О плюсах и минусах уроков с минимумом детей рассказали учителя сельских школ Мозырщины

В городской школе на урок приходят 20-30 учащихся, а вот в сельском учреждении образования часто в классе можно увидеть всего 5-7 человек, а порой и того меньше.

Сегодня о специфике работы в таких классах, о плюсах и минусах уроков с минимальным количеством учащихся мы беседуем с учителями сельских школ Мозырщины.

Одна девчонка, остальные – мальчишки. Школьники убеждают нас, что в таком классе они чувствуют себя довольно уютно. Нина Адамовна Колесная подтверждает: «Класс очень дружный».

ГУО «Каменская средняя школа Мозырского района»

Анна Николаевна Кузьменко работает учителем начальных классов в сельской школе уже около 30 лет.

Говорит, что за эти годы видела разных детей. Но убеждена, что в большинстве своем ученики сельской школы – это добрые и открытые дети, с которыми работать очень интересно. Когда-то в Каменской средней школе в классах было много учеников. С течением времени даже в этой крупной по современным меркам деревне количество учащихся заметно уменьшилось. Сегодня классом с наполняемостью в 5-7 человек никого не удивишь.

Анна Николаевна Кузьменко искренне любит своих ребят: «Работа с младшими школьниками – это особое удовольствие».

Анна Николаевна рассказывает, что работа в таких вот малокомплектных классах имеет свою специфику, которую, без сомнения, важно учитывать каждому педагогу.

Например, дополнительных заданий, как и раздаточного материала, на такие уроки должно быть подготовлено больше, ведь времени для прямого общения с каждым учащимся у учителя предостаточно.

«Сложнее на таких уроках и самим школьникам, так как отвечать заданный материал приходится на каждом занятии. Сегодня тебя вызывают к доске. В городе это практически гарантирует «неприкосновенность» на следующем уроке. В наших классах ученику придется отвечать и в этот раз», – улыбается Анна Николаевна.

Говорит, что к работе в малочисленных классах давно привыкла, как, впрочем, и сами ребята. Педагога больше волнует судьба белорусского языка – сегодня даже сельские школьники допускают немало ошибок, как на письме, так и в устной речи.

С коллегой соглашается и учитель начальных классов этой же школы Татьяна Владимировна Гоменюк.

По ее мнению, белорусский язык сегодня вызывает некоторые затруднения у школьников. Но, должно быть, в сельской местности, где, как минимум, половина населения употребляет в своей речи белорусские слова, эта проблема менее актуальна.

Сегодня на уроке у Татьяны Владимировны Гоменюк всего три ученика, но это ее работу отнюдь не облегчает: в таких классах своя специфика работы.

Что касается малочисленных классов, то в работе педагога здесь есть немало преимуществ.

«Например, здесь учитель не просто работает. Он живет жизнью детей: знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев и сестер, положение ребенка вне школы, помогает ему. Воспитательные возможности малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы. Кроме того, плюсом считаю и оперативное решение проблем дисциплины. Учитель может изучить каждого ребенка, выявить его индивидуальные особенности, характер. Маленькие классы – это интенсивные уроки…» – перечисляет положительные стороны Татьяна Владимировна.

Однако не утаивает и сложности. Например, то, что для любого учителя имеются ограничения в проведении новых форм уроков. В малочисленных классах без явного лидера снижается мотивация у учеников, что, безусловно, негативно влияет на эффективность обучения.

ГУО «Мелешковичский ясли-сад–средняя школа Мозырского района»

Педагогическая карьера учителя начальных классов Нины Адамовны Колесной началась в Мелешковичах в 1985 году.

В деревню приехала с мужем – здесь с тех пор и живет. Рассказывает, что дети во все времена одинаковые: искренние, неусидчивые, любопытные. Контакт у сельского учителя со школьниками и их семьями довольно тесный:

«Часто посещаем семьи своих учеников, знакомы с родителями, бабушками и дедушками, тетями и дядями. И это в работе большой плюс, так как мы знаем, чем живет ребенок, какие у него способности, увлечения, желания, условия жизни».

Что и говорить, плюсов работы в малочисленных классах немало: возможность уделить больше времени каждому конкретному ученику, вопросы дисциплины решаются проще, дополнительный материал рассматривается на каждом уроке. Но вот в малочисленных классах, по словам Нины Адамовны, часто не в полной мере проявляется элемент соревновательности. Другими словами, отсутствие сильных ребят «расслабляет» школьников. Им не всегда хочется достигать чего-то нового, ведь они давно уже заняли свою нишу, на которую никто другой не претендует, а, значит, в этом состоянии школьникам комфортно – можно продолжать и дальше идти своим темпом. Поэтому учителю важно вдохновить каждого школьника, в хорошем смысле подтолкнуть его вперед, дать не только необходимые знания, но и заинтересовать дополнительной информацией.

Кроме всего прочего, Нина Адамовна убеждена, что сельские дети всегда ближе к педагогу, чем городские школьники. Между учителями и ребятами практически всегда – тесный контакт, дружеские доверительные отношения.

ГУО «Махновичская средняя школа Мозырского района»

Учитель истории и обществоведения Татьяна Викторовна Ковальчук в школу пришла не так давно.

До этого работала в одном из учебных заведений города.

Урок истории в классе, где учатся одни мальчишки, всегда проходит интересно. 

«Понятно, что многие методические приемы нуждаются в видоизменении, но в целом работу в малочисленных классах можно назвать интересной. Сейчас у меня урок в 7 классе. Это очень хороший, дружный класс: 6 мальчишек и одна девчонка. Успеваем рассмотреть много дополнительного материала, провести интересные дискуссии. Мальчишки оберегают единственную девочку, а она в свою очередь, впитывает некоторые поведенческие черты ребят – растет смелой и активной. Многие считают, что дети в таких классах должны быть чуть ли не гениями, ведь с ними ведется практически индивидуальное обучение. Но в этом случае все зависит от самого ребенка. Если он активен, ему нравится учиться, есть способности, мотивация, в том числе и у родителей, то успехи, конечно, будут. А если особых стремлений нет, то и никакая индивидуальная работа не поможет», – рассуждает молодой учитель.

Пока школа сохраняет свои позиции по количеству учащихся. Здесь надеются, что с открытием нового отделения КСУП «Совхоз-комбинат «Заря» в село приедут семьи работников, а, значит, в школу придут новые ребятишки. Так ли это будет –покажет время. А пока… Пока в самой отдаленной от города (по Лельчицкому направлению) школе стараются в каждом ребенке разглядеть определенные способности, чтобы успешно развить их в дальнейшем. И порой в малочисленном классе сделать это гораздо сложнее…

Юлия ПРАШКОВИЧ.
Фото автора.