Тяжело ли быть женой актера Мозырского драматического театра, узнавал журналист газеты «Жыццё Палесся»

1288

Известен посыл «Она была актрисою и даже за кулисами играла роль, а зрителем был я…».

Валентина Владимировна БОРИСЕВИЧ, учитель белорусского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 12 г. Мозыря», в беседе с нашим корреспондентом размышляет, насколько романтично и драматично согласно общепринятым стереотипам быть женой актера.


Театр и проза жизни

– Родом из Мозыря, училась в СШ № 6, – рассказывает Валентина Владимировна. – потом окончила Мозырский педуниверситет. Двое сыновей: старшему 27 лет, младшему 15 лет. Стать учителем хотела с детства: сначала учителем начальных классов, но в итоге решила стать все-таки филологом, эта наука мне показалась очень привлекательной. Добавлю, что родители у меня русские по национальности, но увлекла именно белорусская культура, ее поэзия, литература, музыка, живопись, история… Уже 26 лет работаю в одной школе.

– Ваш муж – Юрий Владимирович Шмак, мастер сцены, артист драмы Мозырского драматического театра имени И. Мележа. Как вы познакомились?
– Все получилось чисто случайно. Стояла на остановке автобуса, услышала разговор двух парней. О театре, о постановке по роману Ивана Мележа «Люди на болоте». Согласитесь, большая редкость услышать, как молодые люди увлеченно обсуждают литературное произведение. Не выдержала, решила поинтересоваться, и, как филолог, вставить свое слово. Так и познакомились. Юрий пригласил меня на спектакль, стала ходить на все их премьеры и другие спектакли. Стало интересно, что представляет собой Мозырский драматический театр, его актеры, их жизнь – повседневная и на сцене.

Я и раньше ходила в театр, но, когда полностью окунулась с головой в эту атмосферу, увидев, как актеры обсуждают пьесы, готовятся к постановкам, открылся совершенно другой, особый мир, невидимый для простого зрителя в зале… Сегодня своим ученикам говорю, что игра на сцене – это не просто выйти и с выражением и без запинки произнести выученный текст, но пропустить всю жизнь, чувства персонажа через себя. «Играй так, чтобы я не видел, что заучено…» – говорил великий русский актер Михаил Щепкин. И это очень долгий непростой процесс, не каждому доступный. Я вот точно не смогла бы так выкладываться, как это делают на сцене Юрий и его коллеги.

Юрий живет своей работой, действительно, проживает каждую свою роль. Я никогда не думала, что человек может так вжиться в другого человека, перевоплотиться. Дома обсуждаем каждый спектакль, игру актеров, у кого получилось, а кто не справился. Его не интересуют деньги, он по-настоящему любит свою работу.

– Кстати, о деньгах. Возвышенное и духовное – это здорово, но есть и проза жизни, в которой надо платить за квартиру, покупать продукты и одежду. А также известное требование к мужчине – быть добытчиком…
– Зарплата у наших актеров невысокая, считаю, что это мало за их титанический труд. Наверно, теоретически можно было бы Юрия заставить поменять работу, чтобы приносил в дом больше денег. Но это значило бы сделать его несчастным. Я вижу, что без театра он не сможет жить. Он не сможет существовать. Это его призвание, он этим живет. Он может сильно болеть, с высокой температурой, но все равно идет в театр. В этой стихии он может себя реализовать полностью: Юрий точно не был бы счастлив пусть и за большие деньги, но на нелюбимой работе.

– Ваша роль: муза или хранительница очага?
– В семье у нас равноправие, мы друг другу помогаем по дому, Юрий понимает, что я тоже устаю на своей работе, которая тоже имеет свою специфику. Для него обязательно посвятить время нашему младшему сыну – должна признать, что времени Георгию он уделяет больше, чем я. При всей своей занятости найдет возможность побыть дома с ребенком, пообщаться, сделать с ним уроки. И мне тоже уделить внимание.
Понимает, что дом – это не сцена и он не какой-то небожитель, далекий от мирской суеты. Конечно, поставит нас в известность, что ему надо порепетировать, повторить роль, но все свободное время он отдает семье. Кстати, по характеру – уравновешенный, надо очень постараться, чтобы вывести его из себя, поэтому сцены точно не устраивает.
Часто, когда ему не дается новая роль, просит: «Послушай со стороны, у меня получается или нет. Ты, как человек со стороны, может, что-то подскажешь…»

Свое мнение высказываю, но он не принимает его моментально к исполнению. Пропустит через себя, выслушав и другие оценки, и все равно сделает по-своему, найдет свое решение. Поэтому не было в мыслях сказать, что «благодаря мне Юрий замечательно вошел в роль» – я могу только научить читать и писать по-белорусски, но не играть на сцене. Для этого нужен талант и образование.
Ни один спектакль с его участием не пропустила.

Театр и правда жизни

– Известный обывательский вопрос: «Весь такой видный из себя муж на сцене обнимается и целуется с другими женщинами…» Ваша реакция?
– (Рассмеявшись). Спрашивают постоянно, но я отношусь спокойно, понимаю, что это часть его работы. Если бы принимала близко к сердцу все, что происходит на сцене, то, поверьте, вместе мы бы не жили. И даже рада, что мой муж нравится не только мне, всегда приятно слышать комплименты в его адрес. Как и вопрос от учеников, когда собираемся идти на спектакль: «А ваш муж играет? Тогда мы обязательно пойдем!»

– Муж в центре всеобщего внимания, вы вроде как в тени. Есть ли чувство конкуренции?
– Помню, когда развелась одна звездная актерская пара, бывшая жена так комментировала развод: «В браке один пулеметчик, а другой подносит патроны. Мы были оба пулеметчики…».
У нас свои жизненные пути. Я не актриса, хотя актерское мастерство учителю тоже необходимо. Но охотно допускаю, что, будь мы оба актеры, конкуренция была бы вполне вероятна. А так мы занимаемся каждый своей работой. И я часто у Юрия спрашиваю советы, когда мы проходим пьесы по белорусской литературе и ставим инсценировки, и он здорово мне помогал – расставить детей на сцене, кто и как должен подавать свою роль. Мы занимали первые места.

– Принято считать, что люди из артистической богемы – это любовницы, алкоголь, интриги…
– Юрий абсолютно безнадежный человек для светской хроники, а также иных телепередач на российском телевидении. Примерный семьянин, любит своих детей, не курит, не пьет, как следствие – не скандалит, спокойно относится к своей известности. Никогда не слышала, чтобы он уничижительно отзывался о своих коллегах. Даже во время редких праздничных застолий старается, чтобы сын не видел, как он выпивает – считает, должен быть примером во всем.

Ведет здоровый образ жизни. Вряд ли бы у него было столько сил, чтобы выкладываться на сцене, если бы он страдал известными печальными пороками. И спиртное для Юрия никогда не было источником вдохновения. Да и некогда – гастроли, фестивали, репетиции, спектакли, выступления…

– Какая сценическая роль в его исполнении вам особенно нравится?
– Очень понравился последний спектакль «Мать» по пьесе Карела Чапека, Юрий играет одного из сыновей. Там все артисты выложились полностью, и себя невольно чувствовала этой матерью, переживавшей трагедию. Пьеса «Третий лишний», где он в роли героя-любовника. В жизни им не является, но роль ему удалась. Вообще, мне все его спектакли нравятся, особенно драматические роли, где Юрий полностью раскрывается. Но и комедийные ему тоже удаются. Не принципиально, чтобы он был положительный герой, главное, чтобы ему нравилось играть. И я не смотрю на его игру исключительно восторженными глазами, могу и покритиковать. Мои замечания он воспринимает адекватно и без обид. Верный признак, что на сцене выложился полностью, когда возвращается домой и говорит: «Можно, я помолчу?»

Театр и правда образа

– Юрий взял вас замуж с ребенком от первого брака – согласитесь, не самый частый случай в нашей жизни. Простите за прямой вопрос: «Что он в вас нашел?»
– Точно не решение квартирного вопроса, как и не чтобы было кому готовить и убирать. И, когда мы познакомились, я не скрывала, что была замужем и у меня есть ребенок, тогда сыну было 10 лет. Мне он когда-то давно ответил просто и коротко: «Мне с тобой интересно…» И у него хорошие отношения с моим старшим сыном: не отцовские, но именно как друзья. Святославу он уделял не меньше внимания, чем Георгию, детей никогда не делил на мой/не мой – они для Юрия одинаково любимы. Разница между ними 13 лет, старший сын обращается к нему по имени. А иногда может трогательно ласково сказать – батя… Для меня их взаимоотношения – настоящий бальзам на сердце. Иногда даже немного обижало, что Святослав, чтобы посоветоваться, звонит Юрию, а не мне.

Очень благодарна его родителям: с пониманием отнеслись к выбору сына, свекровь ни разу ничем не упрекнула, и в наши отношения никогда не вмешивались. И все советы от них по делу, не отказываются помочь при необходимости.
Мне повезло: прекрасные муж, свекровь, свекор – с ними интересно и никогда не бывает скучно.

– Женой актера быть тяжело?
– Думаю, это не зависит от профессии. Конечно, было сложно: долго привыкала к его работе – утром репетиция, вечером спектакль, а еще гастроли, кроме этого, Юрий учился… Но он сделал все для того, чтобы его профессия на мне не отражалась негативно.
Конечно, благодаря глянцевым журналам жизнь актеров сегодня на слуху и на виду, но мы видим только один эпизод из их жизни и работы. И если кто-то мечтает выйти замуж за актера, чтобы решить свои финансовые проблемы и блистать в свете, то это глупая и наивная идея.
Актер и большие деньги часто мало совместимые вещи, особенно для начинающих артистов. Мы встречались год, и я точно знала, сколько он зарабатывает, что из себя представляет его работа по душевным и физическим затратам, но для меня это было не главным. Важно, чтобы это был человек, который бы меня понимал, любил и принимал такой, какая я есть. И которому я готова ответить тем же.

А все остальное, то же материальное благополучие, приложится. Тем более, что не так уж много людям для счастья надо, как иногда кажется.

Дмитрий КУЛИК.
Фото Сергея БОРОВИКА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: