24 сентября – День машиностроителя
Накануне профессионального праздника машиностроителей директор ОАО «Мозырский машиностроительный завод» Дмитрий Николаевич Гавриленко в интервью нашей газете говорит о расширении рынка сбыта продукции, перспективных векторах развития предприятия, кадровом потенциале.
– Дмитрий Николаевич, не будем отходить от доброй практики подведения итогов, пусть и промежуточных, накануне профессионального праздника: каким был для предприятия 2017 год? что удалось? какие направления работы были особенно успешными? что из запланированного пока не удалось осуществить, и что стало этому причиной?
– Если в целом давать оценку ситуации на предприятии, то, на мой взгляд, учитывая все факторы, она достаточно неплохая. Нам действительно очень многое удалось сделать в текущем году. В первую очередь, мы смогли нарастить объемы производства и реализации в целом на 125%. Нам удалось снизить запасы готовой продукции на 40%. Мы здорово приросли по экспорту – в 2,5 раза. У нас наметилась положительная динамика по росту заработной платы. В этом году нам удалось не только реанимировать производство гусеничных тракторов, но и реализовывать их. Решающую роль в этом процессе сыграл лично председатель Гомельского облисполкома Владимир Андреевич Дворник. Нам удалось решить проблемы, связанные с поставкой техники, по линии финансирования Международного банка реконструкции и развития. В этом году мы смогли неплохо продвинуться в вопросах качества выпускаемой продукции, снизив коэффициент дефектности выпускаемой техники на 41%. В целом на предприятии наметилась положительная динамика по всем направлениям. Что касается неудач: пока не удалось добраться до запланированной планки по рентабельности и снижению уровня затрат. На мой взгляд, этому поспособствовал ряд факторов. Во-первых, очень жесткая конкуренция и переизбыток предложений на рынке. В этих условиях поставщики вынуждены зажимать отпускную цену и рентабельность для того, чтобы побеждать в тендерах. Во-вторых, не совсем обоснованное, на мой взгляд, увеличение стоимости узлов и комплектующих заводами-изготовителями. В текущем году на этом рынке наблюдается некоторая нервозность и несдержанность. Хочется, чтобы руководители предприятий-поставщиков занимали более дальновидную и прагматичную позицию в данном вопросе, а не снижали свою конкурентоспособность и привлекательность для решения сиюминутных задач, это подталкивает производителей готовой техники на поиск альтернативы.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, мы очень осторожно и взвешенно подходим к оценкам текущей ситуации и не испытываем никакой эйфории. Ведь мы понимаем, что конкурировать с каждым годом все сложнее, темп технического развития на предприятии еще достаточно низкий, поэтому нам сегодня нужно делать более решительные шаги по оптимизации всех производственных процессов, созданию перспективной продукции и развитию технического и кадрового потенциала.
– Индикатор успешности любого крупного производства – экспорт. Как повлияла на этот показатель экономическая ситуация в России и Украине? Появились ли у мозырских машиностроителей дальние, «экзотические», заказчики?
– Несмотря на то, что основным потребителем нашей продукции являются предприятия Республики Беларусь, экспорт для нас имеет наиважнейшее значение. В этом вопросе, как я уже сказал, мы значительно продвинулись по сравнению с прошлым годом, увеличив этот показатель в 2,5 раза. Что касается ситуации в России, то поставки в эту страну преимущественно осуществляются через ОАО МТЗ. По поставкам в Украину мы незначительно подросли. Нам здорово удалось продвинуться в вопросе поставки техники в Казахстан, осуществив поставку партии гусеничных тракторов. Вообще, для нас среднеазиатский регион является перспективным, и Казахстан – неплохой плацдарм для полномасштабного наступления в данном направлении. Что касается, как вы называете, «экзотических» заказчиков, то в этом году предпринята попытка совместно с МТЗ поставки гусеничных тракторов на Кубу. Но, учитывая транспортное плечо и логистику, этот шаг можно назвать, скорее всего, разведкой боем, чем экспансией.
Позвольте мне высказать мнение о том, что все-таки индикатором конкурентоспособности продукции за рубежом является не сам показатель экспорта, а своевременный возврат валютной выручки. К слову, в этом году все денежные средства согласно договорным обязательствам пришли вовремя. Вообще, если строить долгосрочные планы по продвижению продукции на экспорт, то нужно решать целый комплекс вопросов: это и налаживание связей с предприятиями товаропроводящей сети, и детальная проработка совместных механизмов и инструментов продвижения техники, в том числе и финансовых, это и совершенствование технической базы сервисных центров, и своевременное обеспечение запчастями. Нужно учитывать инвестиционный климат и политическую стабильность страны- потребителя, отслеживать динамику развития отрасли в стране-импортере и т.д. Поэтому для успешной работы по экспорту нужно иметь очень мощную и развитую товаропроводящую сеть, какой является ТПС Минского тракторного завода.
– Уйти от долгового развития и прийти к инвестиционному – такая задача на пятилетку была поставлена на пятом Всебелорусском народном собрании. Как привлечь прямые инвестиции на Мозырский машиностроительный завод? Что бы Вы в первую очередь приобрели для предприятия, если бы инвестор предложил свою финансовую помощь?
– Перед тем как ответить на этот вопрос, нужно для начала признать очевидный факт, что предприятие действительно нуждается в техническом перевооружении и инвестировании. Если говорить о прямых иностранных инвестициях, считаю, что этот вопрос нужно рассматривать гораздо шире, нежели просто приобретение какого-либо оборудования. Ведь любой потенциальный инвестор в первую очередь рассчитывает на окупаемость инвестиций. А для этого он должен не только понимать, что он хочет произвести, вложив средства в то или иное предприятие, но и на каких рынках и в каком объеме реализовать продукцию, как обеспечить достойное сопровождение продукции на всем жизненном цикле продукции. В конечном итоге он должен понимать, какой сегмент рынка он может занять, и сколько он его удержит. Поэтому для того, чтобы рассматривать этот вопрос, нужно понимать, с каким потенциальным инвестором мы имеем дело, как громко звучит его имя, и насколько сильны его позиции на рынке. А закупка технологического оборудования и выпуск продукции – это вопрос вторичный. К тому же, если рассматривать юридическую сторону вопроса, контрольный пакет акций нашего предприятия принадлежит Минскому тракторному заводу. Поэтому ключевые решения принимает наблюдательный совет МТЗ. К слову сказать, МТЗ-холдинг сегодня является одним из сильнейших в республике, и этот бренд знает весь мир. Поэтому на сегодня рассматривается вопрос по поиску новых форм взаимодействия с головным предприятием с целью поднятия эффективности функционирования и создания условий для инвестирования в завод.
– Чем, на Ваш взгляд, может удивить программа перспективного развития предприятия? Как расширится модельный ряд продукции? Новая техника может стать замечательным подарком к юбилейному для предприятия году…
– Действительно, предприятие уделяет большое внимание не только созданию новых образцов техники, но и совершенствованию существующей, повышению ее технического уровня и качества. На этом пути мы неплохо продвинулись вперед. Мы умеем делать эту работу и делаем ее. Но само по себе расширение линейки техники или создание новых образцов не является целью, а является лишь средством достижения цели. Эта работа всего лишь показывает наш потенциал и компетентность. Сегодня мы рассуждаем такими категориями, как увеличение присутствия на рынке, укрепление бренда и репутации предприятия, удовлетворенность потребителя техническим уровнем, сервисом и качеством выпускаемой продукции и т.д. Ведь при создании техники в первую очередь надо оценивать потребителя как по покупательской способности, так и по готовности эффективно эксплуатировать технику, а это и компетентность, и обученность персонала, его техническая база и т.д. Очень часто оказывается, что потребитель попросту не готов к уровню сложной технической продукции и ищет что попроще. Этот фактор тоже надо учитывать. Что касается подарка к юбилею, то для меня это будет не продукция, а уровень деловой активности предприятия, его стабильность и моральный климат в коллективе. Ведь ни для кого не секрет, что двигателем прогресса любого предприятия являются инициатива его работников, желание развиваться и совершенствовать свою работу, вера в свое дело и в предприятие, на котором трудишься. Именно эти факторы позволят и создавать новую технику, и заниматься техперевооружением, и поступательно двигаться вперед.
– На машиностроительном заводе с большим трепетом берегут добрую традицию чествования лучших работников завода – всех тех, кто на протяжении многих лет достойно, добросовестно трудится на благо родного предприятия. Чей портрет в этом году украсил Аллею почета?
– Да, действительно, мы ежегодно чествуем лучших работников завода, тех, кто принес предприятию огромную пользу. Есть у нас люди-открытия, которые не попали в этот раз на Доску почета, но которые показывали в этом году просто блестящий результат. Поэтому все-таки я бы хотел выразить слова благодарности всему трудовому коллективу ОАО «Мозырский машиностроительный завод» за достигнутые результаты и за преданность своему предприятию. Ведь только сплоченность, коллективное мышление и ответственность, четкое понимание роли и вклада каждого работника позволят нашему предприятию добиться успеха.
Пользуясь такой возможностью, я поздравляю всех работников и ветеранов с профессиональным праздником. Желаю всем отменного здоровья, бодрости, оптимизма, веры в себя и в свое дело, а нашему предприятию я желаю стабильности и процветания.
Ольга АРДАШЕВА
Фото автора