14 июля – День работников налоговых органов Беларуси

Миссия значима: жить цивилизованно.

Сегодня трудно представить развитие страны без четкой и повседневной работы налоговых органов.

От их работы во многом зависит, какой будет белорусская экономика и жизнь граждан завтра, ведь налоговые органы не только обеспечивают налоговые поступления в государственную казну, но и дают возможность в полной мере и в срок выплачивать зарплату, пенсии, пособия, помогают выполнять важнейшие социально-экономические программы.

Накануне праздника мы встретились с Анатолием Павловичем ШЕВЧИКОМ, главу инспекции МНС по Мозырскому району, который рассказал о работе налоговых органов сегодня.

Он обратил внимание на то, что в настоящее время налоговая система притерпевает значительные преобразования.

С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь. Она предусматривает новые подходы в порядке исчисления налогов и упрощение налогового администрирования. В частности, введено новое понятие – экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков, который предусматривает возможность обращения физических лиц в налоговый орган не только по месту жительства, но и в любой налоговый орган. Теперь физическое лицо может стать на учет, представить налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц; уведомление об осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом либо подать заявление на совершение административной процедуры (например, зачет (возврат) излишне уплаченного платежа) в любую налоговую инспекцию на территории республики.

Изменились подходы и методы при проведении контрольной работы (основной упор сделан на камеральный контроль).

Изменяются стиль и методы работы самих налоговых органов. Одним из главных приоритетов является создание комфортных условий для добросовестных плательщиков.

Это, во-первых, широкое развитие электронного взаимодействия с плательщиками, когда не нужно посещать налоговый орган, а все процедуры выполняются в электронном виде. На сегодня это самое перспективное направление деятельности налоговых органов, поскольку делает получение налоговых услуг удобнее, быстрее и проще. Теперь заявитель может обратиться за услугами в любое удобное для себя время. В настоящее время уже 80 процентов организаций и индивидуальных предпринимателей от состоящих на учете и более 10 тысяч физических лиц, или 23% от состоящих на учете подключены к электронным сервисам налоговых органов и имеют возможность получать налоговые услуги путем электронного взаимодействия с налоговым органом.

И, во-вторых, если плательщик пришел в налоговую инспекцию, то для него должны быть созданы комфортные условия, быстро и качественно оказаны различные налоговые услуги (от представления декларации, получения документов до разъяснения норм законодательства). Для этих целей и создаются центры обслуживания плательщиков. 9 ноября 2018 года такой центр открылся на базе инспекции в городе Мозыре – второй по счету в Гомельской области.

Анатолий Павлович провел нас по центру обслуживания плательщика – это первый этаж инспекции.

Если честно – впечатлило: очень удобно и современно.

При входе в центр тебя встречает администратор, который поможет, подскажет. Электронная очередь: берешь талончик – 1-2 минуты ожидания – и ты уже сдал декларацию, получил консультацию или иную налоговую услугу. Поэтому очередей налоговая не допускает. В центре работают 13 человек. Есть места ожидания, электронное табло, стенды, платежный терминал для удобства плательщиков. Есть и детская комната.

«Тем не менее, и в этих направлениях нам еще много надо сделать, – уверил Анатолий Павлович. – Сегодня работать, как вчера, уже неприемлемо. Выполнить поставленные задачи без поиска новых возможностей, творческого подхода к работе, глубоких знаний невозможно. И во многом от авторитета работника налогового органа, его профессионализма, желания работать, развиваться как личности, добросовестности, да и просто от чувства такта в работе с плательщиком зависит авторитет всей налоговой системы.

Да, работать стало сложно – это нужно признать. И здесь на первое место выходят отношения в коллективе и сам человек. И в этом нам помогает общий труд и совместный отдых.

Один из таких примеров. В апреле прошлого года мы заложили наш сад. 52 яблони, груши, вишни, орехи сегодня украшают территорию нашей инспекции. В посадке сада принимали участие и наши дети. И я думаю, что это будет достойный пример для подрастающего поколения. Надеемся в ближайшее время увидеть пусть маленький, но урожай. Также уже стало для нас традицией принимать участие в общерес-
публиканской неделе посадки леса.

В рамках программы «Малая родина» организуются экскурсии по родному краю. В июне прошлого года наше знакомство началось с Полесья, достопримечательности Турова и Ляскович никого не оставили равнодушными. В этом году у нас планируется поездка по маршруту «Мир–Несвиж».

Особое внимание уделяется спортивным мероприятиям, где представители нашей инспекции занимают призовые места: в 2018 году это чемпионат Мозырского района по настольному теннису (команда инспекции завоевала 2 место), Третья областная спартакиада среди работников налоговых органов (работники инспекции заняли 1 место по настольному теннису, 3 место по шахматам, 2 место по многоборью, 2 место по дартсу и стрельбе из пневматической винтовки), 19-я Республиканская отраслевая спартакиада среди работников налоговых органов. Наш работник инспекции вышел в финал 19-й Республиканской отраслевой спартакиады по теннису и занял по достоинству 1 место.

В мае прошлого года наша молодежь участвовала в конференции «Молодежь против коррупции» с презентацией видеоролика, снятого инспекцией. И хотя наш ролик не занял призового места, он признан лучшим социальным роликом на тему «Молодежь против коррупции» и выдвинут по инициативе Межгосударственного совета по противодействию коррупции и Федерации профсоюзов Беларуси на Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!».

В эти предпраздничные дни мы с надеждой смотрим в будущее, находимся в ожидании ярких событий и добрых свершений.

Марина МИХАЙЛОВА.