Читайте вместе с детьми, советует мозырский психолог-консультант

277

Лето, каникулы, отдых… Но все чаще мы вспоминаем о том, что скоро прозвенит школьный звонок, и мальчишки и девчонки снова пойдут в школу. Мамы и папы уже начинают свою подготовку к 1 сентября: кто-то приобретает новую школьную форму, а кто-то вспоминает, прочитаны ли все книги, которые нужно было проштудировать летом и т.д. Что же можно еще сделать сейчас, чтобы ребенок лучше подготовился к занятиям и урокам?


Прежде всего, постепенно восстановите учебный режим: начните ребенка утром поднимать раньше и, соответственно, вечером класть спать пораньше. Это касается и старших детей: адаптация к первым учебным дням пройдет легче, если будет выполняться рабочий распорядок дня.

Помните о пользе свежего воздуха. Примерно половину времени бодрствования (около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Это укрепляет их физически, способствует поддержанию здоровья. Так как в период адаптации у ребенка могут наблюдаться изменения в поведении: нарушаться сон, аппетит, повышаться раздражительность, появляться замкнутость, плаксивость и др., знайте, что это всё внешние проявления нервного напряжения, которое испытывают дети в сентябре. Эти нарушения проходят, когда дети привыкают к ритму школьной жизни.

Извечный вопрос для родителей летом: заставлять ли ребенка заниматься учебными предметами?

На мой взгляд, лучше этот вопрос перевести в другую плоскость: заниматься ли ребенку умственным трудом, тренировать ли мелкую моторику, речь ребенка?

И тогда мой ответ: однозначно «да». Не обязательно решать каждый день примеры и списывать текст, но решать интересные и увлекательные задачки, придумывать новые игры, лепить из пластилина, рисовать и раскрашивать — это однозначно «да». Учить ребенка завязывать шнурки, плести косички и веночки, выжигать, пересказывать увиденный фильм — это все занятия, полезные для школы. А задачки и примеры, списывание и пересказ текста, дорогие родители, оставьте учителям!

Отдельный вопрос касается чтения. Для взрослого человека — это приятный процесс. Но, прежде чем оно таковым станет, часто приходится пройти период понуждения, приучения к чтению. И лето замечательно для этого подходит.

Поначалу читайте вместе с детьми: например, вечером перед сном возьмитесь за увлекательную книгу и остановитесь на самом интересном моменте. Пусть ребенок завтра с утра дочитает ее. Утро — это лучшее время для чтения. Читайте сами и увлекательно рассказывайте о прочитанном. Вспоминайте книги из школьной программы и обсуждайте их. Более взрослые дети наряду с «обязательными» книгами пусть читают то, что им нравится. Ведь, как сказал Габриэль Маркес: «Книга, прочитанная по принуждению, принесет мало пользы душе и уму». Поэтому читайте то, что волнует и заставляет переживать ваше сердце и душу.

Жанна ДУБОВЕЦ,
психолог-консультант.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: