Репортаж из единственного в городе Мозырского психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов
В учреждение мы приехали в дождливый день. Небо с самого утра затянул тяжелый небесный «дым»: ни намека на солнце, ни надежды на теплый вечер. Настроение и так не самое радужное, а встреча с больными людьми ситуацию усугубила еще больше: размышления о бренности бытия не давали покоя до позднего вечера. Радовало одно: о проживающих в доме-интернате хорошо заботятся. По большому счету, мы навестили семью, в которой живут люди разных возрастов.
В настоящее время в доме-интернате проживают 299 человек. Самому молодому «постояльцу» – всего 18, самому пожилому – 96. Абсолютно все недееспособные. Должным образом ухаживать за собой проживающие не способны, за большинством не могут присмотреть и родственники. Не могут и не хотят – у каждого свои причины. Все члены большого семейства находятся на полном государственном обеспечении. Содержание каждого из них обходится государству в 517 рублей в месяц. Сюда входят питание, одежда, постельные принадлежности, лекарства. В год набегает 6204 рубля на каждого – сумма немаленькая. Но за каждой цифрой – человек со своими потребностями, эмоциями и мечтами. Директор дома-интерната Валерий Леонидович Бакланенко говорит, что мечтают его проживающие примерно об одном и том же: чтобы за ними приехали и забрали домой. Как бы ни было хорошо в интернате, потребность в общении с близкими людьми, в семейных связях достаточно большая. Радуясь, как дети, самым разным приятным мелочам, проживающие задают руководителю учреждения один и тот же вопрос: «А когда ты меня отправишь домой?» «Как только за тобой приедут», – честный ответ ненадолго успокаивает пациентов дома-интерната. Они снова погружаются в свой мир, в котором, к слову, происходит много интересного…
Во-первых, здесь до мелочей расписан режим дня. Не стоит думать, что проживающие целыми днями сидят на своих кроватях, уставившись в одну точку. Кроме основных дел (принятие пищи, трудотерапия, медицинские процедуры), у обитателей дома-интерната отличный досуг. Они вполне активно гастролируют по другим домам-интернатам со своими постановками и выступлениями. Устраивают концерты и на месте. Во-вторых, раз в неделю с удовольствием посещают дискотеку, участвуют в спортивных мероприятиях, ухаживают за животными и садом-огородом, берут книги в библиотеке, смотрят кино, посещают самые разные творческие кружки. В какой-то момент территория дома-интерната напоминает санаторий: до обеда – процедуры, после – развлечения, несколько раз в день вас приглашают покушать в большую и уютную столовую. Оттуда, к слову, мы и начинаем свою экскурсию по дому-интернату.
«В феврале 2017 года введен в эксплуатацию абсолютно новый и дорогостоящий пищеблок, который оснащен новейшим оборудованием, мебелью и посудой. Здесь 150 посадочных мест, отличные повара и уютная атмосфера», – Валерий Леонидович с гордостью демонстрирует нам просторную столовую. Действительно, здесь чисто, светло и красиво. На подходе к двери вместо ступеней – горка: так удобней инвалидам-колясочникам. Здесь есть и такие.
Шеф-повар Наталья Иосифовна Горжевская нежданных гостей встречает со смущенной улыбкой: к пристальному вниманию не привыкла. Результат ее работы с удовольствием пробуют на вкус проживающие, но вот сама женщина остается «за кадром». А между тем речь идет о талантливой в кулинарной сфере, доброй и отзывчивой работнице, которая трудится на своем месте уже немало лет.
После столовой направляемся в комнаты, где непо-средственно проживают обитатели интерната. Здесь чисто и уютно: ничего лишнего. Серьезная и обстоятельная Екатерина, смешливая и подвижная Анна с удовольствием рассказывают о своей жизни в интернате. В итоге резюмируют: «Живем дружно, кормят вкусно!» К слову, в каждой палате проживают от 2 до 5 человек.
Напротив палаты – кабинет дежурной медсестры. Там застаем Валентину Николаевну Карнилову. «Контингент у нас, прямо скажем, тяжелый: с больными людьми никогда не было легко работать. Однако им особенно важно доброе отношение: ласка, внимание, забота. Но при этом нужно проявлять строгость. Они должны понимать, что есть вещи, которые нужно делать, несмотря на то, что порой этого не хочется. Если проявишь слабость, сам же потом об этом и пожалеешь: может произойти какой-нибудь неприятный инцидент. От психически больного человека можно всего ожидать«, – рассказывает наша собеседница.
А Валерий Леонидович продолжает: «В абсолютном своем большинстве у нас проживают больные люди, но благодаря постоянной медицинской поддержке, наблюдению врачей, тщательному уходу медсестер и санитарок все они достаточно адекватны. Случаются, конечно, обострения. Самочувствие психически больных людей часто зависит от фазы Луны, от резкой смены погоды. В такое время к проживающим проявляем особое внимание. Впрочем, ласку, участие, доброжелательное отношение к больным важно проявлять всегда. Да и когда разговариваешь с ними, когда видишь, как трогательно они выступают во время концерта, понимаешь, что по-другому к ним относиться просто невозможно».
Юлия Викторовна Филиппова работает в доме-интернате культработником и по совместительству библиотекарем: «Когда только пришла, проработав в учреждении буквально несколько дней, решила для себя: это не мое, не могу, лучше сразу уйти. Но на самом деле мои подопечные – очень благодарная публика. Когда ты видишь, с каким энтузиазмом они выполняют какое-то задание, когда наблюдаешь, сколько эмоций у человека во время праздничного мероприятия, понимаешь, что все не зря! Присматриваешься к человеку, когда он только поступает в учреждение.
Интересуешься о его жизни до поступления, спрашиваешь, что он умеет делать. Со временем обязательно проявляются какие-то способности: кто-то поет, кто-то танцует, а у кого-то получается здорово читать стихи. Моя задача – предложить человеку интересное дело, благодаря которому он сможет проявить свои способности, а жизнь станет насыщенней и интересней». Наша собеседница перечисляет, какие занятия по интересам могут привлечь обитателей дома-интерната: цветоводство, рисование, лепка, шашки-шахматы, аппликация и многое др. Признается, что у нее имеются любимчики: те, чувство жалости к которым особенно сильное: «Однако свои эмоции в этом смысле стараемся не показывать. Работать нужно с каждым, а личные симпатии оставлять при себе». Культработник обращает наше внимание на многочисленные работы, которые оформлены в оригинальные рамочки и вывешены на стену.
Здесь в очередной раз обращаем внимание на довольно интересные картины. Оригинальная творческая манера, яркие краски, большой формат. Интересуемся, кто автор этих работ. И уже через пару минут идем знакомиться с Виктором – обитателем дома-интерната. Приятный молодой мужчина смущается, но все-таки находит в себе силы для разговора с совершенно незнакомыми людьми. Для многих больных такое общение – настоящий подвиг, потому как заговаривать с нежданными гостями для них – дело непривычное, выбивающее из устоявшейся уже колеи. Волнительно… Виктор рассказывает о том, что вдохновляет его на творчество директор, который часто подсказывает сюжет будущих работ в открытках: «Принесет, а я рисую». Наш собеседник говорит, что когда-то учился в художественном училище в Бобруйске: «Теперь вот пригодилось». Пока Виктор беседует с нами, другие проживающие с интересом наблюдают за происходящим. На художника смотрят с уважением, а некоторые – с неприкрытым восхищением. Тишина в коридоре такая, что, кажется, легко можно услышать их взволнованное дыхание…
Валерий Леонидович предлагает посмотреть старый парк, который расположен за главным корпусом. Просторная площадка, множество скамеечек, чистый воздух и звенящая тишина – безусловно, это место располагает к отдыху, к общению с природой.
Дождь настойчиво барабанит по крыше. Кстати, она здесь также новая: совсем недавно прошел ремонт и в главном корпусе. Как говорится, созданы все условия. Но наш гид считает это далеко не главным: «Понимаете, это живые люди. Пусть они больные, пусть все со своими странностями и тяжелыми жизненными ситуациями… Но все хотят домашнего тепла. Конечно, мы со своей стороны стараемся. И ласковым словом, и делом. Но порой этого недостаточно. Знаете, практически все наши подопечные ранее проживали в Гомельской области, у 80% имеются родственники. Но посещают только некоторых – их по пальцам можно пересчитать. Казалось бы, какое тут расстояние?! Ан нет, желающих увидеть своих больных родственников не так уж и много. Часто вспоминают про них, когда нужно квартиру продать. Но я как опекун отстаиваю интересы своих подопечных: часто отказываю в сделке. А если человек выйдет отсюда – всякое ведь может быть – что тогда? Где он будет жить? На самом деле это все очень грустно… Наследство, деньги, собственные интересы, отсутствие любви и жалости…»
Мы заканчиваем наш разговор уже в директорском кабинете. Административный корпус находится на въезде в особенный «город». Да, здесь уютно: сад, собственное подсобное хозяйство, аккуратные дорожки, отремонтированные здания. Пациенты беспрепятственно гуляют по своей территории, рады гостям, ухожены и накормлены. Но все-таки, наверное, одиноки. Несмотря на многочисленных товарищей, интересный досуг и внимательное отношение персонала, они с нетерпением ждут приезда своих родных и близких…
Юлия ПРАШКОВИЧ.
Фото Сергея БОРОВИКА.