдаленность от города, малочисленность и, как говорят знающие люди, «неперспективность» являются «фишкой» их населенного пункта. Сегодня мы приехали в самую отдаленную точку района – деревню Сколодин, которая находится в 50 км на запад от Мозыря.

Как летний зной душистой пахнет мятой…

Заезжаем в деревню и сразу – журналистская удача. Большая часть местных жителей собралась в ожидании автолавки.

Уютная беседка располагает к доверительным разговорам. Сельчане общаются между собой, шутят и смеются. Настроение у всех хорошее. Летом здесь всегда так: шумно и весело. Стариков развлекают огороды, которые, казалось бы, должны наоборот угнетать. Но нет! Длинные грядки с аккуратно взошедшими свеклой, морковью и луком бодрят, становятся главной темой местных разговоров. Людей среднего возраста деревня притягивает тишиной и неспешностью, а также картинками из счастливого детства, которые здесь с течением времени не меняются – время будто бы застыло.

Для детей деревня – особая радость. Все ребятишки, которых довелось встретить, «ловили» лето босиком: загорелые, со здоровым румянцем на щеках, с выгоревшими на солнце прядками волос. Вот, например, Ксюша. Девочка закончила три класса. В деревню приехала к бабушке Галине.

Та с гордостью рассказывает: «Она моя помощница! И прополет, и картошку огребет, и жуков соберет, и кур покормит. Молодец!» Девочка добавляет: «На велосипеде катаюсь, в город совсем не хочется».

Да и зачем в город? За покупками туда ехать нет необходимости – автолавка привезла свежие продукты из городских магазинов. Здесь и фрукты, и мясо-молочные продукты, и хлебобулочные изделия. Можно купить мороженое, газированные напитки, воду. Водитель и продавец в одном лице – Михаил. Для сельчан его мнение является авторитетным. Действительно, человек хороший, знающий, с уважением относится к жителям деревни, всегда посоветует что-то, поделится информацией. Одним словом, приезд автолавки для жителей д. Сколодин – то еще развлечение!

Прогуливаемся по деревне с удовольствием. Там, где еще несколько лет назад стояли дома, теперь – засеянное поле. Деревня с каждым новым летом становится меньше. И пока только дачники как-то оживляют это уютное, спрятанное в лесах Мозырщины, местечко.

Заходим в один из самых уютных и аккуратных домов.

Здесь живет еще молодая женщина, отличная хозяйка и просто душевный человек – Любовь Борисовна Цалко. По дому разносится сладкий аромат клубничного варенья. В большом тазу на плите кипит бордовое варево. Хозяйка всплескивает руками: «Ой, гости неожиданные!» Рассказывает, что переехала в деревню из соседней Острожанки, где в клубе познакомилась со своим будущим мужем. В Сколодине уже тогда все ей было знакомо, потому что здесь к тому времени со своей большой семьей жила сестра. Тогда начала обустраивать здесь свой быт и Любовь Борисовна.

Однако жизнь написала свой сложный сюжет: в 34 года женщина стала вдовой. На руках – трое маленьких детей. Нужно было как-то жить дальше. Говорит, что ей очень помогли местные жители: «Люди здесь очень хорошие! Помогали и скотину досмотреть, и морально поддерживали. Я никогда не была одна, всегда чувствовала чью-то поддержку. А в то время деревня была большой, шумной. Часто собирались с односельчанами, пели песни, о жизни говорили. Я много лет проработала почтальоном, поэтому знала всех, много ходила по деревне. Хорошие времена были! Я и сегодня не унываю! Все у меня хорошо. Радуюсь, в будущее смотрю с улыбкой, людей люблю».

Сельчане рассказывают, что несколько лет у Любови Борисовны жила абсолютно чужая ей, одинокая пожилая женщина. У той была трудная жизненная ситуация и Борисовна забрала ее к себе в дом. Досмотрела бабушку, похоронила, за могилкой ухаживает. Здесь так принято: к людям – с вниманием и заботой. До сих пор сельский человек живет по нравственным законам, которые не меняются в зависимости от каких-то модных тенденций…

Интересная деталь: многие жители деревни Сколодин носят фамилию Цалко. При этом родственниками они не являются. Местные говорят, что фамилия пошла с украинских территорий, где (украинский «цаль» переводится как «дюйм») прозвище Цалко получали невысокие миниатюрные люди. Другие утверждают, что фамилия немецкая.

Как бы там ни было, но вторая наша собеседница также носит распространенную фамилию. Екатерина Фоминична Цалко разменяла уже девятый десяток, а вот оптимизма и чувства юмора не потеряла. Встречаем ее недалеко от дома – практически в лесу.

Та с улыбкой замечает: «А вы думали, что я дома сидеть буду?! У меня хоть и четыре ноги (женщина передвигается с помощью костылей – прим. автора), но бегаю я – будь здоров!»

Говорит, что лес, по которому любит прогуляться, здесь был не всегда: «В мою молодость здесь везде хаты стояли. Это сегодня все заросло… А тогда 3 очереди коров, в каждой – по 40 штук. Детей в семьях было много. Практически из каждого двора детский смех раздавался. Я замуж в деревню вышла, так тут всю жизнь и прожила. Сын зимой меня забирает в город, но как только потеплеет, я сразу же требую привезти меня назад. Здесь вышел за дверь – и стал ногами на землю. А в городе что? Пока спустишься с 9 этажа, так и день пройдет…»

Женщина уверена, что и сегодня деревня – замечательное место для жизни: «Тихо, спокойно, уютно. Может быть, такие маленькие деревни, как наша, для молодых и не подходят. А вот для пенсионеров – самое то!»

Продолжаем нашу экскурсию по деревне: улица Лесная сменяется Партизанской. Асфальтированная дорога «говорит» о том, что здесь, теперь уже посреди леса, когда-то была оживленная сельская улица. Кажется, что вот-вот из-за деревьев покажется силуэт молодой женщины, за ней – ребятишки. Они встретятся с соседскими мальчишками и зашумит-заиграет деревня, наполнится детскими голосами. Но здесь по-прежнему тихо…


На пересечении двух улиц люди продолжают присматривать себе товары в автолавке. Еще пара минут и магазин на колесах уедет, покупатели разойдутся по своим дворам, предадутся привычным заботам. Кто-то будет варить варенье, кто-то – собирать колорадского жука, другие займутся уборкой, а кто-то из дачников с удовольствием устроится в гамаке. Лето в деревне в самом разгаре…

Юлия ПРАШКОВИЧ.
Фото Сергея БОРОВИКА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: