Журналиста газеты «Жыццё Палесся» пригласили на необычный спектакль. Артистам, занятым в постановке, а также всем, кто способствовал тому, чтобы это культурное событие состоялось, важно, чтобы спектакль был не только для своего круга. Это очень узкий круг, попасть в который никому не советуют. И актеры, и подавляющее большинство их зрителей — осужденные, отбывающие срок наказания в исправительной колонии №20.
Работа театрального кружка осужденных исправительной колонии №20 вряд ли была бы возможна, если бы не содействие сотрудников группы исправительного процесса. Это одно из подразделений колонии, существующей как отдельный город со своей инфраструктурой.
Всего таких подразделений несколько. Например, служба тылового обеспечения занимается бытовыми вопросами жизни осужденных. В ее обязанности входит лечить, кормить, обеспечивать их чистой одеждой и многое другое. Работа оперативной службы направлена на пресечение противоправных действий осужденных. Режимная служба обеспечивает соблюдение контингентом исправительной колонии распорядка дня, правильного внешнего вида, перемещений в соответствии с установленными правилами.
Чтобы пройти на территорию колонии, нужно время. Недостаточно сказать, кто ты и откуда приехал. Пропуска у приглашенных журналистов, как и разрешение на фотосъемку и диктофонную запись, выписаны заранее, без них нам здесь были бы не рады. Мой паспорт остается на контрольно-пропускном пункте, как и мобильный телефон.
Экскурсия по всем объектам исправительной колонии у нас не предусмотрена. Мы не заходим в гости к осужденным, но узнаем, что они живут в общежитиях в комнатах по нескольку десятков человек. Никаких излишеств: двухъярусные койки, тумбочки по одной на двоих. Здание каждого отряда осужденных имеет свою небольшую территорию — локальный участок, который отделен от других металлическим забором, ходить из одного локального участка в другой осужденным нельзя. Есть на территории колонии также арестный дом, куда попадают те, кто совершил не столь тяжкие преступления и отбывает наказание от нескольких месяцев до года.
ИК №20 — это не простое исправительное учреждение. Здесь отбывают наказание те, кто ранее уже отбывал срок в исправительной колонии и вновь совершил преступление. Эти люди работают на территории колонии: здесь есть свое производство. Также они имеют возможность получить рабочую специальность в филиале Мозырского государственного профессионального лицея строителей №2. У многих из них сразу несколько специальностей — смотря сколько раз в этой колонии отбывали наказание, с иронией объясняют сотрудники группы исправительного процесса, которые сопровождают нас.
Кто-то, стремясь найти духовную опору на пути к исправлению, обращается к Богу: небольшая православная церковь на территории колонии без прихожан не обходится.
Еще по пути мы видим спортивную площадку, огражденную решеткой. Тренажеры самодельные, здесь осужденные очень любят проводить время.
О жизни в исправительной колонии нам рассказывают начальник отдела исправительного процесса Александр Владимирович Бойцов и старший инструктор по воспитательной работе Валерий Геннадьевич Сикорский. Подробнее они останавливаются на деятельности своей службы.
Группа исправительного процесса отвечает за создание условий, в которых осужденные могут задуматься о том, что им нужно исправиться, а также за коррекцию их поведения. Она состоит из отдела исправительного процесса и отделения психологического обеспечения. Отдел исправительного процесса, в свою очередь, состоит из трех отделений, руководимых начальниками отделений. В их подчинении находится два десятка начальников отрядов. Помимо этого, в отделе работают старший инструктор по воспитательной работе, который занимается методическим обеспечением процесса исправления, и старший инспектор по бытовому и трудовому устройству, который следит за тем, чтобы освобождаемым осужденным было где жить после освобождения из колонии. Отделение психологического обеспечения немногочисленное: в него входят начальник отделения, старший психолог и психолог исправительного процесса. Задача отдела — коррекция поведения осужденных. О своей работе нам рассказал старший психолог майор внутренней службы Павел Владимирович Козел. А кабинет психологической службы (может быть, самое уютное место для осужденных во всем исправительном учреждении) стал нашим временным пристанищем, пока артисты колонии готовились давать свой спектакль.
* * *
Сотрудники службы исправительного процесса — это исключительно мужчины с высшим образованием (необходимо юридическое, педагогическое либо психологическое), не имевшие проблем с законом (даже в «мелочах», то есть по административным правонарушениям), морально устойчивые, с крепким здоровьем и хорошей физической подготовкой.
Психологическая устойчивость подчеркивается как особо необходимое качество.
— Сотрудники должны уметь контактировать с людьми, имеющими самый сложный характер. Понятное дело, непростой характер у каждого осужденного. Нужно уметь беседовать с ними, не вызывая агрессии, добиваться от осужденных выполнения требований, которые ставятся перед ними, не обостряя ситуацию. Ведь осужденных значительно больше, чем сотрудников. Сотрудники без-оружны. И свое влияние и авторитет они завоевывают годами. Это не каждый сможет, — поясняет начальник отдела исправительного процесса Александр Владимирович Бойцов.
Под эти критерии подходит не каждый соискатель, и потому не так много желающих пойти на службу в колонию. Но есть люди, которые выбрали именно этот путь. Например, начальник отряда капитан внутренней службы Павел Романович Савенко с детства мечтал о военной карьере. Затем, по его словам, планы поменялись, и он поступил на филологический факультет Мозырского госпедуниверситета. После окончания вуза работал по распределению в Лельчицком районе, затем был призван в армию, а после срочной службы вернулся в школу. Некоторое время был учителем в средней школе №8 г. Мозыря. В армии Павлу Романовичу было присвоено звание лейтенанта запаса. Тогда он решил, что обязательно попробует себя в военной сфере, как и желал того раньше. Уволившись из школы, стал обращаться в армейские подразделения на Мозырщине: сначала в погранкомендатуру в деревне Прудок, затем в войсковую часть радиотехнической бригады на станции Мозырь, но не сложилось. Узнал, что в исправительной колонии №20 вводится в строй арестный дом, следовательно, потребуются новые сотрудники. Успешно прошел отбор и с февраля 2010 года работает в должности начальника отряда.
— Такая работа, как у вас, портит характер?
— Я думаю, так происходит у тех, у кого есть склонность к плохому характеру. Любая работа влияет на человека. В нашей службе тоже есть и плюсы, и минусы. Согласен, что есть такие моменты, которые могут негативно отразиться на привычках, но с этим нужно работать. Важно, чтобы служба и жизнь вне ее не смешивались.
— А как находите общий язык с осужденными?
— Надо помнить, что все они люди, какими бы ни были. И у этих людей есть положительные качества, которые нужно замечать. Да, они отбывают наказание, законопослушных среди них нет. Скажу больше: вряд ли среди них найдутся те, кто оказался в колонии случайно, потому что в ИК-20 попадают за преступления, совершенные повторно. За годы своей работы я видел лишь пару человек, по которым было заметно, что они явно не постоянные обитатели тюрем. А процентов девяносто из осужденных живут по принципу из фильма «Джентльмены удачи»: «Украл, выпил — в тюрьму». Но это не значит, что они однозначно плохие люди, как бы удивительно это ни звучало. Кроме того, в тюрьме от них уходят негативные факторы, которые на них сильно влияют, в первую очередь, алкоголь и наркотики. Без их воздействия большинство осужденных вполне адекватны. Сюда попадают люди, которых, в принципе, не нужно учить, как себя вести в исправительном учреждении. Они и так все знают. Но нужно помнить, что они — люди, и что ты — человек, а не просто форма и погоны. Иногда требуется сделать чуть больше, чем от тебя требуется.
Коллега Павла Савенко капитан внутренней службы Василий Васильевич Полуян в колонии работает чуть меньше времени. Пришел сюда по совету, услышанному в военном комиссариате после службы в армии. Работа, говорит он, не из легких. Но коллектив хороший, дружный, а к опытным начальникам всегда можно обратиться, если есть какие-то проблемы.
Заместитель начальника отдела исправительного процесса Андрей Максимович Лапковский начинал свою работу в колонии в должности начальника отряда. Все приходит с опытом, уверен он, и чтобы адаптироваться к сложной работе, нужно время. С осужденными удается найти общий язык, ведь сотрудники отдела исправительного процесса помогают им решать насущные вопросы, конечно, в рамках закона. А подопечных много: у одного начальника отряда в подчинении от 70 до 150 осужденных.
— Важно выполнять работу так, чтобы осужденные сами понимали важность и пользу нашей службы, — добавляет Александр Владимирович Бойцов. — Сотрудники отдела исправпроцесса помогают организовать свидание с родными, получить посылку или передачу, купить продукты питания или другие нужные товары, предоставляют возможность сделать телефонный звонок да и многое другое. Благодаря нам у осужденных решаются их жизненно важные задачи. Проводим не только индивидуальную воспитательную работу, но и коллективные воспитательные мероприятия. Направляем энергию осужденных на общественно полезную деятельность. Несмотря на то, что некоторые начальники отрядов — в возрасте до 30 лет, им приходится работать с осужденными намного старше себя, иногда и вдвое старше. И необходимо заслужить их уважение, завоевать доверие: через страх никто ничего делать не будет. У каждого осужденного иммунитет к страху. Эти люди уважают и подчиняются, ощущая превосходство интеллекта сотрудника, видя его порядочность и обязательность. «Тюрьма — есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего нужны люди смелые, добрые и веселые», — говорил царь-реформатор Петр I.
* * *
Любительская театральная группа в исправительной колонии появилась не в первый раз. Более десяти лет назад осужденными уже ставились спектакли, в том числе выездные — в ИК-4 в Гомеле, где находятся женщины-осужденные. Все дело в том, что в то время волею судеб в исправительной колонии №20 отбывал наказание один интересный осужденный — любитель театра и писатель. За какое злодеяние он попал в тюрьму — этого мой собеседник Валерий Геннадьевич Сикорский уже не помнит. Однако театральный кружок силами этого человека стал важной частью культурной жизни колонии. Режиссер и его артисты много времени проводили на репетициях — благо находились недалеко друг от друга. Когда режиссер вышел на свободу, театр уже не собирался.
— Сейчас действует программа «Театр в тюрьме», в рамках ее мы опять организовали театральный кружок. Не без помощи наших друзей из Мозырского драмтеатра им. И. Мележа, — рассказывает Валерий Геннадьевич. — Тяжело было организовать репетиции, потому что заключенные много времени задействованы на производстве, и, к тому же, не являются профессионалами в актерской работе. В отличие от прошлого режиссера, нынешний — приезжий, это главный режиссер нашего драматического театра Роман Матвеевич Цыркин. Человек увлеченный и талантливый. Это сразу чувствуется. Осужденные из театрального кружка его сразу неподдельно за-уважали. Конечно, он не может постоянно находиться на репетициях. Приезжает пару раз в неделю, дает задания, проверяет готовность сцен. Артисты исправно выполняют его рекомендации. Это не просто для них, но, тем не менее, они стараются. Сейчас работаем над тем, чтобы выйти на более высокий уровень, ставить пьесы посложнее.
Сегодняшняя пьеса для актеров-осужденных предполагает близкие им амплуа: «А поутру они проснулись…» Василия Шукшина. Сюжетная линия разворачивается вокруг «клиентов» медвытрезвителя, действие происходит в 70-х годах прошлого века. У каждого из пьяниц, оказавшихся в стенах заведения, своя история, но суть ясна: каждый должен быть в ответе перед собой за свои пагубные привычки. У некоторых из актеров, занятых в пьесе, тоже были проблемы с алкоголем. Они — одна из главных причин, почему эти люди оказались в местах лишения свободы. Так что роли им действительно близки.
Если абстрагироваться от программы спектакля, где в биографиях актеров вместо учебных заведений — цифры статей из Уголовного кодекса, можно было подумать, что это вовсе не осужденные, а самые настоящие актеры. Играли они слаженно и с душой. А открытый финал (пьеса была не закончена Шукшиным) тронул за живое. Пока артисты переводили дух, один из осужденных исполнил красивую песню Михаила Круга «Мама».
Мы поинтересовались впечатлениями зрителей-осужденных, как они оценили постановку. Они охотно делились мнениями.
— Мне очень понравился спектакль. В наших местах не так часто происходит что-то подобное. Мое впечатление: почаще бы они происходили. Спасибо администрации за эту возможность, и спасибо гостям со свободы, что приехали — это очень приятно, — рассказал нам Александр.
Среди гостей со свободы были профессионалы режиссерского дела: директор ДК «Строитель» и главный режиссер многих городских праздников Ирина Алексеевна Федченко, а также руководитель и режиссер народного театра сатиры и юмора «КомИкс» Валентина Емельяновна Герасимова, которые поздравили артистов с премьерой, пожелали им и публике душевных сил, терпения и милости Божьей.
Свою необычную актерскую труппу поздравил и Роман Цыркин.
— Нам работалось вместе легко: я видел понимание общего дела, которым мы с ребятами занимались с сентября по декабрь. Вроде бы и немного времени прошло, но меня на репетициях и сейчас, перед премьерой, встречали так тепло, будто мы знакомы уже несколько лет, — отметил режиссер и вдохновитель театрального кружка заключенных. — Хочу выразить благодарность администрации вашего учреждения, которая дала мне возможность попробовать себя в чем-то новом. Подобного опыта у меня не было, и это очень полезно для моей профессии. Благодарен участникам спектакля, которые так серьезно отнеслись к нашей работе. Это спектакль обо всех нас, потому что суд ждет каждого из нас. Я говорю о суде высшем, а не земном. Мы все должны думать, с чем мы придем на этот суд. Если пусть хоть на короткое время мы стали лучше, значит, мы достигли своей цели. Вас любят и ждут на воле, надеются, что ваша жизнь вернется в нормальное русло, и вы должны помнить об этом. Всем удачи и скорейшей встречи со своими родными.
Елена МЕЛЬЧЕНКО
Фото автора