Мальчиши-плохиши, или Как не упасть на «скользкой дорожке»

399

Истерики, крики, обидные слова, поступки во вред себе и окружающим. Но в то же время глубокая ранимость, одиночество, потерянность, непонимание себя, желание почувствовать себя нужным и любимым. И это еще неполный список того, что происходит с подростком.

Поверьте, этот период сложный не только для родителей, но и для детей. Дети не меньше взрослых чувствуют свою взбалмошность и искренне раскаиваются. В подростковом возрасте происходит гормональное созревание организма. Именно оно в большинстве случаев причина маловразумительного и парадоксального поведения детей в 12-17 лет.

Все мы прошли через этот период. И у каждого найдется парочка воспоминаний, за которые стыдно, и, вообще, их не хочется вспоминать, как будто это было не со мной. И здесь, главное, чтобы подросток не переступил черту, за которой кроется страшный преступный мир со своими законами и порядками.

В инспекции по делам несовершеннолетних Мозырского РОВД на профилактическом учете состоит более 80 подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию или совершивших какие-либо правонарушения в столь раннем возрасте. Именно с такой категорией граждан работают сотрудники ИДН. Это подразделение тесно сотрудничает со всеми службами ОВД, помимо этого, инспекция вплотную работает с органами образования, социальной защиты и социальной опеки. Большинство сотрудников инспекции составляют девушки. Они не боятся тяжелой работы, а, наоборот, прилагают максимум усилий для того, чтобы ребенок не совершал правонарушения, но если и сделал это, то встал на путь исправления.

В инспекции по делам несовершеннолетних говорят, что многие трудные подростки из неполных семей, у кого-то один из родителей судим. Должного контроля дома за ними нет, и они творят, что хотят. То деньги уворуют у одноклассников, то побьют кого-то в подворотне, а бывает, что поймаешь за распитие спиртных напитков в общественных местах. Пока их контролируют, вроде всё нормально, характеристика с места учебы положительная, но стоит снять с учета, как большинство из них снова совершают правонарушения. Почему так происходит?

Сотрудники милиции давно отметили для себя, что дети, у которых есть проблемы с законом, и дружбу заводят с себе подобными. В школьном коллективе они, как правило, чувствуют себя не в своей тарелке – учеба, отношения с благополучными одноклассниками не слишком ладятся. Нередко трудные подростки – это дети из неполных, многодетных семей, а также тех, где родители злоупотребляют алкоголем. Этих мальчишек и девчонок где-то недовоспитали, где-то им недодали тепла и ласки. В таких же ребятах, как сами, они видят родственные души, единомышленников. Объединившись в группы и выпив спиртного, такие подростки могут быть опасны для общества. Именно поэтому за ними ведется серьезный контроль, их стараются разобщать, объяснять новичкам, что не стоит брать пример с тех, кто завоевал себе авторитет нехорошими делами. Бывали в практике и совсем юные нарушители закона. Видимо, хотели казаться взрослее. А в итоге оказались на профилактическом учете.

Основная же часть нарушений – это появление в общественном месте в пьяном виде, распитие там же спиртных напитков, нецензурная брань. Случаются кражи, мелкие хищения, нарушения ПДД, употребление некурительных смесей.

Вот, к примеру, двоим учащимся одной из школ города захотелось кушать. Им ничего больше не пришло в голову, как отправиться в один из ближайших магазинов, чтобы совершить кражу. Хотя они знали, что воровство – это нехорошо и могут привлечь к ответственности. Но запретный плод, как известно, сладок. Чипсы, кальмары, шоколадка, конфеты – таков был их «улов». Однако они не учли, что в магазине работает система видеонаблюдения и их похождения четко записывает камера. В тот момент, когда ребята собирались покинуть магазин, их остановил охранник, попросив открыть рюкзак. Через час они были доставлены в комиссию по делам несовершеннолетних, куда были приглашены и их родители. И каково было удивление мамы, когда она узнала, что ее чадо совершил правонарушение. Как правило, для родителей свой ребенок самый лучший. Но тут встает другой вопрос: а родители для него тоже лучшие? Есть ли взаимосвязь между родителями и детьми, и насколько она прочна? Психологи советуют: в подростковом возрасте самое важное – не потерять доверие. Стать сыну или дочери ближайшим другом не означает потерять родительский авторитет. Интересуйтесь жизнью, событиями, происшествиями, важным и сложным, непонятным и повседневным – всем, чем заполнена жизнь вашего ребенка. Сохранив доверительные и близкие отношения сейчас, вы сделаете большое вложение в сохранение теплых отношений на протяжении всей жизни!

Заметим, нотации и нравоучения – вещь небесполезная, но их нужно говорить так и такими словами, чтобы дети слышали, а не просто «слушали». А как быть с чересчур самостоятельными? Популярно и на пальцах объяснять, что просить о помощи или принимать помощь – не унизительно и нормально. Более того, рассказать на примерах, что в некоторых ситуациях к родителям нужно бежать со всех ног, пока ситуация не переросла в катастрофу. У старше-классников всегда много вопросов – что делать, как поступить, как вы-брать, что лучше, почему именно так и т. п. И здесь нужно как можно чаще общаться со своим ребенком. Рассказать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Еще одно немаловажное умение должно сформироваться в этом возрасте – достижение цели, доведение дела до конца. Очень действенными оказываются занятия спортом, обучение в музыкальной школе, секции и кружки с расписанной программой выставок, концертов, конкурсов. Соревнуясь и глядя на тех, кто достигает высоких результатов, у ребят постепенно появляется желание и самому чего-то добиться.

Как показательный и поучительный пример – выпускник одной из городских школ. Будучи учеником, связался с плохой компанией. Вместе со старшеклассниками по ночам сливали бензин из автомобилей, снимали аккумуляторы и похищали магнитолы. Потом все похищенное реализовывали и получали «легкие» деньги. Один-два раза не засекли. Казалось, что так будет всегда. Но подростки забыли старую русскую пословицу: сколько веревочке ни виться, конец будет. В один прекрасный момент банду малолетних преступников поймали. И здесь начались проблемы: в школе, в семье, с друзьями. Однако через все это нужно было пройти, чтобы мальчишка взялся за ум. Он записался в спортивную секцию, стал показывать хорошие результаты, наладились дела с учебой, да и с законом теперь все в порядке.

Так почему же ребенок идет на преступление? Доктор психологических наук, профессор Наталия Максимова говорит, что у каждого преступления есть свои корни и причины: генетические, физиологические или социальные. Но в любом случае к преступлению человек должен быть психологически готов. Кто-то может пойти на это с мыслью «все для меня, и все, что я хочу, получаю». Такие люди, будь то подросток или взрослый, не считают преступление аморальным, не думают о том, что будет чувствовать его жертва. Еще один вариант – когда человек не думает о том, а что же будет дальше. По ее мнению, родители должны с детства объяснять ребенку, что каждое действие имеет последствия: «Вот ты что-то сделал, кого толкнул, а ты подумай, как ему больно». Она уверена, что если так воспитывать ребенка, то он, даже если будет голодным, никогда не возьмет чужую вещь и не причинит другому боль. Наиболее опасным периодом для ребенка эксперт называет подростковый возраст, когда заканчивается формирование личности, когда происходит столкновение между потребностью в самостоятельности и ограничениями со стороны взрослых.

В свою очередь, сотрудники милиции советуют искать корни подобных детских «сюрпризов» в семье. Ведь, если взять всех подростков-преступников, то в боль- шинстве случаев у них что-то неладно дома. Даже если внешне семьи благополучны. Благополучная семья это не только такая, где ребенка кормят и не бьют. Это еще и такая, где ребенка любят, поддерживают и общаются с ним наравне, а также контролируют его поведение и поступки.

Каждые родители не ожидают, что их ребенок станет преступником. И готовы бороться до конца. И здесь психологи отмечают, что недаром существует ограниченная ответственность детей и подростков, поскольку ребенок не может нести полную ответственность за свои действия.

Поэтому единственным шансом исправить трудного подростка остается «тотальный доброжелательный контроль». Когда подростка не ругают, не бьют, но он все время под контролем. И за 2-3 года ребенок может преобразоваться. А получается, что, обычно и до преступления родители не очень контролируют ребенка, а после удержать его дома вообще не могут. Поэтому этот совет на практике воплотить в жизнь почти невозможно. А если отправить в колонию или спецшколу, то это еще хуже. Там взрослые не могут контролировать всех, и уже они контролируют друг друга, поощряют такое поведение. Жизнь всех рассортирует. Кто-то из них исправится и станет нормальным человеком, а кто-то сядет. Процент таких есть в каждом обществе. А чтобы ваш ребенок, который уже проявляет тяжелое поведение, не попал в этот процент, нужен тотальный контроль, но без конфликтов.

С какими бы вопросами и ситуациями вы не сталкивались на протяжении сложного переходного возраста старшеклассника, помните: 2-3 года, и это пройдет. Любите своего ребенка и уважайте в нем личность! Пусть он еще не все знает и понимает, но пройдет еще лет 5-7, и, возможно, он не придет к вам ни за советом, ни по велению сердца. А пока вы имеете возможность научить всему, что посчитаете важным, и создать фундамент доверительных, близких взаимоотношений в будущем. Берегите и любите своих детей!

Сергей БОРОВИК

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: