И стены улыбаются. Ирина Приходько делает дома Мозыря ярче

Мозырский педагог по декоративно-прикладному творчеству Ирина Валентиновна Приходько рисует очаровательные сюжеты в подъездах и на фасадах жилых домов – многие из ее рисунков вы наверняка видели.

Давайте познакомимся поближе с их автором.

Ирина Валентиновна – человек не случайный в мире изобразительного искусства.

По образованию она педагог, закончила Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина по специальности обслуживающий труд и изобразительное искусство. Работает в Мозырском центре творчества детей и молодежи – ведет объединения по интересам «В мире кукол» и «Народная кукла». Хобби – шитье кукол – стало работой, а следом появилось и новое увлечение, о котором и пойдет речь в этом материале.

– Я рисую с детства, впервые взять в руки кисть побудил папа, – рассказывает Ирина Валентиновна. – Закончила художественную школу, поступила в университет… Я училась разным направлениям живописи, но моими любимыми стали графика и портрет. Люблю шить и с радостью учу этому детей.

Мне нравится работать с ними: дети приходят творческие, увлеченные, они часто и сами предлагают неординарные идеи. Вдохновляют и придают сил.

А у нас в доме – Лондон!

Как любой живописец, Ирина Валентиновна чувствительна к эстетике окружающего пространства.

В какой-то момент у нее возникла идея расписать стены собственного подъезда. Соседи поддержали начинание. Так вместо тусклой краски жильцов и гостей дома стал встречать рисунок с цветами, веткой сакуры, стилизацией под каменную стену. Затем моя собеседница уговорила свою маму на эксперимент со стеной в квартире – получился 3D (с эффектом объема) рисунок: окно с видом на море.

А дальше сработало сарафанное радио: соседи рассказали своим знакомым о художнице, которая мастерски преображает скучные подъезды. Ирине Валентиновне позвонили с просьбой взяться за раз- рисовку стены.

Она приехала на место, поговорила с председателем ЖСПК-70 Сергеем Алексеевичем Жилиным.

Он попросил нарисовать что-то с мозырскими мотивами на стене. Художница сделала эскиз, показала, председатель одобрил, и работа пошла. Потом и фасад разрисовала: взяла в помощники подругу, тоже педагога дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству. На фасаде дома появились те самые зверюшки: коты и собачки. Ирина с улыбкой отмечает, что пока работали, прохожие обращали внимание, подходили, делали селфи с рисунками.

А это спецзаказ председателя жилищного кооператива Сергея Алексеевича Жилина: он сам нашел рисунок и попросил изобразить на стене у подъезда. И чтобы обязательно было написано «ЖСПК-70»! Ирина Валентиновна смеется: – Жильцы подходили, говорили: «А похож… Только очки надо. Хотя нашего Алексеича и так узнают!»

Дальше был дом для многодетных семей на улице Тимофея Абрамова: на стенах у подъездов «поселились» мишки, зайчики, божьи коровки. Мило и просто: учитывая, что в доме много детей, рисунки пришлись как раз кстати.

Были и более серьезные работы: в доме на Рыжкова художницы сделали тематическую серию городов мира: один подъезд – Лондон, другой – Париж, третий – Лос-Анджелес.

Где красиво, там не хочется мусорить

О влиянии искусства на внутренний мир зрителя философы и творцы задумались еще во времена Древнего мира. Аристотель, например, утверждал, что под магическим воздействием искусства у человека формируются характер и чувства.

Окружающая повседневность, безусловно, тоже влияет на настроение. Одно дело зайти в темный, мрачный грязный подъезд, и совсем другое – туда, где чисто и на окнах занавески. Об этом говорит и Ирина Валентиновна. Приятно, когда после преображения дома сами жильцы начинают щепетильней относиться к чистоте. Не хочется же портить картину грязью! Правда, так бывает не всегда: многое зависит от воспитания. Кто привык ценить чужой труд и желание сделать мир краше, тот не станет плевать, бросать бумажку или пустую бутылку. К сожалению, иногда приходится возвращаться на место работы, чтобы отреставрировать рисунок, вздыхает моя собеседница.

От идеи до финального штриха

Идеи для рисунков Ирина Валентиновна черпает из собственного воображения.

Кое-что можно подсмотреть в интернете: сегодня для творческих людей мир открыт, и они этим с удовольствием пользуются, делясь своими рисунками. Большинство чужих эскизов в любом случае приходится адаптировать. Что-то дорисовывается или убирается в процессе работы на стене. Бывает, заказчики – жители дома – хотят какой-то определенный рисунок. Они просто называют тему, а уже как ее подать, автор сам решает. Например, жильцы одного дома захотели рисунок мозырского автомобильного моста. Добавили художественные штрихи – и получился великолепный этюд, радующий глаз и жильцов, и прохожих. Это не единственный патриотический рисунок: Ирина Валентиновна и ее помощница изображали мозырский замок и Свято-Михайловский собор.

Работа всегда начинается с эскиза: необходимо визуально понимать, где что разместить, чтобы рисунок смотрелся хорошо. Художница использует акрил, колеры, фасадную краску. «Материалы обычно предоставляются жильцами, заранее договариваемся, сколько краски нужно, и какого она цвета. От нас – только руки и кисточки», – улыбается моя собеседница.

Больше ярких красок!

Существует много разновидностей уличных рисунков – от незамысловатых граффити-надписей до масштабных художественных «полотен» во всю стену многоэтажки. Последние еще называют муралами. Нельзя сказать, что это веяние современности: муралы были популярны еще в советское время. Выцветшие, но не утратившие духа советского футуризма огромные изображения можно увидеть, например, на пятиэтажных домах по бульвару Юности (за Дворцом культуры ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»).

Мне нравятся муралы, стрит-арт в целом, – говорит она. – При этом больше люблю не абстракции, а рисунки, несущие определенный смысл. В Минске можно видеть очень талантливые работы, например, мурал «Девушка в вышиванке». Бывает, художник пытается заложить в рисунок определенный глубокий смысл, подтолкнуть зрителя к рассуждениям, сделать выводы – не слишком оптимистичные.

Не каждый такое поймет: Ирина Валентиновна придерживается мнения, что в жилых кварталах рисунки должны быть проще и понятнее. Все-таки там живут люди, и они хотят приходить домой с определенным настроением.

– Говорить, что все любят рисунки, не стану. Где бы мы ни рисовали, в каж-дом подъезде находился негативно настроенный человек. Кто-то просто недоволен всем на свете, кто-то не понимает идеи рисунка, – рассуждает она. – А самые благодарные зрители – дети. Пока рисовали, местные детишки могли часами стоять и наблюдать, восклицая: «Как красиво!». Был не так давно случай, когда мама с ребенком зашла в подъезд, а ребенок развернулся и пошел назад. Мальчик подумал, что они с мамой ошиблись подъездом (смеется).

Безусловно, уличное искусство нуждается в поддержке. Хороший пример – рынок «Привоз», администрация которого несколько лет назад предоставила местным художникам не только возможность порисовать на бетонном ограждении рынка, но и все необходимые материалы – краски, кисти. Получилось здорово: рисунки радуют глаз горожан и сегодня.

– Художник художнику рознь. Кто-то рисует так, чтобы каждый залюбовался, а кто-то просто пачкает стены непонятными каракулями. Хочется, чтобы первых было больше: то, что рисуется на улице, рисуется для всех. В основном уличные художники используют технику аэрографии, то есть, рисуют баллончиками с краской. «Классические» граффити именно так и создаются.

Да и в целом, стрит-арт – это достаточно дорого. Чем больше рисунок, тем больше краски на него уйдет. А если это масштабная работа, мурал, то понадобится еще и специальная техника – машины с подъемниками. Но сегодня все больше ценится искусство уличной живописи. Среди каменных джунглей она – как внезапно распустившийся цветок: спонтанный, яркий, живой.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора и из архива героини материала.