Наше здоровье — в наших же руках

399

Как выбрать качественные и полезные пищевые продукты, как в теплое время года благополучно избежать отравлений испорченной едой, где лучше покупать качественные продовольственные товары, как должны храниться мясные и молочные продукты в торговых объектах?.. Однажды каждый из нас задумывается над подобными вопросами.

Сегодня эти темы были освещены в интервью с заведующей отделом гигиены государственного учреждения «Мозырский зональный центр гигиены и эпидемиологии» Валентиной Ивановной ГРАМОВИЧ

и с заведующей отделением гигиены питания этого же учреждения Ириной Павловной ЩЕТКО.

— Наконец наступило долгожданное лето. Впереди настоящее тепло, солнце и… риск получить отравление продуктами питания. График проведения проверок предприятий торговли как-то изменился?

— В этом году пока нет. Координационный план контрольной (надзорной) деятельности размещается на сайте Комитета государственного контроля, и уже в соответствии с ним мы осуществляем плановые проверки всех субъектов хозяйствования, в том числе и предприятий торговли и общественного питания. В предыдущие годы в летний период в соответствии с постановлениями главного государственного санитарного врача Республики Беларусь усиливался надзор за эпидзначимыми объектами, в этом главным врачом Гомельской области рекомендовано усилить надзор за предприятиями общественного питания. Поэтому будут проводиться мониторинги за этими объектами.

— Какая продукция проверяется более придирчиво: импортная или отечественная?

— Нет никакой разницы: к проверке любого товара относимся ответственно. Проверяем и сроки реализации, и маркировку, и условия хранения. Что касается импортной продукции, то обращаем внимание на наличие санитарно-гигиенического заключения, выданного на каждую ввозимую партию товара, произведенного в странах, не входящих в Евразийский экономический союз. А вообще, более усиленно смотрим ту продукцию, которая требует особых условий хранения. Речь идет о скоропортящихся товарах. Следим за тем, чтобы исправно работали не только кондиционеры, расположенные в торговом зале, но и поддерживалась нужная температура в холодильном оборудовании.

— Про холодильные витрины… Скажите, а правильно ли то, что у многих холодильников отсутствует стеклянная дверца — они с одной стороны полностью открыты?

— Второе стекло действительно может отсутствовать, это зависит от конструкции холодильного оборудования. В этом случае лучше обратить внимание на то, что продукты питания не должны укладываться в холодильном оборудовании выше специально обозначенной линии, так как там нужная температура уже не выдерживается. Более того, выкладка пищевой продукции в охлаждаемые витрины и охлаждаемые прилавки должна осуществляться с использованием торговых лотков, подносов, корзин.

— Чаще всего какие нарушения выявляются в продовольственных магазинах?

— Наверное, больше всего нас волнуют условия хранения и сроки годности. Порой они не выдерживают никакой критики. Довольно часто нарушаются правила товарного соседства. Вот, например, на рынках и в торговых павильонах часто можно видеть, что мясная продукция выложена прямо на прилавок. Доставать ее из холодильника и класть на прилавок категорически запрещено. Если вы столкнулись с таким грубым нарушением, смело требуйте книгу жалоб и предложений.

— Вы сказали о нарушении товарного соседства. О чем идет речь?

— Реализация сырой пищевой продукции (мясо, птица, рыба, морепродукты, яйца, овощи, фрукты, ягоды и другие) и полуфабрикатов из них должна производиться в специальных отделах организации, отдельно от торговли другой готовой пищевой продукцией (мороженое, крабовые палочки, колбаса, печенье и т.д.), то есть те продукты, которые употребляются в пищу без дополнительной термической обработки.

— В каких магазинах больше всего выявляются факты реализации пищевой продукции с истекшими сроками годности?

— Нет какой-то общей тенденции. Информация о реализации продуктов с истекшими сроками поступает на разные магазины разных торговых сетей. Невозможно выделить, в каких магазинах нарушений больше. Однако не всегда информация соответствует действительности. Звонит, например, человек и рассказывает, что 3 дня назад покупал в магазине молоко, и оно было испорченное. Спрашиваем, сделал ли он какую-нибудь запись в книге жалоб, оставлял ли он свои данные для того, чтобы ему официально ответил магазин? Отрицательный ответ. Мы все равно выезжаем по звонку, но выявить факт нарушения уже не представляется возможным, и получается, что информация не подтверждается…

— Тогда спрошу по-другому: насколько может быть уверен покупатель в качестве продуктов, придя в магазин?

— Все зависит от самого покупателя. Придя в тот или иной магазин, мы сами делаем свой выбор. Мы выбираем, куда пойти, где лучше купить. Не ленитесь обратить внимание на температурный режим в холодильном оборудовании, внимательно прочитайте состав, рассмотрите маркировку со сроками годности. Если по какой-то причине вы не смогли получить нужную информацию, то лучше такой продукт не покупать.

И обязательно учитывайте, сколько времени вы будете носить продукты в сумке. Если не идете домой сразу после магазина, не стоит совершать покупки скоропортящихся продуктов. Не так уж и редки случаи, когда человек покупает продукты и ходит с ними по городу часа 3-4, а потом возникает вопрос: откуда появилась кишечная инфекция? А ведь скоропортящиеся продукты, приобретенные в магазине, должны снова попасть в холодильник в течение 2 часов. И не позже!

А еще совет для мам: всегда пробуйте детское питание на вкус перед тем, как дать его ребенку.

— Раз уж начали говорить о том, как себя обезопасить в торговых точках города, дайте нашим читателям еще пару советов: на что следует обращать внимание в магазине прежде всего для того, чтобы впоследствии избежать неприятностей?

— Стоит обратить внимание на чистоту корзины, тележки, которые вы берете в торговой точке. Если видите, что они грязные, то лучше вообще не брать. Правильно будет тут же сделать запись в книге замечаний и предложений об имеющемся факте нарушения. Повторимся, при покупке продуктов всегда оценивайте температуру хранения. Не покупайте продукцию, имеющую вид повторно замороженной: она небез-опасна! Имеют место случаи, когда продавец руками отпускает неупакованные пищевые продукты и принимает деньги за товар. Это опасно, так как происходит загрязнение неупакованных пищевых продуктов.

— Давайте поговорим о производстве полуфабрикатов. Вами контролируются цеха предприятий торговли, на которых они вырабатываются?

— Конечно! Точно так же, как и магазины. Стоит отметить, что в целом грубых нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия в кулинарных цехах нашего города нет. Все зависит от руководителя. Если он старается, если это ответственный человек, который дорожит репутацией своего предприятия, то и нарушений, соответственно, меньше. Но, к сожалению, бывает и наоборот, когда материальная составляющая преобладает, тогда проблем и нарушений больше.

Могут пренебрегать правилами и сами повара. Хотя все работники кулинарных цехов знают, что повар должен подобрать волосы под косынку или специальную шапку, надевать спецодежду, при работе с готовой кулинарной продукцией должны использоваться одноразовые перчатки. Руки необходимо обрабатывать после каждой смены операции. Есть правила, согласно которым повар знает, как часто должны меняться ножи, разделочные доски, посуда.

— Во многих магазинах после 18.00 полуфабрикаты можно приобрести с большой скидкой. Как вы относитесь к таким акциям?

— Такие предложения можно встретить и в столичных супермаркетах. Стоит отметить, что предложения выгодные и в целом привлекательные. Другой вопрос, когда человек съест предложенную продукцию. Если он придет домой и тут же разогреет еду, поужинает, тогда все будет хорошо. Ну, а если решит съесть приобретенную котлету через день-другой, то могут возникнуть проблемы со здоровьем. Так что опять-таки все зависит от самого покупателя.

— Насколько соответствует действительности маркировка товаров в наших магазинах?

— Обычно — полное соответствие. Хотя на некоторых товарах она может отсутствовать. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то такую продукцию лучше не покупать.

— А если, например, я хочу купить полпалки колбасы: одну часть уже забрали, я беру вторую. Как узнать, когда она была отрезана?

— После того, как колбасу разрезали, на ней должна быть приклеена этикетка с указанием времени и даты. Кстати, срок годности после нарушения целостности упаковки составляет 12 часов, соответственно, чтобы его рассчитать, нужно знать время и дату надреза. Но бывает, что производитель сам устанавливает сроки годности на свой товар после вскрытия упаковки. Тогда это будет прописано на этикетке изделия. Нет информации — это уже нарушение.

— Наверное, конфеты, которые продают на развес, также должны быть каким-то образом обозначены: срок годности, производитель…

— На общей коробке должен быть наклеен маркировочный значок с указанием даты выработки и срока годности. Если конфеты высыпаны в специальный контейнер, также на нем должна быть соответствующая информация. Если нет никакого документа с указанием интересующих вас цифр, покупатель имеет право потребовать его у персонала магазина.

— Должны ли булочки, а также другие хлебобулочные изделия в свободном доступе лежать на полках. Может быть, стоило бы их продавать в закрытых контейнерах: люди кашляют и чихают, зимой могут задеть верхней одеждой?

— Если честно, то нам тоже это не нравится, но предъявить требования мы, к сожалению, не можем, потому как санитарным законодательством данное требование не регламентируется.

— Если в магазине неприятный запах, это повод для жалобы?

— Это, прежде всего, говорит о том, что в магазине не проводится тщательная уборка. Каждая торговая точка должна регулярно закрываться на так называемый санитарный день. Для предприятий торговли это проблема. Чаще всего причиной плохого запаха в магазинах может быть затекание подтаявших продуктов за пределы холодильной полки. А все потому, что хранятся они, как мы уже говорили, без специальных контейнеров. Температурный режим не соблюдается, замороженный продукт тает, затекает в труднодоступные места, где провести уборку очень сложно. Ведь нужно разбирать витрину…

В любом случае, если вас что-то не устраивает в магазине, есть какие-то претензии к администрации, не оставляйте все как есть. Обращайтесь к руководству предприятия. Покупатель имеет право сделать запись в книге замечаний и предложений. А администрация магазина, в свою очередь, должна в течение установленного законодательством срока дать вам письменный ответ. И тогда другие службы (торговая инспекция, госконтроль, санэпидслужба) при проверках все это увидят и тщательно проверят.

— Хотелось бы узнать: овощи и фрукты, которые красуются на полках магазинов, проверяют на нитраты?

— Конечно. Овощи и фрукты проверяются еще до поступления в торговую сеть — можете быть абсолютно в этом уверены. Производитель проводит лабораторное исследование по производственному контролю и предоставляет магазину документы, подтверждающие качество и безопасность. Чего, кстати, не скажешь о «дешевых витаминах», купленных в не установленных для торговли местах: на парапетах, а то и просто на земле. Конечно, такие овощи вы-глядят красиво. За ними не нужно идти в магазин — зачастую продают возле дома. Цены умеренные, порой ниже, чем в торговых точках. Почему бы и не купить? Между тем делать такие покупки категорически запрещено! У такого товара нет документов о проведенных лабораторных исследованиях, да и, скорее всего, они вообще не проводятся: что там внутри, можно только догадываться. В случае отравления вы можете так и не найти продавца, так как они часто в одно и то же место не приходят. Кроме этого, мы не знаем, кто продает овощи: это может быть больной человек, а многие заболевания, как известно, передаются контактно-бытовым путем.

— Если человек заболел после употребления некачественного продукта питания, приобретенного в определенном магазине… Вы как-то отслеживаете подобные ситуации?

— У нас есть целый отдел, который занимается эпидемиологическими расследованиями. Коллеги собирают эпиданамнез, проводятся соответствующие мероприятия в отношении этого объекта.

— Интересно, а куда магазины девают просроченный товар?

— В соответствии с требованиями санитарных норм и правил такая продукция должна сниматься с реализации и храниться изолированно от хорошей продукции до утилизации.

— Как наказываете за нарушения? Штрафы могут исправить ситуацию?

— Привлекаем к административной ответственности виновных должностных лиц. Если нарушения очень грубые, тогда привлекаем к административной ответственности и юридическое лицо. Если на объекте выявляются нарушения, которые могут повлечь ухудшение эпидемиологической ситуации, тогда выносится предписание о запрещении эксплуатации объекта. Вот, например, последний закрытый торговый объект — торговая палатка ЧТУП «Припятский Альянс» на мини-рынке «Натали». Много нарушений было по санитарному состоянию: отсутствовал рукомойник, не было санитарно-гигиенического заключения, рыба реализовывалась без холодильного оборудования. Так что все очень серьезно, вплоть до за-крытия.

— Интересно, а грызуны и тараканы в торговых точках встречаются? Или подобное соседство осталось в прошлом?

— Сегодня наличие насекомых, в том числе и тараканов, редкость. Но бывают исключения. Кстати, чаще всего насекомых можно встретить в кондитерских цехах: тепло, сладко, сытно. Но, повторюсь, это, скорее, исключение из правил.

— Что бы посоветовали жителям города и района? Нам хочется, чтобы поход в магазин оставил только приятные эмоции…

— Покупайте продукты питания в тех магазинах, где вам комфортно и приятно совершать покупки, где всегда чисто, соблюдается температурный режим. Если вас что-то не устраивает, то прогуляйтесь в другую торговую точку. При возникновении сомнений в качестве товара обращайтесь к администрации магазина. Покупая продукты, внимательно читайте маркировку, обращая внимание не только на цену, но и на сроки годности и состав продукта. Храните купленные продукты правильно. Особенно это актуально в летний период. Помните, что наше здоровье — в наших же руках!

Юлия ПРАШКОВИЧ

Фото Александра СОЛОДКОВА

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: